Влияние травмы развития на структуру характера

Автор статьи: Ткачук Оксана

При нормальном развитии с течением времени у ребёнка формируется автономность (с определённой долей агрессии) с одновременной способностью к привязанности. Травма развития происходит в том случае, если основные потребности малыша в силу различных причин систематически и постоянно не считываются и не удовлетворяются близкими людьми. Это имеет неизбежное влияние на формирование его характера - в частности и судьбы - в целом.

Итак, формирование структуры характера человека можно рассматривать через его основные потребности, а именно – их удовлетворение/неудовлетворение на разных этапах взросления (по Лоуренсу). Таким образом, выделяют 5 основных стадий:

  1. Контакт.
  2. Согласование.
  3. Доверие.
  4. Автономность.
  5. Любовь / Сексуальность.

На первом этапе появляется возможность контакта с собственным телом и собственными чувствами (при получении хорошего контакта с материнским объектом). Именно отсюда будет появляться и развиваться способность контактировать с другим/и.

На втором этапе (0-6 месяцев) основной момент – чтобы мир был в согласовании с нашими потребностями. Здесь мы тоже учимся согласовывать себя со своими потребностями. Учимся распознавать питательное в плане физического и эмоционального, ищем это и принимаем в себя. Так продолжается до полутора лет.

На третьем этапе формируется возможность доверять другим. Происходит допущение взаимной зависимости (привязанности).

На четвёртом этапе (около 3-х лет) мы обретаем способность устанавливать границы и говорить «нет», а также способность без страха и вины высказывать своё мнение.

На пятом этапе формируется способность человека жить с открытым сердцем. А также способность впоследствии соединять любовь и сексуальность.

Если на какой-либо стадии происходит сбой (потребности ребёнка не удовлетворяются), происходят следующие нарушения:  

Этапы

От чего отказывается ребёнок (ради сохранения контакта с родителями)

Последствия

1.

От тела и эмоций. Отказываются от желания существовать. Становятся «невидимыми».

Происходит потеря контакта с собственными эмоциями и физическим телом. А, следовательно, с другими.

2.

Отказываются от потребностей, теряют к ним доступ. Становятся тем ребёнком, которого хотят видеть родители.

Отсутствует понимание – что нам нужно. Желания и потребности считаются не достойными исполнения (удовлетворения).

3.

От собственной аутентичности. Нет доступа к здоровой зависимости (привязанности). Могут становиться для родителей друзьями, доверенными лицами, помощниками.

Нет доверия никому, кроме себя. Контроль отношений.

4.

Отказываются от прямых форм выражения независимости. Реагируют так, как ожидают взрослые.

Присутствие постоянного давления – со стороны себя или других. Невозможность открыто сказать «нет».

5.

Нет доступа к любви, либо к сексуальности. Либо не могут их интегрировать.

Перфекционизм – чтобы избежать отвержения. Придаётся большая роль успешности, статусу, внешнему виду.

Эти нарушения имеют продолжение в виде стратегий, которые становятся основополагающими в поведении.

Так, невозможность что-то получить от окружающего мира (мама не может любить) воспринимается как собственная неспособность, ущербность. И потом этот выросший ребёнок всю жизнь живёт с мыслью: "если бы я только был чуть-чуть лучше...", или: "если бы я сделал что-нибудь иначе..." Понятно, что это мистическое мышление, к котормоу прибегает ребёнок в попытке изменить реальность и получить желаемое. На самом деле он ничего не мог изменить - там и тогда.

Может быть и другой вариант: ребёнокм принимается (скорее всего - бессознательно) решение - если я не могу получить удовлетворения своих потребностей, значит, я смогу жить без потребностей.

Итак, мы имеем две стратегии: одна из них опирается на идентификацию, которая основывается на стыде, вторая – на чувстве гордости/превосходства.

Другими словами, это всё те же картины мира: 1. Я -  Другие + ; 2. Я +  Другие - . 

Этапы

Идентификация, основанная на чувстве стыда

 

Идентификация, основанная на чувстве гордости

1.

Стыд собственного существования. Чувство, что мне нет места. Кажутся себе грузом.

Гордятся тем, что одиночки и тем, что им никто не нужен. Гордятся отсутствием чувств. Много рационального.

2.

Стыдятся быть нуждающимися. Чувствуют себя пустыми, недостойными.

Опека других. Гордятся тем, что являются «сильным плечом». Делают себя необходимыми для других. Сами, якобы, ни в чём не нуждаются. Если не чувствуют себя нужными, то вступают в идентификацию стыда.

3.

Стыдятся быть маленькими и беспомощными. Часто чувствуют себя использованными и преданными.

Должны во что бы то ни стало быть успешными. Используют и предают других.

4.

Милы, послушны и симпатичны. Боятся разочаровывать других.

Не признают авторитеты. Бунтари. Разочаровывают других, и торжествуют при этом.

5.

Стыдятся ранимости, непринятости, недостатков в теле.

Отвергают других, чтобы те их не оттолкнули первыми. Стремятся быть безупречными и идеальными, не допускать ошибок.

Следует отметить, что избранная идентификация – не раз и навсегда, можно путешествовать из одной в другую: все мы знаем о  нарциссических качелях «я ничтожный – я грандиозный». Но, как правило, одна из идентификаций является ведущей, и из неё выстраивается всё поведение, а, следовательно, ситуации жизни и сама жизнь. Эти идентификации становятся тем фильтром, через который люди смотрят на мир (как в сказке про Снежную королеву – осколок зеркала в глазу у Кая).

Основные задачи в терапии таких клиентов: 

  • Определить, на какой стадии (стадиях) произошло нарушение и какая идентификация/стратегия избрана.
  • Пройти процедуру разидентификации.
  • Обозначить и воплотить в жизнь способы изменения поведенческих стратегий.
  • Закрепить и удержать полученный результат.

(по материалам семинара Михаэля Мокруса «Работа с травмой»)

Другие мои статьи здесь: http://prof-psycholog.by/moi-stati



Просмотров: 559
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что будет если не критиковать себя и других
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если нет любви: что нужно знать тем, кого недолюбили
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Аниме «Дети моря». «Этот мир наполнен тем, что мы не видим». Смотреть или нет?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Что делать вместо критики (себя и других)
  • Что делать, если ваши потребности не удовлетворяются?
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Как понять других через понимание Себя
  • Что нам мешает сказать «нет» и как это изменить
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 1)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь