"Облака мыслей, гонимые ветрами мотивов, проливаются дождем слов"

Облака мыслей гонимые ветрами мотивов проливаются дождем слов
Когда я клиентам открываю страшный секрет о том, что "думаем" мы не словами, и они нам мало чем могут помочь в решении психологических проблем, начинается самое интересное - применение теории внутренней речи Л.С. Выготского на практике.

"Мысль изреченная - есть ложь". Но где же тогда "правда"? Действительно ли мы думаем именно то, о что мы думаем, или сами себя обманываем? Понятное дело, что над этими вопросами задумывались многие мудрецы, но научно подкреплённые ответы на эти вопросы мы получили в начале прошлого века благодаря великий отечественному ученому Льву Семеновичу Выготскому.

Наблюдая за развитием речи у детей, он обнаружил такую закономерность. Ребенок до 1,5-2 лет, произнося односложные слова и фразы, не осознает значения этих слов, а воспроизводит просто набор звуков, которые слышит. Даже понимание слова «мама» как отношения между ребенком и матерью к нему придет, когда он уже будет знать и понимать такие слова как "тетя", "другая тетя", "дети", "родители".

И только когда он узнает очень много слов, главным из которых является "я" - начинается новая работа. Ребенок сможет пользоваться словами для высказывания и отстаивания своих интересов. Говоришь слово "нет",- родители себя ведут одним образом, слово "да" - совсем другим. Так Выготским был сформулирован феномен внутренней речи, которая качественно отличается от внешней речи, и направлена, прежде всего, на переработку воспринятой речи и подготовку высказываний.
Таким образом, именно слово является для мышления тем знаком, который и превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию.

Но это еще не все. Исследования Выготского приоткрыли завесу истинных отношений сознания и подсознания. Ученый вывел формулу,
согласно которой знак (слово) и его значение (то, что подразумевается под этим словом) есть весьма сложная конструкция, где первая часть принадлежит сознанию, а вторая, нижняя - подсознанию. При этом мы регулярно принимаем одно за другое, когда считаем, что говорим то, что думаем, и думаем, что говорим (если не ставим цель соврать).

Как оказалось, психика человека состоит из трех пластов:
1. То, что человек говорит о том, что он думает.
2.То, что он думает.
3. То, что заставляет его так думать.

Несмотря на то, что все эти пласты связаны, на каждом из них идет «своя игра».

Начиная осознавать все, включая самих себя с помощью слов, мы и сигналы нашего подсознания тоже интерпретируем во внутреннюю речь и именно в этом кроются все наши проблемы. Теперь вы понимаете, какую ценность теория Выготского представляет для психокоррекции.

Первоначально, в подсознании или подкорке нашего мозга рождается потребность, например, поесть. Сознание этот сигнал улавливает и испытывает чувство голова, мы это осознаем и говорим (неважно про себя или вслух) «хорошо бы перекусить», «пора бы пообедать». Но если в этот момент возникнет в подсознании более сильная доминанта, к примеру, страх из-за того, что начальник врывается и с криком требует срочно закончить отчет, доминанта голода тут же стихнет. А значит, организм перестроится, перестанет вырабатывать нужные ферменты и желудочный сок. Доделав отчет, мы вспоминаем, что ведь надо же было поесть. Но это надо уже нашему сознанию, а не подкорке, которая не даст организму нужных сигналов для работы с пищей. Мы идем и едим, получая несварение, гастрит, язву.

Примерно по такому же принципу мы заедаем тревоги и стрессы. Впрочем, не только еда, все комплексы и иллюзии, да и большая часть всех психологических проблем складывается на этой основе.

Сознание, все объясняя словами, а по-другому оно не может, крайне редко угадывает сигналы подсознания. Поведение наше, причем все, включая мысли и чувства, эмоции, переживания – управляются не здравым рассуждением, как мы привыкли считать, а подсознанием, которое досталось нам от братьев наших меньших, а так же жёсткими механизмами динамического стереотипа и доминанты.

Но что же делать? Получается, что учеными давно доказано как все устроено и работает, а большинство из нас по-прежнему блуждают в трех соснах и ничего в собственной психике не понимая, продолжают страдать.
Вывод один: мы не можем изменить свою природу, но можем уяснить механизмы, которые фактически управляют нашим поведением, чтобы взять хоть какую-то власть над ним. И это с большим успехом можно делать в процессе работы с психологом и/или занимаясь самообразованием.



Просмотров: 428
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему мы всё еще говорим "В подкорке", а весь мир - "В подсознании"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Есть слово Надо" - фраза, которая мешает жить
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Не обращай внимание" - говорим мы своему ребенку. Что стоит за этими простыми словами?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Лень или Каждое мое дело начинается со слова: "Надо".
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь