|
Акцентуации характера у подростковАвтор статьи: Артем Сергеевич Решкович
Вследствие дисгармоничного развития личности в подростковом возрасте, возможно появление так называемых акцентуированных черт характера, которые представляют собой гипертрофированную выраженность отдельных черт, и обуславливаются повышенной уязвимостью личности при некоторых воздействиях, а так-же затрудняют ее адаптацию в ряде специфичных ситуаций. Акцентуации характера нельзя назвать патологичными, они скорее являются крайнем вариантом нормы. Вервые термин «акцентуации» или акцентуированная личность» был введен немецким психиатром и психологом Карлом Леонгардом в 1968 г. Он выделяет следующие виды акцентуаций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, эмотивный, тревожный, экстравертированный, интровертированный. Хотя данная классификация и доказала свою полезность и достоверность, но в ней был один весомый недостаток, а именно она была ограниченна возрастом испытуемых, так как опросник К. Леонгарда был рассчитан на взрослых. Однако в нашей стране получила распространение классификация, предложенная советским психиатром Андреем Евгеньевичем Личко, который создал ее опираясь на труды К. Леонгарда и П.Б Ганушкина, модифицировав и расширив ее для применения в детском и подростковом возрасте, а так же переработал описание типов, вывел новые и изменил название некоторых типов акцентуаций. Это необходимо было сделать, так как именно в подростковом возрасте большинство акцентуаций проявляется наиболее ярко, а начинают формироваться они еще раньше. А.Е. Личко, в своих работах предлагает использовать термин «акцентуации характера», заменив им термин К. Леногарда «акцентуации личности», объясняя это тем, что личность это очень широкое понятие включающее в себя структуру, динамику развития, мотивационно-потребностную сферу и т.д. А характер представляет собой структуру стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения человека. Таким образом А.Е. Личко понимает термин акцентуации характера как временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации. И выделяет следующие типы акцентуаций харрактера: истероидный тип, психастенический тип, эпилептоидный тип, гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, шизоидный, неустойчивый, конформный и астеноневротический типы. Стоит обратить особое внимание, что акцентуации не являются патологией, хотя такую интерпретацию этого понятия не редко можно встретить и в публикациях, касающихся данной темы. Нужно различать понятия акцентуации характера и психопатии. А. Е. Личко выделял следующие отличия акцентуаций характера от психопатий. Акцентуации характера в наибольшей степени проявляются в подростковом возрасте и компенсируются в более позднем, проявляются, как правило в определенных ситуациях в ответ на конкретный тип психотравмирующей ситуации, редко приводят к социальной дезадаптации. А психопатии в свою очередь, отличаются одинаковой выраженность в любом возрасте и в любых ситуациях, декомпенсация может случиться без видимых причин, часто приводят к социальной деадаптации. В своих работах К. Леонгард подчеркивает, что наличие акцентуации личности является крайним вариантом, но все же нормы, в ином случае нормой бы являлась средняя посредственность, а любое отклонение от нее считалось бы уже патологией, таким образом, человек не имеющий акцентуированных черт, с большой вероятностью, не будит развиваться как в положительную, так и в отрицательную сторону. А акцентуированная личность, наоборот готова к развитию как в социально положительное, так и в социально отрицательное русло. Л.Н. Собчик в своих работах подчеркивает, что «именно акцентуированные личности обладают наиболее выраженным творческим потенциалом», И приводит информацию, что во время проведения социально-психологического исследование в Московских Вузах было выявлено, что «среди наиболее успешных в учебе студентов абсолютное большинство лиц оказалось акцентуированными личностями». Так же, А.Е. Личко были выделены степени акцентуаций, а именно - явная и скрытая. Под явной акцентуацией характера понимается выраженность определенных черт определённого типа характера. Распознать этот тип акцентуации можно по средствам диагностических опросников, получения сведений от близких индивида и т.д. Подростки с явной акцентуацией характера являются «трудными», так как, черты характера сильно заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Именно подростки с явными акцентуациями составляют так называемую группу «повышенного риска»- они особо податливы к различным пагубным влияниям или психическим травмам. При особых условиях заостренные черты могут проявиться в другом свете и дорасти до психопатического уровня, однако, при изменении травмирующей обстановки, разрешение конфликтов вернет подростка в обычное состояние. Если подросток с явной акцентуацией сталкивается с конфликтной ситуацией или прибывает в травмирующей обстановке достаточно длинное время, это может повлечь за собой часто повторяющиеся психопатические реакции со временем перерастающие в психопатию или в аффективные реакции длящиеся не более суток, разряжаемые агрессией или аутоагрессией, нередко с аффективными вспышками и бурными поведенческими реакциями. В свою очередь, скрытая акцентуация проявляется в обычных условиях очень слабо или не выражается вообще, при ней наиболее заостренные черты выступают в основном под воздействием определенных ситуаций либо психотравмирующих событий, которые предъявляют особые требования к месту наименьшего сопротивления. Таким образом, в достаточной мере трудно диагностировать наличие скрытых акцентуаций у подростка, даже при возможности детального изучения биографии и наблюдении в привычной обстановке. Как явные так и скрытые черты в более старшем возрасте обычно хорошо компенсируются и не препятствуют социальной адаптации. Не стоит так же забывать о социальных факторах, которые так же могут повлиять на возникновение акцентуированных черт характера у подростов. Социальные факторы делятся на макросоциальные и микросоциальне. К макросоциальным причинам, относят изменения в социальных отношениях общества, например общая экономическая и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от устоявшейся системы ценностей и т.д. К микросоциальным факторам чаще всего относят три сферы жизнедеятельности ребенка: семью, школу и референтную группу сверстников. В семейной сфере неблагоприятные последствия могут наступить из-за неверных стилей воспитания, как например гипоопека и гиперопека. Гиперопека является недопустимым стилем воспитания, для подростков с такими типами акцентуаций как истероидный или гипертимный, а гипоопека является опасной для шизоидного и эмоционально-лабильного типов. Школьная сфера отвечает за формирование социальных отношений подростка, образцов поведения в различных ситуациях, многочиленных социальных установок, и главное выступает первой моделью социального мира. При нарушениях внутри этой сфере, например при дидактогении, могут наблюдаться такие последствия как формирование двойной морали, отрицание нормативного поведения или социальной апатии. Референтная группа сверстников, как микросоциальная сфера, при таких факторах как педагогическая запущенность ее членов или появление ее в закрытых учреждениях, при недостаточном контроле со стороны персонала, может стать главным регулятором поведения подростков. Включенность подростка в жестко регламентированную группу создает барьеры для его социализации, так как ребенок не имеет возможности видеть другие способы контактов. У детей из неблагополучных семей и социальных сирот могут возникать несоответствие между реальным опытом и «Я-конценцией» со временем приводиящие к дезорганизации личности, и как следствие к фрустрационному состоянию, находясь в котором подросток начинает ощущать неудовлетворенность, эмоциональное неблагополучие, одиночество. И как результат начинает проявляется враждебность, к миру который относится к нему неподобающе, и тяге к общению с таким же «трудными» сверстникам у которых находит признание и одобрение. Рассматривая факторы влияющие на появления акцентуаций характера, стоит обратить внимание, что решающую роль в становлении человека личностью играет процесс воспитания, однако известен тот факт, что процесс психического развития детерминирован не только социально, но и генетически и эти детерминанты связаны между собой. Чем сложнее формирующаяся функция, тем теснее взаимосвязь природного и социального. Исходя из этого можно предположить, что возможности появления акцентуаций связанны и с генетическим наследием, ведь особенности функционирования человеческого организма определяют его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов, нельзя забывать что в биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития. Таким образом, термин акцентуации характера в наиболее лаконичном виде можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, которая обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. Примерно у половины людей имеющих акцентуации харрктера, к тридцати годам они как бы ослабевают и прячутся. Но даже когда компромисс между характером и личностью вроде бы найден, акцентуация может появится при пребывании в долгой стрессовой ситуации. В современном мире затруднительно найти человека, у которого, хотя бы в минимальной степени, не проявлялась бы сочетание акцентуаций или хотя бы одна акцентуация характера. Но акцентуации могут как придать своеобразие личности, так и создать трудности в социальном взаимодействии. Поэтому у первых ученых, которые начали заниматься этим вопросом, отношение к акцентуациям было весьма настороженным, именно этим объясняется что изучение акцентуаций берет свое начало из психиатрии, да и сам термин акцентуация впервые появился в работах психиатров. Более подробно этот весьма сложный, но тем не менее актуальный вопрос отражен в исследованиях таких российских и зарубежных ученых как К.Леонгарда, А.Е.Личко, Г.Шмишек, Ю.М.Орлова, Л.Н.Собчик, Н.А.Государева, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий.
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|