|
Психологическая готовность ребёнка к школеАвтор статьи: Анастасия Миролюбова (Михайлова)
Психологическая готовность к школе. Все, у кого есть дети «предшкольного» возраста знают: готовность к школе – одна из самых волнующих тем. Потому что, от того, как сложится школьная жизнь у ребенка, во многом зависит его будущее. Каждого родителя волнует вопрос, -насколько его ребенок готов к обучению в школе, Это не только внешние требования -не опаздывать, -аккуратно одеваться, -не забывать тетради и учебники, -быть вежливым и дисциплинированным, - их освоить не так сложно, но и внутренние предпосылки, которые определяют успехи в школьном обучении. Быстро овладеть ими практически невозможно – необходимо подготовиться заблаговременно
Важно, чтобы ребёнок хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы.
Любознательность, развитие внимания, памяти, мышления и речи эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь, они очень важны для успешного обучения в школе.
Под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор: Мотивационная готовность желание ребенка идти в школу, оно является самым важным компонентом школьной готовности. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Большая роль в мотивационной готовности принадлежит родителям, если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только пустая трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Вопрос??? «Если дети хотят в школу, главным образом, из – за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность такой позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой неудаче?" Первым этапом как раз и является формированием интереса к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе.Конечно такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2 – 3 месяцев, исчезает. Затем (второй этап) должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребенок будет учиться в школе. В этот момент как раз «внутренняя позиция» школьника и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет успешно учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации Если в вашей семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте – все это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Этим вы «убьете двух зайцев» – и поддержите веру в себя у старшего, и дадите возможность младшему ребенку стремиться к достижению успехов. За год до поступления в школу можно потихоньку покупать ребенку необходимые для учебы атрибуты, и ходить на развивающие занятия по подготовке к школе Постепенно ребенок примет роль «Буратино», у него появится огромное желание собрать все, что у него есть, в ранец и отправиться за знаниями. Тест (какого рода мотивация преобладает у вашего будущего ученика) Предложите ребенку игрушки. После того, как ребенок рассмотрел игрушки в течение минуты, ему начинайте читать сказку, но на самом интересном месте прерывайте чтение. Затем спросите, что ему сейчас хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе, ребенок предпочтет узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлечет игра. Что же делать, если ребенку не хочется идти в школу? Очень важно разобраться в причинах. Идет ли речь о конкретной школе или о необходимости учиться вообще, о расставании с детсадовскими друзьями или о страхе перед новым. В зависимости от причины и нужно действовать.Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе в целом. Волевая готовность Это означает умение ребенка действовать по команде, по правилу в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями. Коммуникативная готовность или умение общаться. Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми (учителями), так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование! Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа Ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, по – своему несчастен. Чтобы быть адаптированным к жизни, ребенок должен пройти путь детского коммуникативного развития с его взлетами и разочарованиями – от ощущения безграничного принятия родителями и близкими до обзывалок, дразнилок, «принималок – непринималок» в игры, «дружилок» со стороны сверстников. Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Рекомендации для родителей:
Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Это прежде всего уровень развития мышления, памяти, восприятия, внимания. Ребенок должен понимать цель своей деятельности, уметь продумывать разные способы достижения поставленной цели, правильно спланировать свою деятельность, проконтролировать и дать оценку полученному результату. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы. В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы, направленные на повышение эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Тест на развитие слуховой памяти Дается бессмысленный набор слов:год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок 6-7 летнего возраста: с первого раза должен запомнить не менее 5 слов из 10; Поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен много гулять, заниматься спортом, больше времени проводить на природе. Школьная готовность –это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен овладеть ей к концу дошкольного возраста. Уважаемые родители! В лесу нет одинаковых грибов, и листья на деревьях отличаются друг от друга, и у кузнечиков разные «голоса», и, конечно же, нет одинаковых детей и взрослых, гордитесь, что ваш ребенок не похож на других, и старайтесь, как можно меньше допускать «издержек» в процессе развития и воспитания его личности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|