Влияние травмы развития на структуру характера

Автор статьи: Ткачук Оксана

При нормальном развитии с течением времени у ребёнка формируется автономность (с определённой долей агрессии) с одновременной способностью к привязанности. Травма развития происходит в том случае, если основные потребности малыша в силу различных причин систематически и постоянно не считываются и не удовлетворяются близкими людьми. Это имеет неизбежное влияние на формирование его характера - в частности и судьбы - в целом.

Итак, формирование структуры характера человека можно рассматривать через его основные потребности, а именно – их удовлетворение/неудовлетворение на разных этапах взросления (по Лоуренсу). Таким образом, выделяют 5 основных стадий:

  1. Контакт.
  2. Согласование.
  3. Доверие.
  4. Автономность.
  5. Любовь / Сексуальность.

На первом этапе появляется возможность контакта с собственным телом и собственными чувствами (при получении хорошего контакта с материнским объектом). Именно отсюда будет появляться и развиваться способность контактировать с другим/и.

На втором этапе (0-6 месяцев) основной момент – чтобы мир был в согласовании с нашими потребностями. Здесь мы тоже учимся согласовывать себя со своими потребностями. Учимся распознавать питательное в плане физического и эмоционального, ищем это и принимаем в себя. Так продолжается до полутора лет.

На третьем этапе формируется возможность доверять другим. Происходит допущение взаимной зависимости (привязанности).

На четвёртом этапе (около 3-х лет) мы обретаем способность устанавливать границы и говорить «нет», а также способность без страха и вины высказывать своё мнение.

На пятом этапе формируется способность человека жить с открытым сердцем. А также способность впоследствии соединять любовь и сексуальность.

Если на какой-либо стадии происходит сбой (потребности ребёнка не удовлетворяются), происходят следующие нарушения:  

Этапы

От чего отказывается ребёнок (ради сохранения контакта с родителями)

Последствия

1.

От тела и эмоций. Отказываются от желания существовать. Становятся «невидимыми».

Происходит потеря контакта с собственными эмоциями и физическим телом. А, следовательно, с другими.

2.

Отказываются от потребностей, теряют к ним доступ. Становятся тем ребёнком, которого хотят видеть родители.

Отсутствует понимание – что нам нужно. Желания и потребности считаются не достойными исполнения (удовлетворения).

3.

От собственной аутентичности. Нет доступа к здоровой зависимости (привязанности). Могут становиться для родителей друзьями, доверенными лицами, помощниками.

Нет доверия никому, кроме себя. Контроль отношений.

4.

Отказываются от прямых форм выражения независимости. Реагируют так, как ожидают взрослые.

Присутствие постоянного давления – со стороны себя или других. Невозможность открыто сказать «нет».

5.

Нет доступа к любви, либо к сексуальности. Либо не могут их интегрировать.

Перфекционизм – чтобы избежать отвержения. Придаётся большая роль успешности, статусу, внешнему виду.

Эти нарушения имеют продолжение в виде стратегий, которые становятся основополагающими в поведении.

Так, невозможность что-то получить от окружающего мира (мама не может любить) воспринимается как собственная неспособность, ущербность. И потом этот выросший ребёнок всю жизнь живёт с мыслью: "если бы я только был чуть-чуть лучше...", или: "если бы я сделал что-нибудь иначе..." Понятно, что это мистическое мышление, к котормоу прибегает ребёнок в попытке изменить реальность и получить желаемое. На самом деле он ничего не мог изменить - там и тогда.

Может быть и другой вариант: ребёнокм принимается (скорее всего - бессознательно) решение - если я не могу получить удовлетворения своих потребностей, значит, я смогу жить без потребностей.

Итак, мы имеем две стратегии: одна из них опирается на идентификацию, которая основывается на стыде, вторая – на чувстве гордости/превосходства.

Другими словами, это всё те же картины мира: 1. Я -  Другие + ; 2. Я +  Другие - . 

Этапы

Идентификация, основанная на чувстве стыда

 

Идентификация, основанная на чувстве гордости

1.

Стыд собственного существования. Чувство, что мне нет места. Кажутся себе грузом.

Гордятся тем, что одиночки и тем, что им никто не нужен. Гордятся отсутствием чувств. Много рационального.

2.

Стыдятся быть нуждающимися. Чувствуют себя пустыми, недостойными.

Опека других. Гордятся тем, что являются «сильным плечом». Делают себя необходимыми для других. Сами, якобы, ни в чём не нуждаются. Если не чувствуют себя нужными, то вступают в идентификацию стыда.

3.

Стыдятся быть маленькими и беспомощными. Часто чувствуют себя использованными и преданными.

Должны во что бы то ни стало быть успешными. Используют и предают других.

4.

Милы, послушны и симпатичны. Боятся разочаровывать других.

Не признают авторитеты. Бунтари. Разочаровывают других, и торжествуют при этом.

5.

Стыдятся ранимости, непринятости, недостатков в теле.

Отвергают других, чтобы те их не оттолкнули первыми. Стремятся быть безупречными и идеальными, не допускать ошибок.

Следует отметить, что избранная идентификация – не раз и навсегда, можно путешествовать из одной в другую: все мы знаем о  нарциссических качелях «я ничтожный – я грандиозный». Но, как правило, одна из идентификаций является ведущей, и из неё выстраивается всё поведение, а, следовательно, ситуации жизни и сама жизнь. Эти идентификации становятся тем фильтром, через который люди смотрят на мир (как в сказке про Снежную королеву – осколок зеркала в глазу у Кая).

Основные задачи в терапии таких клиентов: 

  • Определить, на какой стадии (стадиях) произошло нарушение и какая идентификация/стратегия избрана.
  • Пройти процедуру разидентификации.
  • Обозначить и воплотить в жизнь способы изменения поведенческих стратегий.
  • Закрепить и удержать полученный результат.

(по материалам семинара Михаэля Мокруса «Работа с травмой»)

Другие мои статьи здесь: http://prof-psycholog.by/moi-stati



Просмотров: 606
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Как понять других через понимание Себя
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Жизнь для себя или для других?
  • Душевное отопление, учимся согревать себя и других
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Все для других и ничего для себя
  • Сначала простить себя, а потом других.
  • Стыд за себя и за других: причины и пути выхода
  • Познать себя, чтобы познать других. Или как обрести настоящую свободу
  • Трагедия нарциссизма- не быть собой, а жить так, чтоб заслужить любовь других.
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Какой была бы жизнь, если бы Вы себя по-настоящему любили?
  • Трагедия нарциссизма - не быть собой, а жить так, чтоб заслужить любовь других - часть 3
  • Трагедия нарциссизма - не быть собой, а жить так, чтоб заслужить любовь других - часть 2
  • За других или за себя
  • Для себя и для других
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Методика «Я для себя» и «Я для других»
  • Принять себя и других - как это?
  • Уважать себя и других
  • Оценка себя и других
  • Осуждаю других или себя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь