Развитие речи дошкольника

Многолетняя практика работы в телесно-ориентированной психологии все больше и больше приводит к мысли, что человек, как и созданное на земле все живое, уникален. Обращаясь к системе человека «тело-интеллект» не перестаешь удивляться, как эта система устроена.

Кроме анатомо-физиологических особенностей, человек обладает речью, мышлением, памятью, вниманием, восприятием и воображением. Поговорим сегодня о двигательной активности, восприятии окружающего мира и речи детей от 1, 5 до 2 лет, а так же о значении этих трех составляющих в жизни ребенка.

Под двигательной активностью мы понимаем различные движения ребенка направленные на физическое развитие и сохранение здоровья. Процесс двигательной активности помогает ребенку сформировать умения и навыки, для использования их в процессе жизнедеятельности.

Для того, чтобы ребенок вырос и ему было в жизни интересно на мой взгляд, ребенка надо учить двигаться развивая чувственное восприятие мира, т.е.  воздействуя на органы чувств. Органы чувств, в свою очередь, отражают в сознании ребенка предметы и явления окружающего мира. Развитие малыша через чувственное познание, называется восприятием. Таким образом восприятие это комплексный процесс, при котором чувственное, логическое и мыслительное соединяются в единое целое. Это происходит как в процесс движения, так и в состоянии покоя. Поэтому очень важно с раннего возраста развивать ребенка не только физически, но и развивать у него чувственное восприятие окружающего мира.

Но не стоит забывать, что восприятие это комплексный процесс, при котором чувственное, логическое и мыслительное соединяются в единое целое. И это тоже происходит как в процесс движения, так и в состоянии покоя. Поэтому очень важно с раннего возраста развивать в ребенке правильное отображение окружающего мира, формируя в нем познавательный интерес, например к речи и ее интонационному богатству.

Как развивать речь ребенка

Рассмотрим что же такое речь. Это вид коммуникативной деятельности, которая осуществляется в форме языкового общения. Человек говорит на том языке, где родился, и именно при помощи родного языка он понимает других и выражает свои мысли. А если в опыте людей что-то отсутствует, то этого не может быть и в их языке, и в их речи.

Прежде всего, речь в жизни человека это средство общения. При помощи нее человек контактирует с другими людьми, также речь является средством взаимообмена людей опытом друг с другом.

Вернемся к детям. Как устроен маленький ребенок, трудно объяснить. От года до семи лет, не умеющий владеть интеллектуальными операциями ребенок, тем не мене усваивает (и это близко к совершенству) сложную знаковую систему языка. Интересно наблюдать как у детей 1, 5 лет в процессе деятельности развивается произношение, замечу, что у каждого ребенка по-разному. Одни дети легко и с желанием повторяют звуки (мяу, му, гав и т.д.), другие менее отчетливо произносят их, а некоторые не повторяют за взрослыми даже с десятого раза. Произношение напрямую зависит от состояния органов артикуляционного аппарата, именно поэтому мамы должны разговаривать с ребенком с рождения, побуждая его еще в возрасте 7-8 месяцев произносить звуки. Поскольку именно в первые два года  жизни органы артикуляционного аппарата ребенка активно развиваются. К двум годам малыш должен хорошо произносить гласные: у, о, а. С согласными в этом возрасте сложнее. Тут два варианта, либо ребенок еще не произносит их совсем или произносит неверно, заменяя их звуками, которые просты в произношении.

Замечено, что хорошо ребенок усваивает звуки через движение, особенно если движения он выполняет вместе с мамой. Например, мама сажает ребенка на колени и передвигается на мягком месте по комнате выразительно  приговаривая:

Ехали мы, ехали

В гости за орехами,

В гости за орехами

Е-ха-ли.

Ехали мы ехали,

 На ямку наехали,

На ямку наехали,

Ямку объехали,

Дальше поехали.

В процессе развития речь ребенка обретает интонационную окрашенность: громкость и темп. Когда он слышит, как говорит взрослый, то перенимает его эмоциональное состояние в том или ином случае.

К помощи освоения речи относят телесные движения, мимику и жесты. Поэтому если ребенок еще не говорит, но  хочет чтоб его поняли, то демонстрирует одобрение или отказ через тело. Например, малыш достает игрушку тигра из коробочки, при этом у него работает мимика (он издает радостный звук), он бежит к маме показать ей игрушку и передать ей свою эмоциональную реакцию. Мама помогает ребенку усвоить понятие тигр и издает рычание как тигр, так ребенок быстрее учиться произносить звуки. Или еще пример, при знакомстве с игрушкой слон, малышу показывают какой хобот у слона и как слон кричит. С первого раза не каждый ребенок может повторить движение, но при многократном повторении он запоминает и образ, название и звук.

С нашей точки зрения, при знакомстве ребенка с чем-то новым, взрослому необходимо эмоционально акцентировать ту эмоцию, которая сопровождается при усвоении образа. Это может быть радость, удивление, грусть, агрессия и т.д. Таким образом в сознании ребенка формируется отражение предметов и явлений окружающего мир, а отражение в сознании ребенка того на что взрослые обратили его внимание воздействует на органы чувств.

Органы чувств можно назвать подсистемой, которая посылает системе «тело-интеллект» информацию из окружающего мира. Это может происходить дистанционно, например, обоняние или при контакте, например, вкус. По той же схеме органы чувств посылают информацию о внутреннем состоянии, например о боли в руке, в наш мозг.

Таким образом, соединив на занятиях, в группе от 1 ,5 до 2 лет, совместные движения ребенка и взрослого с произношением взрослыми стихов и поговорок, мы формируем в малышах желание произносить звуки, что способствует формированию речи ребенка. Поэтому к двум годам большая часть малышей стали много говорить. А от этого напрямую зависит комфорт ребенка, например, ему будет легче адаптироваться в детском саду, когда он сможет понимать и объясняться с воспитателями и ребятами. Помогайте своим детям и к трем годам они будут чисто говорить, а это немаловажно для их развития.



Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Примерный перечень физических навыков ребенка 3-3,5 лет при нормальном развитии двигательной сферы
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Воспитание ребенка - это процесс или результат?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как развивать и воспитывать ребенка первых лет жизни. А главное, зачем?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Взаимодействие человека и окружающего мира с помощью индикатора своих чувств
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Как быть при агрессивных вспышках ребенка?
  • Продолжаем развивать речь ребенка
  • И, именно поэтому, так и происходит! Мозг оправданий без чувств.
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь