|
Воспитание с пониманием или три роли родителя в общении с детьми.Автор статьи: Щепина Ольга Валерьевна
Статья написана после знакомства с книгой Эрика Берна "ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ". Многое в нашей жизни имеет триединую основу. Попробуем привести несколько примеров триединства? - Рождение, жизнь, смерть. - Верх, середина, низ. - Отец, мать, ребёнок. - Святая троица: Бог-Отец, Бог-сын, Святой Дух. - Относительно театра, в частности спектакля: автор (режиссёр), актёр, зритель. Так и в тех ролях, в которых мы предстаём перед ребёнком, мы можем проявить себя «в трёх ипостасях». Эти три личности берут своё начало из источника родительской любви, а также из желания воспитать и вырастить доброго, успешного, радостного человека. Возможно, некоторые из родителей знакомы с понятием «архетип». Если говорить кратко, то отдельный архетип – это своего рода определённая модель поведения с определёнными качествами проявления данного «персонажа». Действительно, легче всего понять идею архетипа, сравнив его с определённой ролью. Существует множество различных систем и классификаций архетипов, но мы возьмём только три. Точнее, придумаем с вами прямо сейчас те три роли, сменяя которые мы и сможем достичь желаемых результатов в процессе воспитания наших детей. Прежде, важно придумать названия этим трём ролям и определить для каждой роли свои модели поведения и личные черты и задачи. Это мы сможем сделать, ответив на вопросы о том, какие качества нам важно помочь сформировать в нашем ребёнке? Позволим себе предположить, что это должны быть следующие качества:
Таким образом, рядом с ребёнком должен быть кто-то, кто научит его знаниям, вовремя даст мудрый совет, наставление, образец поведения. Кто, как не Мудрец может взять на себя все эти функции? Итак, первая наша роль – это «Мудрец». Также с ребёнком должен быть кто-то, кто будет следить за сохранением морально-нравственных норм поведения, а также определит перед ним чёткие границы дозволенного. Кто может взять на себя эту роль? Назовём одно из наших «я» в этом образе как «Воспитатель». И теперь нам предстоит определить того, кто может помочь ощутить нашим детям радость от жизни, игры, приключений? Кто, как не наш «Внутренний Ребёнок» может справиться с этой задачей лучше всего? Итак, удачно ли нет, но мы постарались выделить те три роли, которые позволят нам сформировать вышеназванные качества в наших детях, а может быть, в первую очередь, и в нас самих. Ну, а истинная гармония отношений возможна, конечно же, лишь в том случае, если мы всегда будем помнить о том, что все наши проявления имеют один источник – родительская любовь. А также, если мы научимся варьировать пребывание в этих состояниях и переходить из одной роли в другую с чувством меры. - в роли «Мудреца»: когда надо что-то разъяснить, поддержать, помочь. - в роли «Воспитателя»: когда нужно соблюсти правила и дисциплину. - в роли «Внутреннего ребёнка»: когда хочется поиграть и получить удовольствие от общения, от приключений, от жизни! Если же мы ограничиваем проявление «себя» и находимся "безвылазно" в одной единственной роли (как правило, в роли «Воспитателя»), то мы становимся в глазах ребёнка этакими Церберами, готовыми накинуться и растерзать за любое нарушение и ошибку. Тогда ребёнок растёт в страхе и в обиде. Чувствует себя одиноким при живых родителях, словно сиротою. Ведь рядом с ним нет ни мудрого советчика, ни добродушного выдумщика… Может быть и другой вариант (правда, реже). Отринув все правила и распорядки, можно бесконечно балагурить, играть и кривляться, оставаясь в роли «Ребёнка», но не умея при этом взять на себя какую-либо ответственность и сохранять здоровую дозу прагматизма. Абсолютное погружение в философские рассуждения и «глубокие» разговоры по душам, также без чувства меры подобны лишь переливанию «из пустого в порожнее». Только в сочетании, умелом распределении ролей соответственно ситуации можно достичь гармонии. - Ребёнок сделал ошибку, провинился – не «включайте» сразу же жёсткого «Воспитателя»! Попытайтесь с позиции «Мудреца» объяснить что к чему, не крича, не ругаясь, не принижая. - Ребёнок сделал что-то из ряда вон выходящее (нанёс травму кому-то, сам подверг себя смертельной опасности, допустил серьёзное нравственное нарушение) – без строгого, но справедливого «Воспитателя» не обойтись. Правила должны быть зачтены (озвучены)! - Время отдыха, общения, семейной радости – появляется «Внутренний ребёнок», готовый исследовать, творить, пускаться в приключения, шутить, играть. Попробуйте быть осознанным и «попереключать» в себе эти «три режима». Понаблюдайте за результатами общения с ребёнком из разных ролей: «Мудреца» (раскрывающего знания, законы причин и следствий), «Воспитателя» (следящего за соблюдением правил жизни) и «Внутреннего ребёнка» (друга).
Конкретные примеры использования соотношений ролей «Мудрец – Воспитатель - Ребёнок». 1. Не встать утром в школу (детский сад). Обычно родители сразу «включают» в себе «режим Воспитателя» и строго наказывают вставать и собираться. И даже, если ребёнок встаёт сразу, то день уже не представляется ему «подарком судьбы». Попробуйте разбудить ребёнка в школу или в детский сад из состояния «Ребёнка». Здесь можно пофантазировать. Прочесть приветственный стишок Солнцу, намекающий, что пора просыпаться или изобразить из себя просыпающуюся кошку или другого зверька, и от имени этой зверюшки начать строить планы на день (опять же, напоминая ненавязчиво ребёнку о важных делах на сегодня). Так как это обычно выглядит весьма забавно, то ребёнок воспримет такую игру-пробуждение как весёлое, интересное начало дня, и его настрой на учёбу будет более оптимистичным. Если же ребёнок не включается в вашу игру или, чувствуя в этом некую слабинку или подвох, продолжает валяться, то для вас это сигнал «включить» роль «Мудреца», который без отрицательных эмоций, спокойно, по-доброму объяснит ребёнку, ПОЧЕМУ надо вставать и идти в школу. Доводы, примеры обратных действий (что будет, если не ходить в школу, чего-то не делать и т.п.). «Мудрец» также говорит слова поддержки, любви и предлагает свою помощь. И только в последнем случае, если есть на то необходимость, «включается» «Воспитатель». Роль «Воспитателя» - это беспристрастный судья, это сила воли, в которой ребёнок нуждается для того, чтобы действовать. Это тот, кто не потерпит нарушения, в первую очередь, законов нравственности и этики. «Воспитатель» - это «отрезвляющий» холодный душ, его проявление - финальное, когда другие способы общения не донесли до сознания ребёнка важные идеи и правила сосуществования. 2. Ребёнок не хочет делать домашнее задание. Начинаем общение с роли «Ребёнка». Искренне поинтересуйтесь темой задания, скажите, что тема достаточно интересная. Можно немного «посожалеть» о том, что вы в своё время не изучали подобные интересные вещи или, за давностию лет уже всё позабыли. Смело просите малыша рассказать вам о том, что он запомнил с урока. Таким образом, он повторит и уложит в голове пройденный материал и домашнее задание не покажется уже ему таким уж сложным. Не забудьте похвалить ребёнка за его мини-лекцию в роли «Учителя». Если всё же желания делать домашнее задание не появляется, то приглашаем «внутрь себя» советчика-«Мудреца». Дайте ребёнку в дружеской форме полезные советы, предложите свою помощь, внимание и время. Как правило, вмешательство с позиции «Воспитателя» здесь не должно потребоваться. Если всё же такая потребность возникает, то это означает, что в семье нарушаются этические нормы поведения, и это уже требует к себе особого внимания и новой информации. 3. Ребёнку ничего не интересно, он целыми днями сидит за компьютером. Если вы, к своему сожалению, наблюдаете у своего ребёнка такие проявления психики, как: апатия, лень, безинициативность, компьютерная зависимость, то это означает, что сознание вашего ребёнка крепко спит. В сон наяву погружены его желания, интересы, мечты. Причина такому состоянию или умонастроению всегда, конечно же, есть. Она, как правило, очень глубинная. Родители и даже психологи редко могут выявить причину такого состояния. Но, даже не разумея этой причины, родители (в первую очередь мать), могут попытаться «пробудить» сознание ребёнка следующим образом. Все вы помните сказочную историю Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Перенеситесь сейчас в конец этой сказки, в тот момент, когда Герда вошла во дворец Снежной королевы и увидела своего брата Кея.
"Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой; самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! Хоть бы редкий раз устроилась бы здесь медвежья вечеринка с танцами под музыку бури, в которых могли бы отличиться грацией и умением ходить на задних лапах белые медведи, или составилась партия в карты с ссорами и дракой, или, наконец, сошлись на беседу за чашкой кофе беленькие кумушки лисички - нет, никогда этого не случалось! Холодно, пустынно, мертво! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пустынней снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире. Кей совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, - поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда. Кей возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра - складывание фигур из деревянных дощечек, которая называется "китайскою головоломкою". Кей тоже складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось "ледяной игрой разума". В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первой важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала! Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слово "вечность". Снежная королева сказала ему: "Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков". Но он никак не мог его сложить. - Теперь я полечу в теплые края! - сказала Снежная королева. - Загляну в черные котлы! Котлами она называла кратеры огнедышащих гор - Везувия и Этны. И она улетела, а Кей остался один в необозримой пустынной зале, смотрел на льдины и все думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на одном месте - такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он замерз. В это-то время в огромные ворота, проделанные буйными ветрами, входила Герда. Она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули. Она свободно вошла в огромную пустынную ледяную залу и увидела Кея. Девочка сейчас же узнала его, бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула: - Кей, милый мой Кей! Наконец-то я нашла тебя! Герда. Кей, Кей, я здесь! Кей продолжает свою работу. Кей! Отзовись, Кей! Здесь так много комнат, что я заблудилась. Кей молчит. Голос Герды все ближе. Кей, дорогой, здесь так пусто! Тут некого спросить, как пройти к тебе, Кей! Кей молчит. Кей, неужели ты совсем замерз? Скажи хоть слово. Когда я думаю, что ты, может быть, замерз, у меня подгибаются ноги. Если ты не ответишь, я упаду. Кей молчит. Пожалуйста, Кей, пожалуйста… (Вбегает в залу и останавливается как вкопанная.) Кей! Кей! Кей (сухо, глуховатым голосом). Тише, Герда. Ты сбиваешь меня. Герда. Кей, милый, это я! Кей. Да. Герда. Ты меня забыл? Кей. Я никогда и ничего не забываю. Герда. Подожди, Кей, я столько раз видела во сне, что нашла тебя… Может быть, опять я вижу сон, только очень плохой. Кей. Вздор! Герда. Как ты смеешь так говорить? Как ты посмел замерзнуть до того, что даже не обрадовался мне? Кей. Тише. Герда. Кей, ты нарочно пугаешь меня, дразнишь? Или нет? Ты подумай, я столько дней все иду, иду – и вот нашла тебя, а ты даже не сказал мне «здравствуй». Кей (сухо). Здравствуй, Герда. Герда. Как ты это говоришь? Подумай. Что мы с тобой, в ссоре, что ли? Ты даже не взглянул на меня. Кей. Я занят. Герда. Я не испугалась короля, я ушла от разбойников, я не побоялась замерзнуть, а с тобой мне страшно. Я боюсь подойти к тебе. Кей, это ты? Кей. Я. Герда. А что ты делаешь? Кей. Я должен сложить из этих льдинок слово «вечность». Герда. Зачем? Кей. Не знаю. Так велела королева. Герда. Но разве тебе нравится вот так сидеть и перебирать льдинки? Кей. Да. Это называется: ледяная игра разума. А кроме того, если я сложу слово «вечность», королева подарит мне весь мир и пару коньков в придачу. Герда бросается к Кею и обнимает его. Кей безучастно повинуется. Герда. Кей, Кей, бедный мальчик, что ты делаешь, дурачок? Пойдем домой, ты тут все забыл. А там что делается! Там есть и хорошие люди и разбойники – я столько увидела, пока тебя искала. А ты сидишь и сидишь, как будто на свете нет ни детей, ни взрослых, как будто никто не плачет, не смеется, а только и есть в мире, что эти кусочки льда. Ты бедный, глупый Кей! Кей. Нет, я разумный, право так… Герда. Кей, Кей, это все советник, это все королева. А если бы я тоже начала играть с этими кусочками льда, и Сказочник, и маленькая разбойница? Кто бы тогда спас тебя? А меня? Кей (неуверенно). Вздор! Герда (плача и обнимая Кея). Не говори, пожалуйста, не говори так. Пойдем домой, пойдем! Я ведь не могу оставить тебя одного. А если и я тут останусь, то замерзну насмерть, а мне этого так не хочется! Мне здесь не нравится. Ты только вспомни: дома уже весна, колеса стучат, листья распускаются. Прилетели ласточки и вьют гнезда. Там небо чистое. Слышишь, Кей, – небо чистенькое, как будто оно умылось. Слышишь, Кей? Ну, засмейся, что я говорю такие глупости. Ведь небо не умывается, Кей! Кей! Кей (неуверенно). Ты… ты беспокоишь меня. Герда. Там весна, мы вернемся и пойдем на речку, когда у бабушки будет свободное время. Мы посадим ее на траву. Мы ей руки разотрем. Ведь когда она не работает, у нее руки болят. Помнишь? Ведь мы ей хотели купить удобное кресло и очки… Кей! Без тебя во дворе все идет худо. Ты помнишь сына слесаря, его звали Ганс? Того, что всегда хворает. Так вот, его побил соседский мальчишка, тот, которого мы прозвали Булкой. Кей. Из чужого двора? Герда. Да. Слышишь, Кей? Он толкнул Ганса. Ганс худенький, он упал и коленку ушиб, и ухо поцарапал, и заплакал, а я подумала: «Если бы Кей был дома, то заступился бы за него». Ведь правда, Кей? Кей. Правда. (Беспокойно.) Мне холодно. Герда. Видишь? Я ведь тебе говорила. И еще они хотят утопить бедную собаку. Ее звали Трезор. Лохматая, помнишь? Помнишь, как она тебя любила? Если бы ты был дома, то спас бы ее… А прыгает дальше всех теперь Оле. Дальше тебя. А у соседской кошки три котенка. Одного нам дадут. А бабушка все плачет и стоит у ворот. Кей! Ты слышишь? Дождик идет, а она все стоит и ждет, ждет… Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кей взглянул на Герду, а она запела: Розы цветут... Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа. Кей вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался. - Герда! Милая моя Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам? - И он оглянулся вокруг. - Как здесь холодно, пустынно! Кей. Герда! Герда, это ты? (Вскакивает.) Герда! Что случилось? Ты плачешь? Кто тебя посмел обидеть? Как ты попала сюда? Как здесь холодно! (Пробует встать и идти – ноги плохо повинуются ему.) Герда. Идем! Ничего, ничего, шагай! Идем… Вот так. Ты научишься. Ноги разойдутся. Мы дойдем, дойдем, дойдем! И он крепко прижался к Герде. Она смеялась и плакала от радости. Да, радость была такая, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Кею Снежная королева; сложив его, он мог сделаться сам себе господином, да еще получить от нее в дар весь свет и пару новых коньков. Герда поцеловала Кея в обе щеки, и они опять зацвели розами, поцеловала его в глаза, и они заблистали, как ее глаза; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым".
Мальчик был заколдован. Ему ничего в жизни было не интересно, его занимала только лишь одна игра со льдинками. Он, словно загипнотизированный составлял слово «вечность». Что же стала делать Герда, когда поняла, что он не узнаёт её и почти не слышит? Она стала вспоминать самые добрые поступки брата, всё то, что когда-то было для него ценно и дорого. Она выражала свою великую любовь в слезах и объятиях. Если мама такого «заколдованного» ребёнка сможет внутренне превратиться в маленькую девочку Герду, беззаветно любящую родного человека, то это сердечное тепло обязательно растопит заледеневшее сердце. Вспоминайте, будучи в таком настрое, проговаривайте реальные моменты из прошлой жизни ребёнка, когда проявлялись его добрые, бескорыстные качества, когда вы мечтали о чём-то, путешествовали, творили. Пусть это будет не долго, но хотя бы 2-3 раза в неделю. После своих, ваших воспоминаний обязательно обнимите ребёнка и скажите, что любите его. На протяжении этого процесса (2-3 месяца) ни по какому поводу нельзя ругать ребёнка. Это бесполезно, т.к. он «заколдован». Вы почувствуете сами, когда холодное сердце начнёт оттаивать.
4. Конфликты в классе. Да уж, без них не обойтись! Однако, конфликт конфликту рознь. Одно дело, дети что-то не поделили, поссорились, но уже на следующий день или на следующей перемене они снова друзья! Другое дело – затяжные конфликты, когда противостояние двух детей длительное, жёсткое и нетерпимое. Что делать в этом случае родителям? Поговорить с учительницей нужно, но надо понимать, что у неё может не хватить времени, такта или желания, чтобы кардинально разрешить ситуацию, поэтому работаем со своим ребёнком в первую очередь сами. «Воспитателя» (оскорблённого родителя), который словно разъярённый лев бросается на всех и на всё, защищая своё потомство, сразу «выключаем»! Это усугубит конфликт и создаст новые проблемы. Лучше обратиться к «Внутреннему ребёнку». Ваш образ «Ребёнка» в данной ситуации – это образ друга. Без возмущений и других отрицательных эмоций максимально проясните всю информацию, оставаясь в образе доверительного собеседника, задающего вопросы. Возможно, если вы будете терпеливы и проясните данные в полной мере, вы сможете увидеть скрытую причину конфликта. Может быть, сам того не сознавая, конфликт спровоцировал именно ваш ребёнок. Тогда надо постараться ему это разъяснить. А может быть, ребёнок-«агрессор» копирует поведение своих родителей и выбирает «слабого» в классе для самоутверждения. Тогда стоит такому ребёнку посочувствовать (хотя бы внутренне). Конечно, дети очень эмоциональны, мгновенно реагируют отрицательными эмоциями: обижаются, злятся, ревнуют. И всё же, наш «Мудрец» должен попытаться дать дельный совет. К примеру, такой. Посмотрите вместе с ребёнком мультфильм «Медвежонок и тот, кто живёт в речке» (1966 г.). Там маленький медвежонок видит своё хмурое, испуганное отражение в речке под мостом. Бедному медвежонку невдомёк, что это он сам и есть. В жизни нам также, как и неопытному медвежонку не видна и не понятна связь – вокруг нас хмурые лица потому, что мы внутри «хмуримся», вокруг нас обижают потому, что мы обижены на весь мир и не умеем посочувствовать и простить. Нам хамят и ругаются на нас потому, что внутри нас поселилось ожесточение и скрывается озлобленность. Наше окружение «отражает» наше внутреннее состояние. Борясь, мы усиливаем прессинг обстоятельств на нас самих. Конечно же, ребёнку это трудно объяснить, вот почему на помощь к нам и приходят сказки, мультфильмы, кино. Когда герой мультфильма перестал бояться «того, кто живёт в речке»? Тогда, когда он ему у-лыб-нул-ся! И тот, из речки улыбнулся ему в ответ! Как же перенести действия медвежонка в реальную жизнь относительно реального обидчика? Что означает «улыбнуться»? Сами порассуждайте со своим ребёнком, исходя из конкретной ситуации. Возможно, вы постараетесь найти в обидчике положительные качества и посочувствуете отрицательным. Если ребёнок сможет высказать эти мысли даже самому обидчику, то самая толстая преграда ненависти и обид начнёт понемногу разрушаться. Может быть, следующим шагом к примирению сможет стать подарок или взаимопомощь в какой-то ситуации. Любое проявление добра и искренности будет иметь свои плоды радости и счастья. И любое ожесточение и любая агрессия станет началом духовной смерти. Если родители это поймут и примут, то и у их ребёнка подобные проблемы растворятся на глазах, словно сами собой. Часто бывает достаточно одного лишь внутреннего понимания, что доброе отношение и доверие пространству поддерживают гармонию, а гнев и желание лично самому «поставить кого-либо на место» разрушают гармонию и привлекают в вашу жизнь и в жизнь ваших детей новые горести, проблемы, болезни… Подумайте об этом серьёзно! Здесь будьте воспитателем своего ума, руководителем своих эмоций! И Бог вам в помощь! ))) С искренними пожеланиям добра и любви, Щепина Ольга Валерьевна (сказкотерапевт, педагог-психолог, руководитель Центра Раннего развития «От А до Я» г.Санкт-Петербург).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|