Условия, влияющие на развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от ряда разнообразных причин и факторов, но, в первую очередь, формирующее влияние на данный процесс оказывает социальное окружение, эмоционально благоприятная среда, обеспечивающая ребенку возможности коммуникации в широком смысле слова. В отличие от детей более старшего возраста, например, младших дошкольников, социальную среду которых составляют не только родители, но и другие взрослые, а также сверстники, окружение младенца в большинстве случаев в первый год жизни ограничено взаимодействием с матерью.

Условия, которые оказывают непосредственное влияние на развитие речи младенцев, являются тесно связанными со спецификой и этапами формирования речи.

Так, в частности, поскольку одним из ключевых моментов в развитии речи новорожденного является реакция на звуковые раздражения, то, следовательно, условием ее эффективного формирования будет создание таких раздражений, прежде всего, при помощи голоса матери. При этом доказано, что новорожденный ребенок гораздо лучше реагирует на пение матери, чем просто на произносимые ею обычным голосом слова. Возможно, ребенку проще уловить ритм и мелодику в ситуации, когда смысла он еще не понимает. Быть может, ритмические структуры - это первые структуры, которые наше сознание одним из первых начинает различать. 

Здесь недооценить роль матери, вряд ли,возможно. Отмечено, что ребенок уже в первые недели жизни остро реагирует на то, что говорит мать. Именно так начинается его обучение речи. В качестве сигналов, символизирующих о включенности в речевое взаимодействие с матерью, может служить вздрагивание ребенка всем телом, мигание, изменение дыхания и пульса.

Через некоторое время, как правило, на второй неделе жизни, звуковые раздражения начиняют вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных рефлексов, а также они указывают на то, что первичным условием развития речи ребенка является непосредственное и постоянное присутствие матери. 

Н.М. Аксарина указывает на значение не только социальных, но психофизиологических условий развития речи младенцев. Она указывает на то, что с момента рождения и до 2,5-3 месяцев у ребенка появляется зрительное и слуховое сосредоточение, в этот же период формируется эмоционально положительное поведение в виде улыбок и комплекса оживления. В возрасте от трех месяцев до полугода у детей развивается зрительная и слуховая дифференциация, формируется умение отыскивать источник звука, развивается умение хватать игрушку из рук матери, возникает гуление и лепет. Эти этапы служат подспорьем для понимания речи взрослого, которое оформляется в полной мере лишь на последующих этапах.

Наиболее значимыми в возрасте от 9—10 мес. до года становятся дальнейшее развитие понимания речи взрослого и подражания ему, формирование первичного обобщения и образование в активной речи ребенка первых простых слов, а также развитие первичных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. Ходьба здесь имеет статус фактора, влияющего на развитие речи, поскольку с изменением положения тела ребенка, он оказывается способен видеть больший ареал пространства вокруг себя, а значит и предметов, которые нуждаются в именовании. 

Таким образом, условием развития речи младенца выступает не только создание благоприятной эмоциональной обстановки и наличие контакта с матерью, но и психофизиологические особенности развития организма самого ребенка. Полноценное развитие речи возможно только тогда, когда зрительный, слуховой анализаторы, а такжедвигательные функции ребенка будут развиваться в правильном направлении.

Ряд исследователей, среди которых следует назвать имена М.И. Кольцовой, Е.И. Исениной, A.B. Антаковой-Фоминой и других в своих работах обращают внимание на то, что развитие мелкой моторики пальцев рук у ребенка имеет положительные последствия для становления и развития речи младенца. Это обусловлено тем, что движения, включающие мелкие действия пальцамирук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в более взрослом (дошкольном) возрасте нередко приводит к возникновению у них заикания.

Здесь важно обратить внимание на то, что,проводя длительное время с ребенком, именно мать способствует развитию у ребенка мелкой моторики. Она прикасается к нему, трогает его ручки, следит за тем, с чем играет ребенок, предлагая ему тот или иной предмет. Ребенок, испытывающий привязанность к матери, доверительно относится к ее стимулирующим воздействиям, в результате чего, идет его развитие.

Исследователь Е.И. Тихеева выделила факторы, максимально способствующие развитию речи младенцев. К таким факторам она отнесла следующие:

- обеспечение детям социального речевого окружения, соответствующего интересам их возраста,  

- постепенное расширение и обновление их социальных связей за счет включение во взаимодействие не только матери, но и других значимых людей из окружения ребенка (отца, братьев, сестер, других родственников);

- предоставление детям возможности часто слышать речь и целенаправленно говорить с ними, сопровождая речью все виды обслуживания ребенка;

- осуществлять всяческую стимуляцию и побуждение ребенка к выражению своих чувств звуками, мимикой, движениями;

- предоставление детям обстановки, содействующей развитию их восприятия и накоплению представлений; 

- предоставление воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.

Таким образом, в качестве ключевых факторов, влияющих на процесс формирования речи младенца, выступают:

- психофизиологические факторы;

- социальные факторы развивающего окружения.

Подводя итог данному рассмотрению, сделаем вывод, что развитие речи ребенка, начиная с периода младенчества, осуществляется и детерминируется социальными факторами в виде бессознательно осуществляемых обучающих воздействий на него матери, испытывающей привязанность к малышу, а потом и других взрослых. 

Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать развитию речи ребенка и, напротив, могут его тормозить.

Таким образом, развитие речи ребенка представляет собой сложный процесс, включающий в себя различные аспекты. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. Становление устной речи происходит как становление взаимодействия, прежде всего, с материю как значимым субъектом. С психологической точки зрения речь ребенка в своем развитии проходит определенные этапы, без становления которых невозможно дальнейшее ее формирование.




Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Развитие речи ребенка
  • Моторика ребенка и развитие речи
  • Криминализация разговорной речи и развитие ребенка
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Задержка в развитии речи - отправлять ребенка в детский лагерь или нет?
  • Гаджеты и скудность речи у ребенка
  • Развитие речи у детей
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Развитие мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Развитие речи и дыхание
  • Развитие речи и дыхание
  • Развитие речи дошкольника
  • Эмоциональное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
  • Развитие речи: артикуляционные упражнения
  • Развитие речи и помогающие специалисты
  • Развитие разговорной речи в Монтессори подходе
  • Городской шум и развитие речи или «Моцарт, вся надежда на тебя!»
  • Особенности развития речи: физиологические основы
  • Пазлы как инструмент развития речи
  • Рекомендации по развитию речи
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • Формирование речи у детей
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Нарушения речи после инсульта - что стоит знать. Часть 1.
  • Как вытравить слова-паразиты из речи
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь