Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность к школе.

Все, у кого есть дети «предшкольного» возраста знают: готовность к школе – одна из самых волнующих тем. Потому что, от того, как сложится школьная жизнь у ребенка, во многом зависит его будущее.

Каждого родителя волнует вопрос

-насколько его ребенок готов к обучению в школе,
-развиты ли у него необходимые для успешного учения качества,
- есть ли способности,
-как он будет привыкать к школе,
-поладит ли с одноклассниками,
- как сложатся отношения с учительницей и т.д.
Поэтому важно заранее знать и точно представлять, что потребует от ребенка школа.

 Это не только внешние требования

-не опаздывать,

-аккуратно одеваться,

-не забывать тетради и учебники,

-быть вежливым и дисциплинированным, -

 их освоить не так сложно, но и внутренние предпосылки, которые определяют успехи в школьном обучении.

Быстро овладеть ими практически невозможно – необходимо подготовиться заблаговременно

 

Важно, чтобы ребёнок

хотел учиться,

мог овладеть знаниями и

испытывал удовольствие и

радость от учебы.

 

Любознательность, развитие внимания, памяти, мышления и речи

эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать.

Их надо развивать в ребенке в первую очередь, они очень важны для успешного обучения в школе.

 

Под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения,

а их определенный набор:

Мотивационная готовность желание ребенка идти в школу, оно является самым важным компонентом школьной готовности.

Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой

 «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал».

 Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

Большая роль в мотивационной готовности принадлежит родителям, если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только пустая трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще.

Вопрос???

«Если дети хотят в школу, главным образом,  из – за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность такой позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой неудаче?"

 Первым этапом как раз и является  формированием интереса  к  внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе.Конечно такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2 – 3 месяцев, исчезает.

 Затем (второй этап)

должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребенок будет учиться в школе.

 В этот момент как раз «внутренняя позиция» школьника и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет успешно учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации

Если в вашей семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте – все это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника.  Этим вы «убьете двух зайцев» – и поддержите веру в себя у старшего, и дадите возможность младшему ребенку стремиться к достижению успехов.

 За год до поступления в школу можно потихоньку покупать ребенку необходимые для учебы атрибуты, и ходить на развивающие занятия по подготовке к школе

 Постепенно ребенок примет роль «Буратино», у него появится огромное желание собрать все, что у него есть, в ранец и отправиться за знаниями.

 Тест (какого рода мотивация преобладает у вашего будущего ученика)

 Предложите ребенку игрушки. После того, как ребенок рассмотрел игрушки в течение минуты, ему начинайте читать сказку, но на самом интересном месте прерывайте чтение. Затем  спросите, что ему сейчас хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками.

Очевидно, что при личностной готовности к школе, ребенок предпочтет узнать, что произойдет в конце сказки.

Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлечет  игра.

 Что же делать, если ребенку не хочется идти в школу?

 Очень  важно разобраться в причинах. Идет ли речь о конкретной школе или о необходимости учиться вообще, о расставании с детсадовскими друзьями или о страхе перед новым. В зависимости от причины и нужно действовать.Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе в целом.

 Волевая готовность

Это означает умение ребенка действовать по команде, по правилу в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями.

Коммуникативная готовность или умение общаться.

Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми (учителями), так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста

Общение со сверстниками должно заключаться в двух  навыках:

во-первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование!

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа

 Ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, по – своему несчастен.

 Чтобы быть адаптированным  к жизни, ребенок должен пройти путь детского коммуникативного развития с его взлетами и разочарованиями – от ощущения безграничного принятия родителями и близкими до обзывалок, дразнилок, «принималок – непринималок» в игры, «дружилок» со стороны сверстников.

 Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности.

 Рекомендации для  родителей:

  • Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками,
  • приглашайте почаще его друзей домой,
  • отмечайте совместные праздники,
  • участвуйте в их активных играх,
  • бегайте, прячьтесь, прыгайте, вспомните детство.
  • не позволяйте своему ребенку уныло слоняться в одиночестве,
  • научите «заводить» даже строгую тетю веселыми играми и развлечениями,
  • не давайте ребенку превращаться в «черепашку»,пусть он всегда чувствует себя свободной летящей бабочкой!

 Интеллектуальная готовность к школьному  обучению.

Это прежде всего  уровень развития мышления, памяти, восприятия, внимания.

Ребенок должен понимать цель своей деятельности, уметь продумывать разные способы достижения поставленной цели, правильно спланировать свою деятельность, проконтролировать и дать оценку полученному результату.

Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове.

В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и

трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но

постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные  задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.

В дошкольном возрасте внимание носит  произвольный характер.

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы, направленные на повышение эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Тест на развитие слуховой памяти

Дается бессмысленный набор слов:год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок 6-7 летнего возраста: с первого раза  должен запомнить не менее 5 слов из 10;

Поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка.

У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен много гулять, заниматься спортом, больше времени проводить на природе.

 Школьная готовность –это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен  овладеть ей к концу дошкольного возраста.

 Психологическая готовность реб нка к школеУважаемые родители!

В лесу нет одинаковых грибов, и листья на деревьях отличаются друг от друга, и у кузнечиков разные «голоса», и, конечно же, нет одинаковых детей и взрослых,

 гордитесь, что ваш ребенок не похож на других, и старайтесь, как можно меньше допускать «издержек» в процессе развития и воспитания его личности.

 



Просмотров: 759
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок и школа. Что такое готовность к школе?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • 10 признаков того, что ребенок готов к школе!
  • Мой ребенок стал плохо учиться в школе
  • Что должен уметь ребенок 2-4 лет?
  • Что должен уметь ребенок в 6 лет.
  • Что должен уметь ребенок от 3 лет
  • Что должен уметь ребенок от 2 лет
  • Невозможное возможно?Что должен уметь ребенок...
  • 4 причины, по которым ребенок плохо ведет себя в школе
  • Ребенок с ЗПР в школе. Почему он себя так ведет
  • Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе: вопросы к психологу.
  • Готовность ребенка к школе: тест
  • Как узнать - готов ли ребенок к школе?
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Психологическая готовность к школе ребенка
  • Готов ли ваш ребенок к школе?
  • Готов ли Ваш ребенок к школе?
  • А ваш ребенок готов к школе?
  • Ребенок с ЗПР в школе. О чем надо знать взрослым.
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • Готовность ребенка к школе.
  • Готовность ребенка к школе.
  • Ребенок в начальной школе. Как родителям разумно реагировать на проблемы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь