|
Выбор спутника жизни и влияние детских комплексов на него.Автор статьи: Садолина Татьяна Викторовна
Проводя исследование среди женщин находящихся в поиске спутника жизни я столкнулась с проблемой маскулинности и фемининности этих двух видов внутренней энергии, которые находятся у каждого человека, но, к большому сожалению, чаще всего не в гармоничном состоянии. По настоящему зрелые мужчина и женщина стремятся соединиться не столько из-за противоположности полов, сколько из объединяющей их человечности. Сильных мужчин привлекает лишённая, невротических проявлений женская маскулинность, и соответственно сильных женщин привлекает лишённая невротических проявлений мужская фемининность. Именно для динамически развивающихся отношений очень важно избавиться от страха за патриархальную фемининность и маскулинность. Пока оба пола продолжают находиться в страхе, они не в состоянии дать начало ни одному творческому процессу. Пассивное подчинение патриархальному порядку характеризует общество как бессознательное. Инфантильные проекции становятся нормой жизни, что способствуют издержкам, которые наблюдаются в качестве тирании и диктата. (1) Очень часто это происходит, тогда, когда отец уходит из семьи или в значительной мере пренебрегает своей ролью в семье, и мать, не имея в этот момент достаточного количества психологических, физических, моральных или душевных сил «делегирует» свои обязанности на дочь. Дочь, искренне желая позаботиться о матери, берёт на себя не всегда посильный для её возраста груз ответственности. В последствие у этих многих из этих детей формируются гипер ответственность и гипер опека, что зачастую приводит к возникновению комплекса «святой праведницы» и «мученицы».(2) «Святая праведница», начинает, заботятся о своей взрослой маме в большей степени, чем обычные дети; нередко они берут на себя заботу о своих младших братьях и сестрах. Бывает, что старшая дочь становится «родителем» для своего младшего брата или сестры, такое происходит в том случае, если у матери не хватает душевных, эмоциональных, а нередко и физических сил на то, чтобы заменять отсутствие отца в семье. Нехватка этих сил происходит из детства самой матери. Не одно поколение в нашей стране страдало от нехватки внимания, любви и ласки со стороны родителей. «Мученицы» легко определяемы, именно у них проблемы в школе, в рабочем коллективе и в личной жизни. Нередко им навешивают ярлык «паршивой овцы», что причиняет им немало боли и страданий. В детской практике нередко приходится слышать, как родители называют своего ребенка «враждебным», или «трудным». Эти родители страдают от того, что у их ребенка проблемы. На самом же деле ребенок аккумулирует уже имеющуюся напряженность и враждебность, которая существует в семейных отношениях. Он является как бы «проводником», той враждебности и тревоги, которые царят в семье. Ребенок очень чувствителен к семейным проблемам. Однако родители не готовы воспринять его чувствительности. Им легче воспринять его как «трудного». В нашей стране институт отцовства был искалечен практическим отсутствием мужчин, которые были вовлечены в мировые, гражданские, локальные войны, а после самоотверженно восстанавливали страну и участвовали в её индустриализации. В это нелёгкое время бремя ответственности за семью, воспитание детей легло на женские плечи. Они фактически обеспечивали выживание своих детей, стараясь дать им кров, пищу и образование. Целые поколения успели вырасти без отцов. Можно ли и в этих условиях обвинять женщин в «формальном родительствование»? Основной закон психологии утверждает, что задачи развития, которые не поставил перед собой родитель, достаются ребёнку. В своём очерке о влиянии отца в судьбе человека К. Юнг(6) пишет, что семейная травма с годами может сглаживаться, негативные черты родительского характера могут заполняться. Вполне вероятно, что все это будет завершаться во внутреннем мире человека незаметно для окружающих его людей, периодически принимая различные формы борьбы со своего рода препятствиями, которые остаются непонятыми для них. Некоторые в своем развитии могут вступить в бесконечный конфликт с окружающим их миром, в котором они не могут найти себе места нигде. Дело может кончиться тем, что бесконечные удары судьбы, которые будут следовать один за другим, постепенно откроют им глаза на инфантильные особенности их личности, которые делают их неприспособленным. Истинная же причина инфантильного приспособления к родителям лежит, несомненно, в обоюдном аффективном отношении, т. е. с одной стороны в психосексуальности родителей, с другой ребенка. Юнг называет это своего рода «психической заразой», вне всякого сомнения, что движущими силами этой пружины «заразы» являются логика, а телесные проявления, как последствия аффектов. Эти аффекты устремлены в душу ребенка всею своей мощью стадного инстинкта, что и определяет ее очертания, формы и детали. Как показывает психоаналитический опыт, первые признаки зарождающегося конфликта между родительской констелляцией и самостоятельностью индивида, между либидо и вытеснением (4), проявляются ещё до пятилетнего возраста ребенка. Таким образом, нездоровые взаимоотношения в диаде отец – дочь во многом влияют и на сексуальное самосознание женщины. Многие исследователи отмечают, что женщина, которая выросла без отца и стремится обратить на себя внимание мужчин, одновременно полагая, что вступать в интимную близость - дело весьма небезопасное. Не потому ли, многие женщины, выросшие без отца, имеют проблемы в сексуальной сфере?(3) Очень часто неуверенность женщины в себе выражается в излишней озабоченность собственной наружностью, что заставляет ее злоупотреблять физическими упражнениями, злоупотреблять диетами. Вступая во взрослую жизнь, задумываясь о собственной семье, они продолжают страдать от недостатка внимания со стороны мужчин. Находясь в поиске спутника жизни, они на подсознательном уровне ищут мужчину способного дать им то - внимание и заботу, которое недополучили от своих отцов. Отсутствие полноценной эмоциональной и психологической связи между отцом и дочерью создает душевную пустоту, выражающуюся в постоянном «поиске отца». Женщина занимается поисками «отца», ищет доброго волшебника, именно потому, что в детстве и ранней юности ей не хватило отцовской заботы и любви.(5) Многие с кем мне довелось работать, придерживались такого мнения, что даже будучи уже взрослыми, они нуждаются в наставнике в роли отца или человека, способном его заменить. Отсутствие такового порождает ощущение неудовлетворенности собой, заниженную самооценку, отсутствие перспективы. Отсутствие искренности в отношениях между дочерью и её отцом может также послужить причиной поисков «отца» и продолжаться всю жизнь.
Литература: 1. Вудман М., Опустошенный жених, Москва, Когито-Центр, 2010г. 2.Леонард Л., Встреча с безумной женщиной, Москва, Класс 2011г. 3.Мартель Б., Сексуальность, любовь, гештальт, СПб, Речь, 2006г. 4. Фрейд З., Введение в психоанализ. Лекции 16-35, Алетейя, СПб, 1999г. 5. Холлис Д., Грёзы об Эдеме, Москва, Когито-Центр, 2009г. 6. Юнг К.Г, Значение отца в судьбе отдельного человека. Психоанализ детской сексуальности /З. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг и др./, СПб, Союз, 1997г.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|