Какой вы Смешарик: неустойчивая акцентуация характера на примере Лосяша

Автор статьи: Дмитрий Коробенков

Моя горячая любовь к Смешарикам частично связана с тем, что чем старше я становлюсь, тем больше смысла нахожу в сериях мультсериала. Посему я решил написать цикл статей о различных психологических феноменах на примере приключений этих замечательных персонажей.

Сегодня проанализируем характер Лосяша. Лосяш – умный, интеллигентный лось, «типичный» учёный. Вежливый, культурный, слегка высокомерный, но милый персонаж. Однако он не всегда был таким. Лосяш – редкий случай взрослого персонажа, о детстве и юности которого известно много. По его словам, в школе Лосяш был «капризным и спесивым обалдуем». У Лосяша даже есть клон, сохранивший подростковые привычки и поведение, который ведет антисоциальный образ жизни. Сам Лосяш занялся самовоспитанием, взял себя в руки и стал таким, каким его знает зритель.

Основная сложность Лосяша - нехватка волевых качеств. Лосяш не может отказаться от еды, хотя желает похудеть и склонен к изжоге. Однажды он не удержался от дегустации листьев жамолистового дерева, вызывающих привыкание, и видимо, съел все, несмотря на отвратительный вкус. Знакомство с компьютерными играми тоже не пошло на пользу, Лосяш тратит на них много времени вместо занятия научными изысканиями. Его научная карьера тоже имеет черты зависимости – в исследовательском порыве Лосяш склонен забывать про режим сна и пищи, доводя себя до изнеможения. При этом в те моменты, когда Лосяш не поглощен очередной зависимостью, то старается быть милым собеседником. Он ко всем обращается на Вы. У него яркие, чистые эмоции, он с удовольствием играет в футбол и хоккей с друзьями, готов выслушать любого из них – и потому другие смешарики часто идут к Лосяшу за поддержкой. Это персонаж умный и чувствительный, но со слабой волевой регуляцией. Лосяш - представитель лабильно-неустойчивой акцентуации характера.

Про лабильную акцентуацию характера сказано уже много – черты это типа присущи и лабильной Нюше, и эмотивной Совунье, и лабильному циклоиду Барашу. Поэтому при описании Лосяша я в первую очередь буду обращать внимание на неустойчивые черты его личности. Важно понимать, что лабильные черты личности дали Лосяшу эмоциональность и отзывчивость, сгладили отрицательные стороны характера и позволили гармонично влиться в коллектив Смешариков.

А.Е. Личко выделил неустойчивый тип личности как отдельную акцентуацию, но этот тип легко совмещается с другими типами личности – и тогда черты неустойчивости лишь дополняют основной личностный портрет, хотя и вносят в него коррективы. Под «неустойчивостью» понимается несдержанность поведения, слабая воля и склонность к зависимостям. Неустойчивым личностям трудно заставить себя учиться или работать, им с трудом дается выполнение обязательств, даже увлечения и хобби не удаются из-за неспособности к самодисциплине. Это часто вызывает конфликты с окружением, которое вешает на такого человека ярлыки «лентяя», «тупицы» и «оболтуса».

У неустойчивых личностей сильна тяга к развлечениям и получению удовольствия – и эта тяга часто толкает на путь зависимости. В сравнительно раннем возрасте они пробуют алкоголь, табак, психоактивные вещества, и ценят эти вещества за то, что они «позволяют расслабиться». Такие подростки легко попадают под влияние компаний и банд, совершают противоправные действия ради драйва, легких денег или дозы психоактивных веществ. Даже если внешнего влияния нет, неустойчивые подростки иногда хулиганят, крадут и выпивают из протестных соображений, противопоставляя себя «скучным взрослым». Лосяшу, например, не удалось найти себе единомышленников, но он создал себе клона, с которым «наводил шороху» в родном городе.

Эмансипация от родителей чаще всего протекает бурно и со скандалами. Неустойчивые подростки бунтуют, нарушают правила, склонны к побегам из дома. Личко писал, что такие подростки равнодушно относятся к родителям, не любят их – но он же отмечал благотворное влияние на неустойчивых подростков воспитания в «ежовых рукавицах», в атмосфере строгой дисциплины. Полагаю, высказываемое пациентами Личко равнодушие к родителям не было искренним. Не способные сами упорядочить и гармонизировать быт, свои желания и нужды, они ждали от родителей поддержки, помощи в организации жизни. Если родители не могут мягко, но несгибаемо контролировать режим ребёнка, неустойчивый подросток не получает опыта адаптации к социальным нормам. И когда такой подросток привлекает внимание комитета по делам несовершеннолетних, он обвиняет в своих бедах родителей. Я нарисовал немного мрачную картину, но это самый печальный вариант развития событий – об альтернативном скажу чуть позже.

Увлечения неустойчивых подростков разнообразные: просмотр фильмов и сериалов, долгие прогулки, прослушивание музыки, компьютерные и азартные игры. Объединяет их одно – пассивный характер деятельности. Подросток с трудом ставит цели, ему не хватает выдержки для заметных достижений, а потому он выбирает занятия, в которых невозможно не получить удовольствие при минимальных усилиях.

Болевой точкой неустойчивого типа становится отсутствие внешнего контроля. С трудом способные к жизни по режиму, не выполняющие обязательства, неустойчивые личности упускают шанс за шансом, загоняют жизнь в тупик. В то же время такие люди не выносят критики – а потому жесткий контроль со стороны родителей, друзей и партнеров должен сочетаться с принятием и положительной оценкой достижений. Воспитание ребенка в условиях гиперконтроля с одновременным эмоциональным отвержением (т.н. воспитание по типу «Золушки») приводит к тому, что подросток лишается мотивации к самостоятельному принятию решений, погрязая в созависимых отношениях с родителями. Эмоциональная поддержка со стороны родителей помогает подростку справиться с отрицательными чертами характера, найти призвание и научиться достигать поставленные перед собой задачи.

Личко отмечает неспособность неустойчивых личностей заводить дружеские и романтические отношения. Подростки тянутся к группам, склоны вливаться в субкультуры, но в то же время не могут так организовать себя, чтобы выстроить теплые, интимные взаимоотношения с другим человеком. В межличностных отношениях они пытаются найти легкий и не затратный способ понравится другому человеку, стать его другом – для этого активно следят за модой, читают книги об «искусстве манипуляции» и «считывании эмоций», пытаются найти «идеального друга» с помощью соционики и астрологии – но терпят неудачу. Это, по всей видимости, случилось и с Лосяшем – первая любовь оказалась не взаимной, друзья отворачивались от него из-за сложного характера, и он сильно переживал отвержение. Это оказалось спасительным опытом. Лосяш пережил кризис и взял себя в руки, стал заниматься наукой, поселился на острове вдали от соблазнов и стрессов города. Путь Лосяша -  та альтернатива, о которой я выше упоминал. Иногда неустойчивый подросток, у которого не получается влиться в компании и наладить свою жизнь, сам, без помощи родителей, учится дисциплине и саморегуляции. Вряд ли человек с неустойчивой акцентуацией станет гуру тайм-менеджмента, но некоторые слабые черты характера компенсировать способен. Лосяшу особенно повезло, он нашёл заботливых друзей, которые время от времени напоминают ему о необходимости режима. Лосяш ведет сравнительно счастливый образ жизни.

У Леонгарда описание неустойчивой акцентуации личности отсутствует. Вероятно, в подростковом возрасте и ранней юности проблемы волевой регуляции и организации жизни стоят особенно остро. В более зрелом возрасте черты неустойчивой личности отходят на задний план, и важную роль играют другие черты характера. Но, как я уже упоминал, если подросток с неустойчивой акцентуацией личности не допустит фатальных ошибок, таких как употребление наркотиков и судимости, прогноз дальнейшей жизни будет благоприятным.

Серии, в которых ярко проявляется характер Лосяша - «Невоспитанный клон» и «Запретный плод».



Просмотров: 856
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Принять себя: для чего нужны плохие черты характера?
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • Как стать видеоблогером? Черты характера и навыки. Жизнь блогеров
  • Две черты характера, которые НЕОБХОДИМО обязательно воспитать в своих детях!
  • Какие черты характера и особенности поведения предрасполагают к депрессии?
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • Тревожно-ипохондрические черты характера, предрасполагающие к психогенным заболеваниям
  • Секреты характера: Яркие личности
  • Черты пограничного расстройства личности
  • Психологические черты порнозависимой личности
  • Типы характера. Неустойчивые.
  • Ох, уж эти подростки. Шизоидная акцентуация характера.
  • Экспресс-диагностика личности и характера. Ч1.
  • Экспресс-диагностика личности и характера. Ч2. Психодинамика.
  • Отрицательные черты? Что Вы, это мои сильные стороны!
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Акцентуации характера. Часть третья: "Неустойчивый".
  • Какой вы Смешарик: циклоидная акцентуация характера на примере Бараша
  • Какой вы Смешарик: лабильная акцентуация характера на примере Нюши
  • Какой вы Смешарик: лабильная акцентуация характера на примере Совуньи
  • Какой вы Смешарик: гипертимная акцентуация характера на примере Кроша
  • Татуировки, которые наносят лица с возбудимо-неустойчивой акцентуацией (на примере знаменитостей)
  • Иногда подростки убивают себя потому, что хотят жить.
  • Акцентуации характера у подростков
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • Неуверенность. Механизмы погружаемые в неуверенность и ломка характера и личности. Ч-1
  • Границы личности: трудно найти, легко потерять... невозможно забыть!
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Провоцирующие факторы суицидов в зависимости от акцентуации характера подростка.
  • Акцентуации характера у персонажей пьесы А.П. Чехова «Три сестры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь