Мотивационная готовность к школе

В структуре готовности к школе, мотивы учения - наиболее важное качество будушего первоклассника.

В структуре мотивов, определяющих отношение  к учению можно выделить шесть групп:

1. Социальный мотив -  "Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно"

2. Учебно - познавательный мотив - интерес к новым знаниям, желание научиться чему - то новому.

3. Оценочный мотив - стремление получить высокую оценку и одобрение взрослого - "Я хочу в школу, потому что там буду одни пятерки получать"

4. Позиционный мотив - интерес  к внешней атрибутике школьной жизни - "Хочу в школу, потому что там большие, а детском саду все маленькие"

5. Внешний мотив - "Я пойду в школу, потому что мама так сказала"

6. Игровой мотив - "Хочу в школу,  потому что там можно играть с друзьями"

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной сфере 6- 7 летнего ребенка и каждый из перечисленных мотивов оказывает определенное влияние на характер учебной деятельности будущего ученика. 

Достаточно равитые  учебно -  познавательный, оценочный  и позиционный мотивы оказывают  положительное  влияние на школьную успеваемость.

Рассмотрим,  часто встречающиеся у первоклассников  варианты,  когда сильно доминирует один из мотивов.

При доминировании социального (оценочного или позиционного) мотива - ребенок на уроке занимается потому, что это важно и нужно. Его не надо заставлять делать домашнее задание. При этом ребенок  очень переживает, если что -то не понял или не получается.  Может снижаться самооценка и  успеваемость. Если такому ученику вовремя не оказать  помощь - то ко второму - третьему классу он может стать слабоуспевающим.

При доминировании учебно - познавательного  мотива - ребенок занимается хорошо лишь тогда, когда ему это  интересно. Не любит упражнения, основанные  на многократных  повторениях и требующие  усердия и усидчивости.  Такие ученики в младшей школе учатся на среднем уровне. но в средней школе начинают учиться лучше. Часто, про таких учеников учитель говорит: "Умный, но ленивый".

При доминировании оценочного мотива - усердие на уроке зависит от похвалы педагога. Низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий. Неуверенность и частые вопросы взрослому: "Я правильно это сделал?". Пытается не думать,  а уловить эмоциональную реакцию педагога. Конкурирует с одноклассниками за "пятерки", за вызовы к доске, за похвалу учителя. Очень обижается на тех, кто  успешнее его. Часто плачет.

При доминировании позиционного мотива- концентрация на уроке зависит от наличия атрибутики и пособий.  Интерес к школе угасает достаточно быстро. Формируется стойкое нежелание учиться. С такими детьми работу по формированию мотивов надо начинать задолго до поступления в школу .

При доминировании внешнего мотива - ребенок занимается только под нажимом педагога. Большая вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.

При доминировании игрового мотива - ребенок может заниматься,  только если урок проходит в игровой форме. Ученик на уроке делает не то , что задано, а то, что ему хочется - смотрит в окно или рисует в терадке картинки, или играется  ручкой или вообще ходит по классу, не понимая роль учителя.

Формирование  мотивов учения и положительного отношения к школе -  одна из важнейших задач семьи. Основные человеческие потребности, прежде всего, социальные и познавательные,  закладываются и активно развиваются  с ранних периодов детства в семье.

Тренинг готовности к школьному обучению:

http://www.psyoffice.ru/training.php?id=3815

Психодиагностика готовности к школьному обучению:

http://www.psyoffice.ru/training.php?id=2749

 

 



Просмотров: 504
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Не пойду в школу" или как помочь первоклашке прожить адаптацию в школе.
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"
  • Боюсь, что не получится!", или "Хочу стать увереннее!"
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что можно назвать "сумасшествием" при беременности.
  • Психологический вампиризм:что нужно знать при общении с "вампиром"?
  • Отношения: на что обратить внимание при "покупке" ))
  • "Первоклассник не готов к школе, что делать? Часть 1"
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Зачем учиться слушать или «Что случилось?" - "Ничего!"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Я толстая, потому что у меня медленный обмен веществ"
  • Одинока, потому что "выбрать мужа не из кого, всех породистых щенками разобрали"...
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь