|
Мотивационная готовность к школеАвтор статьи: Овсяник Людмила Михайловна
В структуре готовности к школе, мотивы учения - наиболее важное качество будушего первоклассника. В структуре мотивов, определяющих отношение к учению можно выделить шесть групп: 1. Социальный мотив - "Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно" 2. Учебно - познавательный мотив - интерес к новым знаниям, желание научиться чему - то новому. 3. Оценочный мотив - стремление получить высокую оценку и одобрение взрослого - "Я хочу в школу, потому что там буду одни пятерки получать" 4. Позиционный мотив - интерес к внешней атрибутике школьной жизни - "Хочу в школу, потому что там большие, а детском саду все маленькие" 5. Внешний мотив - "Я пойду в школу, потому что мама так сказала" 6. Игровой мотив - "Хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями" Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной сфере 6- 7 летнего ребенка и каждый из перечисленных мотивов оказывает определенное влияние на характер учебной деятельности будущего ученика. Достаточно равитые учебно - познавательный, оценочный и позиционный мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость. Рассмотрим, часто встречающиеся у первоклассников варианты, когда сильно доминирует один из мотивов. При доминировании социального (оценочного или позиционного) мотива - ребенок на уроке занимается потому, что это важно и нужно. Его не надо заставлять делать домашнее задание. При этом ребенок очень переживает, если что -то не понял или не получается. Может снижаться самооценка и успеваемость. Если такому ученику вовремя не оказать помощь - то ко второму - третьему классу он может стать слабоуспевающим. При доминировании учебно - познавательного мотива - ребенок занимается хорошо лишь тогда, когда ему это интересно. Не любит упражнения, основанные на многократных повторениях и требующие усердия и усидчивости. Такие ученики в младшей школе учатся на среднем уровне. но в средней школе начинают учиться лучше. Часто, про таких учеников учитель говорит: "Умный, но ленивый". При доминировании оценочного мотива - усердие на уроке зависит от похвалы педагога. Низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий. Неуверенность и частые вопросы взрослому: "Я правильно это сделал?". Пытается не думать, а уловить эмоциональную реакцию педагога. Конкурирует с одноклассниками за "пятерки", за вызовы к доске, за похвалу учителя. Очень обижается на тех, кто успешнее его. Часто плачет. При доминировании позиционного мотива- концентрация на уроке зависит от наличия атрибутики и пособий. Интерес к школе угасает достаточно быстро. Формируется стойкое нежелание учиться. С такими детьми работу по формированию мотивов надо начинать задолго до поступления в школу . При доминировании внешнего мотива - ребенок занимается только под нажимом педагога. Большая вероятность формирования негативного отношения к школе и учению. При доминировании игрового мотива - ребенок может заниматься, только если урок проходит в игровой форме. Ученик на уроке делает не то , что задано, а то, что ему хочется - смотрит в окно или рисует в терадке картинки, или играется ручкой или вообще ходит по классу, не понимая роль учителя. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе - одна из важнейших задач семьи. Основные человеческие потребности, прежде всего, социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются с ранних периодов детства в семье. Тренинг готовности к школьному обучению: http://www.psyoffice.ru/training.php?id=3815 Психодиагностика готовности к школьному обучению: http://www.psyoffice.ru/training.php?id=2749
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|