|
Развитие речи дошкольникаАвтор статьи: Пронина Нина Ивановна
Многолетняя практика работы в телесно-ориентированной психологии все больше и больше приводит к мысли, что человек, как и созданное на земле все живое, уникален. Обращаясь к системе человека «тело-интеллект» не перестаешь удивляться, как эта система устроена. Кроме анатомо-физиологических особенностей, человек обладает речью, мышлением, памятью, вниманием, восприятием и воображением. Поговорим сегодня о двигательной активности, восприятии окружающего мира и речи детей от 1, 5 до 2 лет, а так же о значении этих трех составляющих в жизни ребенка. Под двигательной активностью мы понимаем различные движения ребенка направленные на физическое развитие и сохранение здоровья. Процесс двигательной активности помогает ребенку сформировать умения и навыки, для использования их в процессе жизнедеятельности. Для того, чтобы ребенок вырос и ему было в жизни интересно на мой взгляд, ребенка надо учить двигаться развивая чувственное восприятие мира, т.е. воздействуя на органы чувств. Органы чувств, в свою очередь, отражают в сознании ребенка предметы и явления окружающего мира. Развитие малыша через чувственное познание, называется восприятием. Таким образом восприятие это комплексный процесс, при котором чувственное, логическое и мыслительное соединяются в единое целое. Это происходит как в процесс движения, так и в состоянии покоя. Поэтому очень важно с раннего возраста развивать ребенка не только физически, но и развивать у него чувственное восприятие окружающего мира. Но не стоит забывать, что восприятие это комплексный процесс, при котором чувственное, логическое и мыслительное соединяются в единое целое. И это тоже происходит как в процесс движения, так и в состоянии покоя. Поэтому очень важно с раннего возраста развивать в ребенке правильное отображение окружающего мира, формируя в нем познавательный интерес, например к речи и ее интонационному богатству. Как развивать речь ребенка Рассмотрим что же такое речь. Это вид коммуникативной деятельности, которая осуществляется в форме языкового общения. Человек говорит на том языке, где родился, и именно при помощи родного языка он понимает других и выражает свои мысли. А если в опыте людей что-то отсутствует, то этого не может быть и в их языке, и в их речи. Прежде всего, речь в жизни человека это средство общения. При помощи нее человек контактирует с другими людьми, также речь является средством взаимообмена людей опытом друг с другом. Вернемся к детям. Как устроен маленький ребенок, трудно объяснить. От года до семи лет, не умеющий владеть интеллектуальными операциями ребенок, тем не мене усваивает (и это близко к совершенству) сложную знаковую систему языка. Интересно наблюдать как у детей 1, 5 лет в процессе деятельности развивается произношение, замечу, что у каждого ребенка по-разному. Одни дети легко и с желанием повторяют звуки (мяу, му, гав и т.д.), другие менее отчетливо произносят их, а некоторые не повторяют за взрослыми даже с десятого раза. Произношение напрямую зависит от состояния органов артикуляционного аппарата, именно поэтому мамы должны разговаривать с ребенком с рождения, побуждая его еще в возрасте 7-8 месяцев произносить звуки. Поскольку именно в первые два года жизни органы артикуляционного аппарата ребенка активно развиваются. К двум годам малыш должен хорошо произносить гласные: у, о, а. С согласными в этом возрасте сложнее. Тут два варианта, либо ребенок еще не произносит их совсем или произносит неверно, заменяя их звуками, которые просты в произношении. Замечено, что хорошо ребенок усваивает звуки через движение, особенно если движения он выполняет вместе с мамой. Например, мама сажает ребенка на колени и передвигается на мягком месте по комнате выразительно приговаривая: Ехали мы, ехали В гости за орехами, В гости за орехами Е-ха-ли. Ехали мы ехали, На ямку наехали, На ямку наехали, Ямку объехали, Дальше поехали. В процессе развития речь ребенка обретает интонационную окрашенность: громкость и темп. Когда он слышит, как говорит взрослый, то перенимает его эмоциональное состояние в том или ином случае. К помощи освоения речи относят телесные движения, мимику и жесты. Поэтому если ребенок еще не говорит, но хочет чтоб его поняли, то демонстрирует одобрение или отказ через тело. Например, малыш достает игрушку тигра из коробочки, при этом у него работает мимика (он издает радостный звук), он бежит к маме показать ей игрушку и передать ей свою эмоциональную реакцию. Мама помогает ребенку усвоить понятие тигр и издает рычание как тигр, так ребенок быстрее учиться произносить звуки. Или еще пример, при знакомстве с игрушкой слон, малышу показывают какой хобот у слона и как слон кричит. С первого раза не каждый ребенок может повторить движение, но при многократном повторении он запоминает и образ, название и звук. С нашей точки зрения, при знакомстве ребенка с чем-то новым, взрослому необходимо эмоционально акцентировать ту эмоцию, которая сопровождается при усвоении образа. Это может быть радость, удивление, грусть, агрессия и т.д. Таким образом в сознании ребенка формируется отражение предметов и явлений окружающего мир, а отражение в сознании ребенка того на что взрослые обратили его внимание воздействует на органы чувств. Органы чувств можно назвать подсистемой, которая посылает системе «тело-интеллект» информацию из окружающего мира. Это может происходить дистанционно, например, обоняние или при контакте, например, вкус. По той же схеме органы чувств посылают информацию о внутреннем состоянии, например о боли в руке, в наш мозг. Таким образом, соединив на занятиях, в группе от 1 ,5 до 2 лет, совместные движения ребенка и взрослого с произношением взрослыми стихов и поговорок, мы формируем в малышах желание произносить звуки, что способствует формированию речи ребенка. Поэтому к двум годам большая часть малышей стали много говорить. А от этого напрямую зависит комфорт ребенка, например, ему будет легче адаптироваться в детском саду, когда он сможет понимать и объясняться с воспитателями и ребятами. Помогайте своим детям и к трем годам они будут чисто говорить, а это немаловажно для их развития. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|