|
Психоаналитическое Рассмотрение Акцентуаций ХарактераАвтор статьи: Игорь Лютый
Психоаналитическое рассмотрение акцентуаций характера СодержаниеВведение
Современный человек не понимает, до какой степени его “рационализм” (который разрушил его способность откликаться на божественные символы и идеи) предоставил его волю психологической “преисподней”. К.Г.Юнг ВведениеИдея данной работы родилась на стыке двух родственных учений - психоанализа и учении об акцентуациях личности. Цель, скорее всего, - связать в сознании различные типы акцентированных характеров и собственно стадии формирования этих характеров в соответствии с принципами психоанализа. Пожалуй, такая цель самая первичная, ведь из нее могут вытекать и другие, более прикладные. Например, можно диагностировать психические заболевания, указывая на связь между определенной психопатией и стадией формирования эго в определенном возрасте; или же связать проблемы развития всего современного общества с «особыми» акцентуациями характера целых человеческих групп. Существует большое количество литературы по психоанализу, начиная со времен самого Фрейда, отражающей подобные прикладные задачи психоанализа в области мифотворчества, политики, экономики, права и пр. Причем, многие психоаналитические интерпретации могут довольно активно и противоречить друг другу, по крайней мере, в терминах. Уже во взаимоотношениях между «отцом»-Фрейдом и его учениками-«детьми» было довольно много противоречий и критики в адрес друг друга. Хотя уже сам этот факт постулирует справедливость идеи Фрейда о так называемом «семейном конфликте». Понятие «акцентуации характера» тоже претерпело множество изменений со времен «отца» этого понятия Карла Леонгарда, и всегда интерпретировалось по-разному различными школами психиатрии. Всякий раз, когда термины «характер» и «личность» взаимозаменяют (что, например, неприемлемо для российской школы психологии, разводящей эти понятия), или же заменяют «акцентуации» на «тип организации», остается именно суть в сознании, некая интуитивная субстанция, понимание. …И еще остается основной «семейный конфликт» психоанализа: сын-отец, учитель-ученик, основоположник-последователь. Эта драма по-разному проявляется у разных типов личности, в мужчинах и женщинах, в разных социальных группах и обществах и в разные времена. Вкратце описать, как это происходит - наша основная цель. Для построения этой модели будет использоваться «классическая» литература по психоанализу и малой психиатрии, дабы избежать принципиальных ошибок нашей модели. Миф в психоанализеВ трудах Карла Густава Юнга и его последователя Эриха Нойманна, а также Отто Ранка и Ханса Захса существуют великолепные описания мифотворчества с точки зрения психоанализа. И, хотя они указывают на различия в интерпретациях мифов друг у друга, тем не менее в целом они сходятся, - развитие человека и развитие человечества идет по одним и тем же законам. Более того, хотя деятельность Ранка и Захса первоначально была направлена как отпор “ревизионистким” идеям Юнга в “защиту” психоанализа Фрейда, тем не менее идеи Ранка и Захса ближе по духу (а не только по тематике архетипов) к Юнгу, нежели к общему “отцу” всех троих Фрейду. У них также , как и у Юнга отсутствуют буквальные сексуальные аллегории, хотя они и не стремятся полностью посягать на ведущее место сексуальной символики. По сути, все эти психоаналитики, а за ними Нойманн просто продолжали дело друг друга. Можно выделить одно главное отличие в подходе Фрейда, Ранка и Захса от подхода Юнга и Нойманна: Фрейд, а за ним, Ранк и Захс видели в мифе, равно как и во сне, лишь разрядку вытесненных энергий (так называемую сублимацию репрессированных энергий). В то время как Юнг, а за ним Нойманн приписывали мифам и сновидениям также прогрессивную функцию прогнозирования. Стоит упомянуть, что в последствии Ранк отошел от Фрейда, увидев в творчестве (в том числе и мифотворчестве) единственный путь свободы. Таким образом, далее мы не будем просто пересказывать произведения этих авторов. Пользуясь отдельными цитатами, давайте воспользуемся их “коллективным” творчеством. Более того, в силу вышеуказанной темы, нас будут интересовать типы характеров, названные “акцентуациями”. По сути, нас будут интересовать архетипы акцентуаций характеров. Таким образом, наше предположение состоит в том, что все известные современные акцентуации характеров заданы архетипически в мифах. Мифы содержат в себе просто яркие, возможно гротескные образцы акцентуаций. Начнем с самого начала. С Начала было бессознательное.
Бессознательное в акцентуациях характераВ бессознательном похоронено все прошлое нашего рода; оно подобно пуповине, прилепляющей отдельного человека ко всему виду. Отто Ранк Миф сотворения гласит, что сознательное является наработанным продуктом общественно-исторического развития человечества. Величайшей заслугой психоанализа и, прежде всего, Фрейда можно считать именно открытие в человеке бессознательного, а значит и сознательного. Это похоже на то, что с появлением ребенка рождается и мать, с возникновением бога человек открывает и самого себя. Возникновение бессознательного по-новому открыло глаза человека на самого себя, прежде всего, на все те открытия, которые были сделаны человеком раньше. В сфере взаимоотношений мать-ребенок, бог-человек появились новые две компоненты: сознание-бессознательное. Сейчас нам трудно представить себя без понимания этого феномена, мы принимаем осознание наличия своего бессознательно как само собою разумеющееся. И в этом заслуга психоанализа, и в этом собственно само явление психоанализа можно рассматривать как порождение коллективного разума, который, можно сказать, достиг «полового созревания» настолько, что смог «оплодотвориться». «Золотой век психоанализа» можно сравнить с «золотым периодом у ребенка», свободным от кризисов и противоречий – латентной фазой, порожденной тенденциями времени. Но сначала были представления об архаичные душе, а перед ними – бессознательное. Следует отметить, что существование «чистого» бессознательного, - не более чем вымысел нашего сознания. Пожалуй, здесь по смыслу ближе понятие «надсознательное», т.е. находящееся вне двойственности и объединяющее сознание и бессознательное. Надсознательное – это коллективное бессознательное еще до того, как оно стало «коллективным», это архаическое, даже «палеоантропологическое» коллективное бессознательное - «психологические кости». Это не отец и не мать, не цель и не процесс, не интуиция и не интеллект. Это даже нельзя помыслить, а значит, и выразить в знаках. Это ДО символов. Хотя… символами такого изначального совершенства может стать круг («круг» алхимии), сфера (по Платону), яйцо (философское «Яйцо Мира»), бутылочная тыква (вмещающая Прародителей Мира в Египте, В Новой Зеландии, в Греции, в Африке, в Индии и т.д.). Это несуществующая идеализация, тем не менее реально существующая во всех науках: в физике в виде идеальных сред – газа, жидкости, твердого тела, (в квантовой механике как суперобъединение, единое поле) и пр.; в математике в виде пространства, в биологии – ДНК. Гуманитарные же науки просто пропитаны этими идеализациями. Вот здесь фраза: «…реально существующая…» тонко определяет ту грань, где Круг наполняет Великую пустоту внутри себя содержанием и становится индийской мандалой, или превращается в змею, кусающую себя за хвост. Именно здесь происходит разбиение суперсимметрии и возникновение дуализма, - здесь андрогинный человек (проще говоря, бесполый) рождает сам из себя мужчину и женщину одновременно, тем самым возложив свои бессознательные функции дальнейшего деторождения на женщину (отсюда вытекает тот факт, что образ Матери одинаков во всех традициях во все времена, анима Юнга однолика, в то время как мужской Дух и облик отца многолик и неоднозначен, а порою и противоречив). Именно здесь гений, тонко чувствующий Первопричину, вдруг начинает на ней акцентироваться и, тем самым, возможно, перестает быть гением в наших глазах. Или же гений, будь то физик, или философ должен иметь акцентированный характер? Впрочем, традиционно физики были философами, а математики были историками – естественнонаучное было сродни гуманитарному, поскольку вышло из него. Так на чем акцентирован такой «гений»? Для того, чтобы дать положительный ответ на этот вопрос, воспользуемся двумя предпосылками. Первое, - это тяга к фантазиям, скрытому архетипичному, бессознательному, «уход в себя». Внешние материальные ценности современного общества такого индивида не интересуют, поскольку он, по определению, сориентирован на бессознательное. Он замкнут, одинок в своем мире. В самом крайнем варианте этот мир самодостаточем. Это не мир мужчин и женщин, поэтому эти люди холодны в личной и сексуальной сфере. Это не мир богов и людей, поэтому эти люди не нуждаются в советах и вере в бога (равно, как и в науку). Это даже не мир жизни и смерти, поэтому эти люди не способны радоваться своим и чужим успехам и также не способны к суициду. Такой крайний вариант не является нормой, с точки зрения современных классификаций психической нормы человека. Поэтому, акцентуацией характера его назвать нельзя. Это скорее крайний психотический уровень развития организации характера, идеализация, от которой можно отталкиваться. В реальности таких не бывает, но кто-то может к ним близко приближаться. Таких могут в мире называть «святыми», а в клинике – шизофрениками. Нас же больше интересуют «нормальные» люди. Тогда введем вторую предпосылку для определения нашей личности. Второе, - это собственно акцентуация. Используя популярное определение, можно сказать, что акцентуация характера – это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезвычайно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость к отдельным факторам (в данном случае – внешним) и устойчивость (возможно, повышенная) к другим. Исходя из этих двух предпосылок, определим архетипическую личность, реально существующую в нашем бытовом представлении. Это человек нормы, т.е. личные ценнности которого не противоречат общественным нормам. Но это и человек «не от мира сего». В психическом смысле он инфантилен, как и те образы мифов, которыми он живет. Из всех мифов, легенд он избирает только те, которые говорят о первичности, неизменности и блаженстве Бытия. В плане взаимоотношений с другими людьми ему присущи те черты, которые указывались выше, но в более мягком и некатегоричном варианте. В физическом смысле эти люди не случайно имеют слабую нервную систему, их конституция тела чаще астеническая (по Кречмеру). Ело тело просто соответствует степени его притязаний на внешнюю жизнь, мир материальных ценностей. Считается, что и стиль одежды, который избирают эти люди скорее является отсутствием какого-либо стиля (что-то вроде хиппи, хотя это тоже стиль, ведь хиппи не заставишь одеть что-либо другое, - здесь, пожалуй проявляется реакция протеста, т.е. в поведении хиппи задействована и другая акцентуация). Просто,такая одежда «по стилю» соответствует конституции тела – не броско, не вызывающе, но, возможно, со вкусом, тонко и изящно, как сама глубина жизни (для них приемлемее сказать просто: «жизнь»). Впрочем, не все так и пассисивно в жизни этих людей. Символы, которыми он дышит не являются психическим «болотом», хотя это и может показаться с первого раза, особенно людям других акцентуаций. Можно долго спорить о пользе или бесполезности таких людей для общества, уже сам такой спор в принципе бесполезен, поскольку социальные притязания общества на личность век от века меняются. Другое дело, если Вы поставите себя на их место (или уже являетесь таковым), то добро пожаловать в мир фантазий, которые совсем не обязательно подменяют действительность на суррогат, но могут легко позволить помочь Вам понять другого человека, принять искренне любую, даже самую необычную концепцию и при этом, не вовлекаясь, остаться самим собой. Излишняя способность к рефлексии совсем не обязательно, что должна заставлять человека потерять самого себя. Психически здоровый шизоид (звучит как «масло масляное», лучше использоваль термин Личко «скрытая шизоидная акцентуация») живет так, как называется в Дзене: «путь без пути», т.е. он верит «не веря», любит «не любя». Такая личность может стать священником, служителем культа на том основании, что никогда не будет выглядеть как фанатик. И как лидер это скорее лидер, «стоящий за сценой», - «герой-интроверт». Это, по сути, скрытый психотерапевт любой общины. Шизоид-психотерапевт как никакой другой тип психотерапевта может узнать своего клиента достаточно близко, но при этом остаться вне досягаемости чьих-то интепретаций, поскольку он проецирует «не проецируя», использует перенос «без переноса». Пожалуй, шизоид - самый беспристрастный специалист для любой профессии, связанной с человеческим общением. По сути, все люди изначально шизоиды, ведь это обуславливается человеческим развитием, - все проходят через одни и те же этапы онтогенеза. Если даже не учитывать нетрадиционных подходов психоанализа, развивающих учение о родовых травмах и так называемых перинатальных (пери-около, до, натал-рождение, (лат)) стадиях развития, то все равно мы упремся в оральную стадию по Фрейду, а шизоид как раз может соответствовать этой стадии, особенно самому раннему периоду. Здесь лучше говорить словами психоанализа: фиксирован на этой стадии, или несет большинство энергии, соответствующей этой стадии. Как и всякий нормальный человек, шизоид должен обладать всеми типами энергий, пройти через все стадии развития, но он в большей степени, т.е. в первую очередь фиксирован на стадии первичных потребностей: доверия и недоверия (по Э. Эриксону), - стадии симбиоза. Если эти энергии репрессированы (вытеснены в подсознание) достаточно сильно (глубоко), то они сублимируются (трансформируются) не только традициозно, как у обычных людей – во сны, творчество и мечты, но и в беспочвенные фантазии, переходящие в неврозы. Как и отдельный человек, все человечество прошло черед подобное «взросление» (или до сих пор проходит). Так, мифотворчество есть не просто регресия («шаг назад» в развитии), но и «взгляд в будущее». Это также способ сублимации репрессированных энергий, - способ самовыражения. Но даже более того, это и способ понять самого себя. Это не просто стремление к инфантильному, осуществляемое через вскрытие детских воспоминаний, но и стремление к своей изначально заданной меры путем воскрешения в памяти бессознательного. По сути вытекает, что некоторая шизоидность должна присутсвовать в любом человеке, и может сочетаться с любой другой акцентуацией. В реальной жизни, некоторые люди, в силу своей другой акцентуации, склонны к вытеснению шизоидности так, что в их поведении почти полностью могут отсутствовать вышеприведенные качества. И это обусловлено собственно самой жизнью. Чо это за жизнь? Известно, что мы живем в патриархальном мире. Хотят мифы, что когда-то был и матриархат. Было ли это изначально, или же и матриархат был непервичен, - для настоящей работы несущественно. Пусть это остается вопросом споров, дискуссий, философии, софистики (да простят нас античные софисты) и т.д. А если учесть, что автор даного мудрствования – мужчина, то и вовсе, - не хочу Быть излишне субъективным. Итак, патриархат…
Акцентированный миф № 1
Родившийся человек не только теряет свою связь с изначальной субстанцией – гармонией, но и при этом остается в своей связи с бессознательным – с Матерью. Миф грозного, возникшего внезапно бессознательного тождественнен мифу о Матери. Хотя, по началу, Мать и не грозная и продолжает быть Гармонией. Мать любит, поддерживает базовый симбиоз и фунтаментальное бессознательное доверие. Это “хорошая грудь”, - благоприятная оральная стадия развития ребенка. Эта грудь настолько «хороша» для шизоида, что он ее даже не замечает, потому, что ничто не нарушает его блаженства. Это даже и не мать как вовлощение женского кормящего родившего Начала, а по-началу все тот же Абсолют, Уроборос и т.д., неделимый и вездесущий. Легко понять того, для кого не все так уж идеально. Легко понять потому , что мы Все такие, - ведь мы живорожденные от матерей, и, значит, все имеем опыт этой Великой утраты. Тогда логично предположить, что все люди не явные (и даже не скрытые) шизоиды потому, что, возможно, находятся под воздействием других, не менее значимых факторов. Считается , что фаза симбиоза (или оральная) продолжается около года. Уже в это время гармония с матерью может быть нарушена в случае «плохой груди». Но он может хорошо «помнить» эту «грудь» и к ней яростно «стремиться», защищаясь от внешней дисгармонии. Все внешние факторы, разрывающие первичную священную связь с Матерью, воспринимаются как деструктивные, угрожающие, преследующие. Великое Начало уже не является приятным процессом, а превращается в самоцель. Такие навязчивые «хотения», сверхценные идеи типичны для людей параноидной акцентуации характера. Между параноидом и шизоидом, с одной стороны – пропасть в восприятии мира, как между целью и процессом; с другой стороны общее – Мать, особенно для тех, кто считается психически больным. В случае же акцентуации характера целовек просто склонен к излишнему целеустроению, причем это могут быть как цели достижения «хорошей груди», так и цели препятствий. Цели препятствий при существенной патологии психики выражаются как бред преследования «плохой грудью», мифический страх быть поглощенным, съеденным (связанный с оральной фазой). В параноидных снах и мифах герой убегает от преследования именно из-за боязни быть съеденным. Известно, что каннибалы съедали своих жертв ради силы и обновления, а не ради физического пресыщения. Небесная женщина в виде свиньи (символ плодородия) пожирает своих детей – звезды, а в Древнем Египте солнце какжый вечер поглощается драконом для того, чтобы утром возродиться. Дракон и есть «плохая грудь». Тогда возвращение к Матери и съедание Матерью – одно и то же. Страх смерти тождественнен слепому желанию прийти к своей мере, возрождению. Отсюда и такое линтвистическое сходство «смерть» – «мера», «умирание» - «мир» в русском языке. Мат в русском менталитете, по сути, также отражает слепой взгляд на перерождение. Подобно тому, как самка паука сжирает своих самцом, а мифическая Богиня с широко расставленными ногами пожирает своих любовников, параноидные цели привлекают и одновременно устрашают человека. Но главное, что цели достижения и цели препятствия, по сути, - это одни и те же цели. Параноид и шизоид как бы две крайности развития ребенка на этом этапе. И на этом интервале могут быть выделены другие, помежуточные акцентуации. Например, по Ганнушкину существует акцентуация фанатика, которую можно приравнять к параноиду по принципу одержимости целей. Фанатик также, как и параноик, озабочен каким-либо достижением, и яростно избегает искушения со стороны противоположных (по его мнению) целей. Но, в случае фанатика, это, как правило, меньшее количество целей, возможно одна – божественная. И фанатак не столь озабочен своей индивидуальностью, как параноид. В отличии от параноида, фанатик не проявляет столь заметно тревожности и мнительности. В этом он, пожалуй, приближается к шизоиду, т.е. стоит где-то в промежутке между параноидом и шизоидом. Так человек переходит в следующую фазу развития. «Переходит», - громко сказано, ведь бессознательное продолжается, просто начинается следующая фаза. Наступает фаза Грозной Матери. Можно сказать, что это смесь «плохой груди» и материнского внимания, возможно, повышенного внимания. Здесь Ид (бессознательное по Фрейду) уже не конфортен, а значит уже заметен, навязчив, требует безукоризненного послушания. Здесь рождается страх преследования матриархатом, страх мужчины перед женщиной, страх кастрации. Собственно, уже здесь есть выраженный дуализм мужского и женского, но дуализм неравноправный, - не Инь и Ян. Это скорее двойственность, чем даулизм. Здесь женское, материнское – авторитарное, «хозяйское», а мужское, отцовское еще не знает своих прав на ребенка и , пожалуй, безвольное, инфантильное. Отсюда страх кастрации, заставляющий мужчин с тех пор объединяться в братства, союзы, секты. Говоря: «с тех пор», имеется в виду не только какой-то период истории человечества – матриархат, но и внутренний драйв, некая архетипическая сила, которая ведет и направляет действия акцентированных «фанатиков» по сей день (в общинах и сектах шизоиды, фанатики и параниды выполняют разные роли, соответствующие их «энергиям», а также могут присутствовать и другие акцентуации характеров). Причем, это «нижняя» кастрация, т.е. потеря полового органа, паралич ног. В мифах параноидный герой как боится женского, так и добровольно себя кастрирует, его половые органы сжирает рыба, морское чудовище, или же сама Богиня. Такое «параноидное» разложение психического мира и его проекция на мифические образы есть стадия развития любого человека, но чувствуют и по-своему переживают это лишь те, у кого другие энергии выражены, а не скрыты и репрессированы. Справедливости ради, стоит указать, что для «параноидности» требуется довольно значимое чувство собственного «Я», ведь боязнь быть кем-то поглощенным требует, прежде всего, «быть», т.е. какое-никакое, а осознание самости должно присутствовать. Об этих энергиях «самости» речь пойдет в следующем разделе. В завершение этого раздела об акцентуациях бессознательного (другими словами, речь шла о влиянии бессознательного и его вкладе в те или иные акцентуации характера человека) можно привести еще одну акцентуацию. Можно выделить вариант, когда человек уже далек от ощущения присутствия в нем Великой бесконечности и также, пережив «неплохую грудь», не испытывает и параноидного страха перед новым (мисонеизм в терминах Юнга). Но при этом он еще более далек от ощущения тех энергий , с которыми человек сталкивается при дальнейшем взрослении (о которых речь еще пойдет). В итоге, его ведущими по жизни энергиями будут: смесь нерешительности и мнительности (например, он будет верить в мистические знаки и одновременно излишне интеллектуизировать по поводу этих знаков); осознание повышенной ответственности за свои (и даже за чужие) действия и одновременно недоверие к себе, и как следствие этого недоверия постоянные перепроверки своих прошлых, настоящих и будущих действий. Сам Леонгард такого человека мог назвать педантичным, (или дистимиком, хотя дистимиков принято соотносить с конституционально-депрессивными по Ганнушкину) сейчас их часто называют психастеники. Такие люди, по определению, не заметны в жизни и в мифах почти не встречаются. Их даже трудно выделить в особую акцентуацию характера, поскольку, с точки зрения современной морали, они «бесхарактерны». Если же убрать мораль, то можно сказать, что психастеник просто не наделен сильными акцентированными энергиями, но может «тяготеть» или в сторону энергий шизоида-фанатика-параноида, или же в противоположную сторону. Итак, следующий раздел.
Сознательное в акцентуациях характераПримитивный феномен наваждения не исчез; он такой же как всегда. Его просто истолковывают другим, более несносным образом. К.Г.Юнг. Говоря о сознательном, будем разуметь способность человека изменить окружение. Такая способность говорит о том, что это самое окружение воздействует на человека и при этом не в угоду человеку. Это человеку не нравится и он стремится изменить внешний, нежелательный ему фактор. Уже с появлением “плохой груди” и возникновение “грозной матери” (у “грозной матери” может быть кажущаяся и “хорошая грудь”, но при этом Мать ее удерживает, не дает, да еще и “угрожает кастрацией”, расшатывая патриархальные традиции) такой процесс начинает иметь место. Но бессознательные шизоидные тенденции здесь все еще преобладают. Эти тенденции могут различаться для мужчин и для женщин. Лучше сказать, для мужских и для женских энергий в любом человеке, будь то мужчина или женщина. Так, существование “грозной матери” заставляет именно Мужское стремиться “назад” – к шизоидности. Если Ему это более удается, то человек притягивается к шизоидной акцентуации; если же энергий Абсолюта в человеке не хватает для шизоидности, то человек притягивается к параноидности, - стремление ради стремления. Для Женского существование “грозной матери” не угрожает кастрации, хотя “плохая грудь” может и вызывать дискомфорт для Мужского, находящегосярядом, - в этом же человеке. Тем не менее, женское не осознает этого дискомфорта и тем самым формирует психостеничные качества. В патриархальном обществе лучше быть мужчиной с параноидными качествами, а женщине с психастеничными качествами, а не наоборот, с точки зрения мужчин (в современном обществе эмансипированные женщины также скорее выберут параноидность, нежели психастеничность). Выбор: шизоидность-параноидность-психастеничность может вообще не иметь места. Просто, как указывалось выше, в параноидных энергиях, кроме архаичных бессознательных тенденций появляются и сознательные, связанные с целью, а не процессом. Здесь возникает уровень Эго по Фрейду, проблемы сепарации и индивидуализации. Здесь в плане межличностных психологических задач по Эриксону возникает чувство автономии или же стыда и неуверенности в себе.
Акцентированный миф № 2
Сознательное, восставшее против бессознательного, начинает передел мира по-своему. Прежде всего, устраняется страх перед грозной Матерью. Именно здесь разделяются страх перед смертью, нижней кастрацией и стремление к бессмертию, желание войти в Великую Мать и переродиться. Здесь собственно возникает “новый”, более осознанный страх перед “верхней” кастрацией, т.е. страх потерять само осознание, “потерять голову”. Здесь мужчина начинает бояться женщин по-другому, с помощью другого, более изощренного механизма – отрицание могущества Матери. За этим стоит мифическая борьба с драконом-матерью во имя преодоления давления либидо. Именно здесь рождается настоящий Герой. Именно Герой способен преодолеть инерцию бессознательного, тьмы. Дракон, Сфинкс, или Кит, обитающий на Западе, каждый вечер проглатывает Солнце для того чтобы Солнце проходило первую половину ночи в чрево чудовища. А затем, совершив путешествие осознания во второй, благоприятной и щедрой половине ночи, Свет наконец триумфально возрождается на Востоке. Это также сродни погружению в “нижние миры”, - необходимое условие для обожествления неофита (ученика). Для того, чтобы стать совершенным в осознании, необходимо пройти через семь (или девять) врат Ада – “не постигший тьму, да не постигнет и свет” (Киприан). Награда – сокровище. Сокровище, пол царства (свет, т. к. вторая половина – это тьма) – это предмет борьбы, в более узком смысле может выступать и как принцесса-пленница. Это также сестра-анима. Герой может жениться на сестре, равно как и совершить инцест с ней или даже собственной матерью. Впрочем, это скорее не узкие личные взаимоотношения, но, в более широком смысле, отношение героя к себе, к своему перерождению. Победить Дракона бессознательно, но совершить слепой, т.е. бессознательный инцест ради рождения собственного ребенка (пусть даже как символа возрождения), - выглядит для настоященго Героя менее очевидным. Тогда Эдип (из знаменитой притчи) – не настоящий Герой, а лишь наполовину (нижнюю половину), а Эдипов комплекс справедлив лишь отчасти. Для настоящего Героя и целостной мужественности необходимо присутствие “обоих частей” – верхней и нижней (верхнего и нижнего дома). Только преодолевая страхи верхней и нижней кастрации, рождается Герой. Итак, Герой победил страшную Мать – свою бессознательную часть, подобно тому, как испанские Конкистадоры уничтожили остатки матриархата у индейцев Северной Америки. Это означает, что рождается новый миф о доброй Матери.
Сознательное в акцентуациях характера (продолжение) Сон разума рождает чудовищ Возникновение доброй Матери тождественно освобождению пленницы. Истинное сокровище для Героя – осознание, но триумф победы может заставить Героя “ослепнуть”. Создание доброй (лучше сказать – укрощенной) Матери из грозной и пугающей рождает чувство собственной всепоглощенности, всемогущества, самодовольства. Это как кратковременная потеря только что достигнутого в борьбе, регрессия, шаг назад, последний взгляд в прошлое. Это неизбежная фаза в развитии любого человека, - переоценка собственного положения и значения. Это фаза нарциссизма, которую можно выделить как отдельную акцентуацию характера в том случае, когда эти энергии особенно выражены, а остальные при этом относительно репрессированы. Такая суперавтономия всегда сочетается с чувством стыда и неуверенность в себе, которые тщательно скрываются. Эти люди могут казаться несколько параноидными, но все же нарциссиста отличает от параноида именно фаза развития, на которой он акцентирован. Это не оральные страхи (быть съеденным), но анальные тенденции удержать часть себя в чужом мнении и , прежде всего, в своих собственных глазах. Параноид может испытывать обостренные чувство вины за свои поступки и мысли, не соответствующие его паранои или не оправдавшие его мнительность. В то время, как нарциссист отстаивает свою правоту до конца, даже не гнушаясь принципом: «Я не прав, но будет все равно по-моему». Это варианты “бытовых”, мелочных деспотов, т.е. без учета социальных игр. Здесь дети отходят от родителей (сначала от матери), а ученики вступают в конфликты с учителями (в первую очередь, с якобы консервативными тенденциями учения). Здесь страх пройден, но наступает новое препятствие на пути к дальнейшему росту – иллюзорная «ясность мышления» в перемешку с стыдом. Герой восстал и победил. Проблемы кастрации заменились проблемами тщеславия, - и, поэтому, это тоже проблемы Мужского. Отсюда, нарциссизм ближе по духу мальчикам и, далее, мужчинам. Но это не каприз, ведь чувство стыда всегда стоит на страже даже, возможно, перед собственным Я. Это социально приемлемый мужчина и его нарциссические качества делают его более мужественным в своих, и мальчиковатым (незрелым) в чужих глазах, но он не видит в себе мальчишку, - он считает себя настоящим мужчиной, закрывая глаза на свой стыд. Женщины-нарциссистки менее социально приемлемы, скорее, от женщины больше требуют инфантильных качеств психастеника. Ведь рядом с “героем”-мужчиной должна быть освобожденная преданная “царевна”, которая впредь будет его терпеливо ждать в то время, когда он будет совершать свои подвиги. Добрая Мать, - это, прежде всего, психастеничка, - добрая, понимающая, склонная и физически к полноте (“добрый” и “полный” часто выступают как синонимы). Жить при такой женщине все равно, что купаться как “сыр в масле”, где можно в любой момент “прижаться к Большой груди”. Только женщине-психастенику можно иногда признаться, не стыдять, в собственных слабостях. Не случайно психастению мы соотнесли с более ранним уровнем развития ребенка, чем развитие нарциссических качеств, и при этом эти энергии близки по логике развития друг другу. Впрочем, все зависит от уровня психастении в женщине и нарциссизма в мужчине. Современная жизнь диктует и развитие других женщин и других мужчин. В мягкой, доброй женщине всегда есть остатки страшной, деспотической Матери. Да и, защищая своих детей, женщина способна стать неузнаваемой. Здесь и гнев, и ярость, и даже одержимость религиозного экстаза. Полные, мягкие женщины легко становятся ведьмами, целительницамими, предводителями женских сообществ (образ “бандерши”, или содержательницы публичного дома). Здесь женщина наделяется мужскими качеставами предводителя, особенно в том случае, когда она это делает сознательно, но не стихийно. Наличие осознания делает эту женщину социально адаптивной, чрезвычайно активной в жизни и, возможно, успешной. Она часто занимает руководящие посты даже в мужском коллективе, или в традиционо мужских видах деятельности - правда, это делает ее мужеподобной. Или же она может быть жесткой на работе и мягкой дома, удачно совмещая свои две, непохожие друг на друга, черты характера. В случае “неудачного” совмещения разлизных черт характера, при меньшем осознании своего поведения и своего настроения, т.е. при спонтанном чередовании спокойного и быстрого, пассивного и активного, подвижного и медлительного рождается еще одна акцентуация характера – маниакально-депрессивная. В этом случае анальная (по Фрейду) фаза достижения автономии или же стыда и неуверенности уже пройдена ребенком. Разделение и индивидуализация уже закрепились в его жизненных энергиях. Жизнь продолжается, продолжается и развитие. Теперь автономия сменяется инициативностью, стремлению активно менять свое окружение. Стыд трансформируется в чувство вины, возможно, тревоги. Уже теперь ребенок осознает различия между полами, правда, на уровне идентификации гениталий. Отсюда и название этой фазы по Фрейду – генитальная. Маниакально-депрессивные люди, или циклотомики, в силу вышесказанного, являют собой некую противоположность шизоидам. Они, скорее, экстраверты, а не интроверты, как шизоиды. Их активность в маниакальной фазе, равно как и пассивность в депрессивной фазе направлены вовне. Можно сказать, что шизоидные энергии у них достаточно репрессированы, чтобы почти не проявляться в жизни. Это отражено и в теле, - циклоиды чаще склонны к полноте. Если шизоид и параноид защищается от страшной Матери бегством в Первоначало (по-разному), то циклоид защищается от … страшного Отца бегством “во вне” - в телесность. Особенно это выражено у женщин. Существует образ семьи (в сказках, что более соответствует деревенской семье), когда рядом с худым мужичком стоит здоровенная “бабища”. Следует указать, что для женщины естественно и правильно развиваться в сторону жировых тканей, а для мужчины – в стороны мышечных, но в данном случае речь идет именно о психологической защите от Отца, выражающейся в чрезмерном ожирении. Причем, от грозного Отца может бежать и анима - женская душа в психике мужчины, а Отец может присутствовать в деспотических женщинах. Тогда мы встречаем “беременных” мужчин и авторитарных матерей, выполняющих, как правило, и отцовскую роль для ребенка. (Пиво здесь не причем, хотя фиксированность, связанная с пищей, на оральной стадии, может сочетаться с защитой от Отца). Психоаналитики часто соотносят циклоидов с оральной стадией развития ребенка. Тем не менее, потребность в пище и конституция тела связаны косьвенно, но не напрямую. (Т.е. если полный человек подвергает себя диетам, то это, как известно, дает мизерные результаты без определенной психологической работы. И, с другой стороны, худому шизоиду очень трудно набрать вес, как бы он судорожно не ел все подряд, или, скажем, одну высококалорийную пищу до тех пор, пока он активный шизоид.) Грозный Отец – это очередной архетип.
Акцентированный миф № 3
Грозный Отец – это порождение патриархата. Герой уничтожил Мать, - ее устрашающую часть, убил убив тем самым Дракона и завладел осознанием. Он получил в награду сокровище – принцессу, добрую Мать, пол-царства. Но главное, он создал «мужской социум». Дальнейшая фаза развития – это борьба за удержание своего пьедестала. Это создание «правильного» мира, поделенного на две части - мужское и женское, сознание и бессознательное. И единственный способ для этого, приемлемый для молодого сознания – это мораль (Супер-Эго по Фрейду). А там, где мораль, там и страх и тревога за то, чтобы самому от этой морали отступиться. Герой уважает и одновременно боится созданного нового мира. Это и есть страх перед Отцом, страх перед «верхней» кастрацией. В этом и суть сурового Отца. Герой борется против своего отца, отказывается от него, находит себе другого отца. Суровый отец – это Царь, добрый же – это, как правило простолюдин. Царь обязательно есть выражение патриархального общественного уклада, в то время как простолюдин добр и ненавязчив, как при матриархате, или же нейтрален, живет один, или же это сам Бог. Лучшая же «семья» для Героя - это отец-Святой Дух и мать-девственная непорочная дева. Фаза борьбы с Отцом – это и стремление овладеть матерью, по сути, продолжение борьбы с грозной Матерью. Две фазы борьбы, - с Отцом и с Матерью есть преодоление двух видов страха – «верхней» и «нижней» кастрации. Герой часто двулик. Так, он может запутаться в своих подвигах, попасть под влияние злых колдовских чар (чаще женских), или просто иметь двойника-близнеза, который может его искушать прелестями безсознательного, убивать, предавать, кастрировать, отрубать голову (верхняя кастрация), но всегда в конечном итоге каяться и искать прощения и примирения. Но истинный Герой всегда остается Героем. Его рождение может явитьсятся одновременно и его смертью: если он станет деспотом, то родится новый Герой и его убьет, тогда история повторится. Но мифы предпочитают об этом умалчивать. На этом, собственно, миф (или сказка) и закачивается словами : «…и Они жили долго и счастливо…; …по усам текло, а в рот не попало…; ...вот и сказке конец… и т.д.». Так что же твориться на самом деле?
Социальное в акцентуациях характераЧеловечество не инфантильно, и его невозможно обмануть, выдавая желаемое за действительное. Несмотря на все отличительные черты человеческого характера, чисто иллюзорный тип мышления, даже в случае примитивного человека, резко контрастирует с его талантом к адаптации и его чувством реальности, котороиу мы обязаны всеми нашими элементарными открытиями, сделавшими возможной цивилизацию. Эрих Нойманн Мораль всегда социальна. В каждом социуме своя мораль. И в каждом возрастном периоде, начиная с формирования Супер-Эго, существует своя мораль. Тогда мораль – это та же энергия, сублимированняя на определенном этапе взросления человека, что и энергии акцентуациий характера. Мораль уже появляется в борьбе с Матерью, но почти не выражена. Поэтому борьба с Отцом аморальна. И защиты от Отца, используемые в этой борьбе, более изощренны. «Телесность» – удачная защита циклотоника. Расщепление Героя на двух лиц-близнецов также выражается в виде энергии, которую используют люди, склонные к расщеплению (здесь можно выделить диссоциативную акцентуацию характера). В обществе их могут назвать лицемерами, но расщепление - это, прежде всего энергия. «Лицемер» - это понятие нравственное, соответствующее тоже определенным энергиям других акцентуаций. Лицемерами могут казаться циклотоники, поскольку они изменчивы, с острым чувством юмора в активной фазе, но почти всегда с ленцой. Но это всего лишь их черты характера, а также защиты. Если взять изначально маниакальн-депрессивную дичность, но затем лишить ее одной из защит – телесности, то скорее мы получим маниакальную личность, или гиперманиакальную. Такая «бестелесная» личность, избегающая грозного Отца, более подвижна, скорее даже «неленивая». Ему все равно, чем заниматься, - лишь бы что-то делать, суетиться Он просто боится «остаться один», - на едине с Отцом-осознанием. Они принимают ровно ту часть патриархального общества, которая внешне деятельна. Их также называют неустойчивыми людьми (по Личко). Между неустойчивыми и маниакльно-депрессивными можно поместить так назывемых компульсивных личностей. Компульсивные похожи на маниакально-депрессивных по степени телесности, но на неустойчивых по степени подвижности. В отличие и от маниакально-депрессивных, и от гиперманиакальных, компульсивные более целенаправлены, имеют меньшее чувство юмора, поскольку им просто «некогда» шутить. Это «трудоголики» - люди, постоянно чем-то занятые. Здерь характерны образы мужчины-«шефа» и женщины, занимающейся рыночной торговлей. «Пословица: «без труда не выловишь и рыбку из пруда», пожалуй, больше всего к ним подходит. Они (больше мужчины) - потенциальные «технари»-рационализаторы, изобретатели, инициаторы и движители машинной индустрии. Они - не теоретики, зато они с легкостью и смелостью готовы использовать уже созданные теории для своих практических разработок. Традиционно, рядом с компульсивными ставят обсессивных личностей. Это те же «трудоголики», но только на уровне ума. Но обсессивные не совсем теоретики, - они много думают, но только редко практически. Их лучше назвать мудрствующими, философствующими. Они, так же, как и неустойчивые, имеют более слабую конституция тела, чем компульсивные или циклоиды, но, в отличии от неустойчивых, изводят себя мыслями, вероятно, из-за присутствия в них значительных энергий другого уровня - «шизоидного» типа. Их маниакальность хотя и приближает их к компульсивным личностям, но они имеют все же больше шизоидности, отсюда менее телесны. Этот фактор «зацикленности» легко может сделать как тех, так и других наркоманами или алкоголиками. Получается, что обсессивные и компульсивные компульсивные одновременно убегают и от грозной Матери (внутрь), и от строгого Отца (в телесность). (Кстати, в реальных семьях строгих родителей, или родителей, являющихся значимыми в обществе людьми, давящих своим общественным авторитетом, дети нередко бывают наркоманами и имеют проблемы с алкоголем. Для них это протест против папы и мамы, а в лице папы и мамы, - и против всего социума.) Обсессивными и гиперманиакальными чаще бывают мужчины, чем женщины. Это может обуславливаться присутствием шизоидности в них, - не практичны, имеют слабую конституцию тела, убегают от Дракона-социума (в данном случае Дракон обоюдополый, и с материнским, и с отцовским грозными началами). Наряду с неустоичивыми, Личко выделяет и истероидную (по Леонгарду – демонтративная, также существует название – театральная)акцентуацию характера, - популярный термин в малой психиатрии. Истериков отличает от неустойчивых, прежде всего, повышенный уровень нарциссизма, - всепоглощяющего эго. Другими словами, в их поведении присутствуют анальные энергии Эго по Фрейду, наряду с Эдиповыми (или комплексом Эретры у девочек – сопротивление матери), и меньше бессознательных шизоидных (оральных). Эта акцентуация более «популярна» среди женщин. Здесь лучше воспользоваться словами женщины-психоаналитика, поскольку ей «виднее». Так описывает женщин-истеричек Ненси Мак-Вильямс: «…ее неудовлетворенные оральные потребности объединяются с более поздними оральными интересами и заметно усиливают эдипову динамику. …Поскольку девочка считает силу врожденным мужским атрибутом, она смотрит на мужчин снизу вверх, но также – большей частью бессознательно – ненавидит и завидует им. Она пытается усилить свое ощущение адекватности и самоуважения, привязываясь к мужчинам, в то же время исподволь наказывая их за предлагаемое превосходство. Она использует свою сексуальную единственную силу, которую, как она считает, имеет ее пол, вместе с идеализацией и “женской хитростью” – стратегией субъективно слабых – для того, чтобы достичь мужской силы. …Они также склонны к эксгибионисткой демонстрации своего тела при том, что сами его стыдятся, стремятся находится в центре внимания, в то время как субъективно чувствуют, что хуже других; бравируют и совершают героические поступки, бессознательно опасаясь агрессии, провоцируют лиц у власти, будучи напуганы их силой. … Любящий и пугающий маленькую девочку отец создает своеобразный конфликт притяжения-отталкивания. Он является возбуждающим, но внушающим страх объектом». Таким образом, в истериках присутствует стыд нарцыссиста и вина и тревога гиперманиакальной личности. В случае, если в семье мать выполняет авторитарную функцию отца (что нередко в наше время), а вместо дочери – сын, то сын может быть носителем истеричных энергий. Есть предположения, что такие мужчины склонны к женоподобным качествам, - могут стать гомосексуалистами, или трансвиститами. Интересно, что при авторитарной матери дочь принимает ее нарцыссические качества, и при этом может нести свойства истероида. Патриархальное общество делает всех женщин в определенной степени истероидами. «Суровые» мужчины не даром притягиваются к капризным, изменчивым женщинам, использующим типичную для истеричек защиту – регрессию (детские кривляния, хныкания и пр.), в то время, как капризные мужчины предпочитают женщин-«воспитателей». Истеричность, как уже сказано, изменчива. Истероид неплохо использует еще одну защиту, упомянутую выше - расщепление, поэтому истероида можно спутать с диссоциативной личностью. Отличие, опять же, - в силе эго «чистого» истероида. Пожалуй, осталась еще одна яркая акцентуация характера, не менее известная, чем шизоидная, маниакально-депрессивная, истероидная. Ее лучше соотнести с фазой продолжения развития ребенка, после Эдипова комплекса (и комплекса Эретры). Минуя относительно нейтральную фазу – латентную (приблизительно после 5-и лет), вступив в период полового созревания (пубертатный период), ребенок вступает в активные социальные взаимоотношения. Это уже не миф, но действительность, «суровая реальность». Здесь уже нет родителей, но есть «чужие» дяди и тети. Стрессы, полученные на этом этапе, создают, выводят на первый план сублимированные энергии протеста всему обществу. Рождается «взрослая» злость, ярость, переходящая часто в осознание своего бессилия что-либо изменить. После чего, очевидно, такой человек может пристраститься к алкоголю, в пассивный протест (как хиппи). Это эпилептоиды (воздудимые по Леонгарду). И хотя черты эпилептоидной акцентуации находят и в детстве (с Эдиповым комплексом), вероятно, все же, что это более поздние энергии, специфическим образом наложенные на шизоидность, гиперактивность и другие черты характера. Их иногда называют асоциальные, что отчасти оправдано для западного общества (разного рода маньякам приписывают асоциальный психоз). Они, действительно, проще других акцентуаций становятся преступниками, но ими могут быть и «злые» судьи, сотрудники правоохранительных органов, благодаря которым, возможно, их и не «любят» в народе, называя нехорошими словами и т.д. Ими могут стать дети, которых Личко называл астеноневротически акцентированными. Это «трудные» подростки, и не менее трудные взрослые. Уровень их акцентуации будет зависеть от дальнейшей личной истории. К ним близки так называемые «великие параноики», - это не акцентуация, а скорее метафора. Это «черные гении», манипуляторы масс, великие харизматические личности, вершающие судьбами всего мира. В «великом параноике» действительно присутствуют параноидные качества, но, помимо их, они обладают великолепным потенциалом умения чувствовать социальные энергии плюс также гигантский нарциссизм. Эдиповы энергии у них настолько репрессированы и превращены в социальные, что может показаться, что личной жизни у них нет, а есть только «общее дело». Здесь уместно вспомнить книгу психоаналитика Вильгельма Райха о Природе фашизма, который увидел в фашизме сублимированный гигантский потенциал репрессированных, накопившихся за века патриархата, сексуальных энергий. Пожалуй, именно «черные гении» и являются персонифицированным ярким выражением этого потенциала.
ЗаключениеПсихоаналитик, не догадывающийся о существования генитального расстройства у своих пациэнтов, не может подтвердить о существовании таких процессов в структуре мистика. Процессы генитального рассторойства не находят понимания у психоаналитиков и пасторов, полагающих, что лот психоанализа можно погрузить в бессознательное в пределах дозволенного этикой. … Естесственно, даже фашизм иногда бывает прав. Это относится к душевнобольному. Только он не знает, когда он бывает прав. Вильгельм Райх. В завершении, хотелось бы ввести еще одно рассмотрение акцентироавнности людей. Просто, не хотелось бы слишком примитизировать связь акцентуаций характеров, драйвов и мифических персонажей. С одной стороны, эта связь бесспорна, она проста, но не примитивна. Это означает, что жизнь многоуровнева, т.е. повторяет саму себя в развитии целовека, общества, культуры. Глупо было бы, если бы мифы являлись просто «сказками». То, что мы их не всегда понимаем, а если и понимаем как то по-своему, то не принимаем, говорит о нашей специфической социализированности. У нас другое общество, - другая мораль, другое мировозрение, другой «возраст». Мы врят ли «взрослые», скорее мы «в пубертате», т.е. мы достигли какой-то степени не просто полового созревания, но и созиализированности, - наивной, максималисткой, «мальчишеской», но созиализированности. Период мифотворчества где-то раньше «в детстве». Хотя, степень мудрости мифов заставляет задуматься : «Может быть позже, но когда?». Но не в другой же «реинкарнации» человечества?.. Или тогда все дети мудры настолько, что на каком-то начальном этапе видят свою жизнь наперед. Каждый понимает мифы тоже по-своему. Степень его понимания говорит не столько о степени его коэффициэнта интеллекта, столько в какой культуре он живет, на каком языке знаков он говорит, в какую эпоху взросления общества он живет (ребенок понимает самого себя в каждом возрасте по-разному) и, исходя из нашей темы, энергии каких акцентуаций он несет по жизни. И он будет притягиваться к тем мифическим персонажам, которые на него похожи. Социум, в котором он находится, будет всего лишь диктовать мораль (т.е. свою «акцентуацию»), - что «хорошо», а что «плохо». Наше сознание учитывает мнение общества и выставляет на показ или репрессирует степень нашей «похожести» на те, или иные мифические персонажи. Можно ввести предположение, что степень социальной адаптации человека зависит от того, насколько мифический «двойник» этого человека «очеловечен», т.е. поощряется общественной моралью, выражен в виде человека, а не животного или монстра, побеждает, а не проигрывает в конечном итоге. Чем дальше к бессознательному, тем человеку труднее в обществе, повышается опасность психического заболевания, усложняются сами расстройства по направлению от легких расстройств до серьезных психопатологий (но раньше душевнобольных могли принимать и за блаженных и даже за святых). Бессознательное должно быть доступно психике человека, иначе рождается другая крайность, другая акцентуация. Без уместной «шизоидности» человеку трудно также, как и без энергии нарциссизма, или эпилептоидных черт характера. Просто, рождаются другие проблемы. Не бывает асоциальных энергий детства, а значит и асоциальных энергий акцентуаций характеров. Сами характеры могут быть асоциальны из-за нехватки баланса в энергиях рождения и развития человека. Причем, в силу того, что внешние энергии обшественной морали каждые сто, а то и десятки лет могут изменяться, меняются и те акцентуации характеров, которые сформированы в более поздние этапы развития ребенка – эпилептоиды, истероиды и пр. Т.е. меняется наш взгдяд на эти характеры. Кстати, он различен и в разных современных школах психиатрии, соответствующих разным менталитетам – русскому (Московскому или Питерскому), немецкому и др. Но зато взляд на шизоидную (интровертированную по Леонгарду) акцентуацию характера почти везде совпадает, поскольку это «первичная» (в нашем рассмотрении) акцентуация. Интровертированность неизменна и на уровне взгляда на нее научных школ, и на уровне акцентуации самого человека. Зато более поздние акцентуации способны к обмену «энергиями», ведь эти энергии более подвижны, чем «неизменный Абсолют» шизоида. Например, очень неопределена «кампания» таких акцентуаций (т.е. нет однозначного мнения по их клиссификации), как маниакально-депрессивная-гиперманиакальная-компульсивная-обсессивная-диссоциативная-истероидная и пр. Короче говоря, дело не в названиях, а в сути происходящих в каждом человеке и в любой общественной группе «игре энергий», - можно играть красиво, естесственно, осознанно а можно быть «слепыми котятами», натыкающимися на все предметы. Глупо не признавать наличие тех или других энергий в себе (пусть даже самых социально неприемлемых), лучше признать их, осознать и найти приемлемый, красивый, играючий способ их сублимации.
Список используемой литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|