|
Готовность к школеАвтор статьи: Соловьева Валентина Авенировна
Готовность к школе
Чем ближе первое сентября, тем чаще к психологам обращаются родители по поводу готовности к школе будущих первоклассников. Почему-то именно так родители ставят вопрос: готов ли мой ребенок идти в школу? И никто из них не спрашивает, готов ли он, родитель, к новой для себя роли. Я предлагаю посмотреть на эту ситуацию с позиций консультанта: неуверенные в собственном мнении родители приходят получить психологическую помощь и поддержку в трудной для них жизненной ситуации – поступление в школу ИХ РЕБЕНКА. Ситуация для психолога представляет сложность тем, что родители изначально настроены на работу психолога с ребенком, а сам ребенок обычно чувствует себя прекрасно и не испытывает дискомфорта в связи с предстоящими событиями. В связи с этим хочу высказать некоторые соображения. Во-первых, готовность к школе и подготовленность к школе – разные вещи. Подготовить ребенка к будущему школьному обучению можно за достаточно короткий срок. Готовность же к школьному обучению – это результат созревания ребенка как физического, так и психологического, который имеет индивидуальные особенности, и изменить его нельзя. Взрослые могут лишь помочь созреть тому, что происходит в психике ребенка, обеспечить необходимые для этого условия. Если быть очень кратким, то ребенок готов к обучению в школе, если он интеллектуально и физически соответствует своему возрасту. Во-вторых, готовность к школе - это определенный уровень социальной зрелости ребенка. Самый простой показатель – ребенок умеет и выполняет требования взрослых. Этот последний пункт реже двух предыдущих выставляется в качестве критерия готовности к школе и чаще других вызывает беспокойство. Сейчас многие родители ставят целью воспитание в ребенке собственной индивидуальности, на самом деле родители просто не формируют у ребенка привычки слушаться старших. Именно поэтому ситуация становится для родителей трудной: родители интуитивно чувствуют некоторый диссонанс и боятся как они считают за своё чадо, заранее предполагая, что его обидят, ущемят его права. На самом деле родители опасаются, что ситуация не будет соответствовать их ожиданиям. Во время работы с родителями будущих или реальных первоклассников эта ситуация проявляется обычно в жалобах на учителей, на строгость требований. При этом во время общения с психологом ребенок не выполняет просьбы или выполняет их неточно точно, иногда с ленцой, через «не хочу». В таком случае можно говорить об отсутствии социальной готовности к школе не только и не столько у ребенка, но и у родителей. Работа с тревогой, страхами родителей по поводу школы в такой ситуации плавно переходит в обучение соблюдению социальных норм и правил у самих родителей. И начинать надо с соблюдения родителями режима дня, удобного для будущего первоклассника. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|