|
Какой вы Смешарик: неустойчивая акцентуация характера на примере ЛосяшаАвтор статьи: Дмитрий Коробенков
Моя горячая любовь к Смешарикам частично связана с тем, что чем старше я становлюсь, тем больше смысла нахожу в сериях мультсериала. Посему я решил написать цикл статей о различных психологических феноменах на примере приключений этих замечательных персонажей. Сегодня проанализируем характер Лосяша. Лосяш – умный, интеллигентный лось, «типичный» учёный. Вежливый, культурный, слегка высокомерный, но милый персонаж. Однако он не всегда был таким. Лосяш – редкий случай взрослого персонажа, о детстве и юности которого известно много. По его словам, в школе Лосяш был «капризным и спесивым обалдуем». У Лосяша даже есть клон, сохранивший подростковые привычки и поведение, который ведет антисоциальный образ жизни. Сам Лосяш занялся самовоспитанием, взял себя в руки и стал таким, каким его знает зритель. Основная сложность Лосяша - нехватка волевых качеств. Лосяш не может отказаться от еды, хотя желает похудеть и склонен к изжоге. Однажды он не удержался от дегустации листьев жамолистового дерева, вызывающих привыкание, и видимо, съел все, несмотря на отвратительный вкус. Знакомство с компьютерными играми тоже не пошло на пользу, Лосяш тратит на них много времени вместо занятия научными изысканиями. Его научная карьера тоже имеет черты зависимости – в исследовательском порыве Лосяш склонен забывать про режим сна и пищи, доводя себя до изнеможения. При этом в те моменты, когда Лосяш не поглощен очередной зависимостью, то старается быть милым собеседником. Он ко всем обращается на Вы. У него яркие, чистые эмоции, он с удовольствием играет в футбол и хоккей с друзьями, готов выслушать любого из них – и потому другие смешарики часто идут к Лосяшу за поддержкой. Это персонаж умный и чувствительный, но со слабой волевой регуляцией. Лосяш - представитель лабильно-неустойчивой акцентуации характера. Про лабильную акцентуацию характера сказано уже много – черты это типа присущи и лабильной Нюше, и эмотивной Совунье, и лабильному циклоиду Барашу. Поэтому при описании Лосяша я в первую очередь буду обращать внимание на неустойчивые черты его личности. Важно понимать, что лабильные черты личности дали Лосяшу эмоциональность и отзывчивость, сгладили отрицательные стороны характера и позволили гармонично влиться в коллектив Смешариков. А.Е. Личко выделил неустойчивый тип личности как отдельную акцентуацию, но этот тип легко совмещается с другими типами личности – и тогда черты неустойчивости лишь дополняют основной личностный портрет, хотя и вносят в него коррективы. Под «неустойчивостью» понимается несдержанность поведения, слабая воля и склонность к зависимостям. Неустойчивым личностям трудно заставить себя учиться или работать, им с трудом дается выполнение обязательств, даже увлечения и хобби не удаются из-за неспособности к самодисциплине. Это часто вызывает конфликты с окружением, которое вешает на такого человека ярлыки «лентяя», «тупицы» и «оболтуса». У неустойчивых личностей сильна тяга к развлечениям и получению удовольствия – и эта тяга часто толкает на путь зависимости. В сравнительно раннем возрасте они пробуют алкоголь, табак, психоактивные вещества, и ценят эти вещества за то, что они «позволяют расслабиться». Такие подростки легко попадают под влияние компаний и банд, совершают противоправные действия ради драйва, легких денег или дозы психоактивных веществ. Даже если внешнего влияния нет, неустойчивые подростки иногда хулиганят, крадут и выпивают из протестных соображений, противопоставляя себя «скучным взрослым». Лосяшу, например, не удалось найти себе единомышленников, но он создал себе клона, с которым «наводил шороху» в родном городе. Эмансипация от родителей чаще всего протекает бурно и со скандалами. Неустойчивые подростки бунтуют, нарушают правила, склонны к побегам из дома. Личко писал, что такие подростки равнодушно относятся к родителям, не любят их – но он же отмечал благотворное влияние на неустойчивых подростков воспитания в «ежовых рукавицах», в атмосфере строгой дисциплины. Полагаю, высказываемое пациентами Личко равнодушие к родителям не было искренним. Не способные сами упорядочить и гармонизировать быт, свои желания и нужды, они ждали от родителей поддержки, помощи в организации жизни. Если родители не могут мягко, но несгибаемо контролировать режим ребёнка, неустойчивый подросток не получает опыта адаптации к социальным нормам. И когда такой подросток привлекает внимание комитета по делам несовершеннолетних, он обвиняет в своих бедах родителей. Я нарисовал немного мрачную картину, но это самый печальный вариант развития событий – об альтернативном скажу чуть позже. Увлечения неустойчивых подростков разнообразные: просмотр фильмов и сериалов, долгие прогулки, прослушивание музыки, компьютерные и азартные игры. Объединяет их одно – пассивный характер деятельности. Подросток с трудом ставит цели, ему не хватает выдержки для заметных достижений, а потому он выбирает занятия, в которых невозможно не получить удовольствие при минимальных усилиях. Болевой точкой неустойчивого типа становится отсутствие внешнего контроля. С трудом способные к жизни по режиму, не выполняющие обязательства, неустойчивые личности упускают шанс за шансом, загоняют жизнь в тупик. В то же время такие люди не выносят критики – а потому жесткий контроль со стороны родителей, друзей и партнеров должен сочетаться с принятием и положительной оценкой достижений. Воспитание ребенка в условиях гиперконтроля с одновременным эмоциональным отвержением (т.н. воспитание по типу «Золушки») приводит к тому, что подросток лишается мотивации к самостоятельному принятию решений, погрязая в созависимых отношениях с родителями. Эмоциональная поддержка со стороны родителей помогает подростку справиться с отрицательными чертами характера, найти призвание и научиться достигать поставленные перед собой задачи. Личко отмечает неспособность неустойчивых личностей заводить дружеские и романтические отношения. Подростки тянутся к группам, склоны вливаться в субкультуры, но в то же время не могут так организовать себя, чтобы выстроить теплые, интимные взаимоотношения с другим человеком. В межличностных отношениях они пытаются найти легкий и не затратный способ понравится другому человеку, стать его другом – для этого активно следят за модой, читают книги об «искусстве манипуляции» и «считывании эмоций», пытаются найти «идеального друга» с помощью соционики и астрологии – но терпят неудачу. Это, по всей видимости, случилось и с Лосяшем – первая любовь оказалась не взаимной, друзья отворачивались от него из-за сложного характера, и он сильно переживал отвержение. Это оказалось спасительным опытом. Лосяш пережил кризис и взял себя в руки, стал заниматься наукой, поселился на острове вдали от соблазнов и стрессов города. Путь Лосяша - та альтернатива, о которой я выше упоминал. Иногда неустойчивый подросток, у которого не получается влиться в компании и наладить свою жизнь, сам, без помощи родителей, учится дисциплине и саморегуляции. Вряд ли человек с неустойчивой акцентуацией станет гуру тайм-менеджмента, но некоторые слабые черты характера компенсировать способен. Лосяшу особенно повезло, он нашёл заботливых друзей, которые время от времени напоминают ему о необходимости режима. Лосяш ведет сравнительно счастливый образ жизни. У Леонгарда описание неустойчивой акцентуации личности отсутствует. Вероятно, в подростковом возрасте и ранней юности проблемы волевой регуляции и организации жизни стоят особенно остро. В более зрелом возрасте черты неустойчивой личности отходят на задний план, и важную роль играют другие черты характера. Но, как я уже упоминал, если подросток с неустойчивой акцентуацией личности не допустит фатальных ошибок, таких как употребление наркотиков и судимости, прогноз дальнейшей жизни будет благоприятным. Серии, в которых ярко проявляется характер Лосяша - «Невоспитанный клон» и «Запретный плод». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|