|
Влияние травмы развития на структуру характераАвтор статьи: Ткачук Оксана
При нормальном развитии с течением времени у ребёнка формируется автономность (с определённой долей агрессии) с одновременной способностью к привязанности. Травма развития происходит в том случае, если основные потребности малыша в силу различных причин систематически и постоянно не считываются и не удовлетворяются близкими людьми. Это имеет неизбежное влияние на формирование его характера - в частности и судьбы - в целом. Итак, формирование структуры характера человека можно рассматривать через его основные потребности, а именно – их удовлетворение/неудовлетворение на разных этапах взросления (по Лоуренсу). Таким образом, выделяют 5 основных стадий:
На первом этапе появляется возможность контакта с собственным телом и собственными чувствами (при получении хорошего контакта с материнским объектом). Именно отсюда будет появляться и развиваться способность контактировать с другим/и. На втором этапе (0-6 месяцев) основной момент – чтобы мир был в согласовании с нашими потребностями. Здесь мы тоже учимся согласовывать себя со своими потребностями. Учимся распознавать питательное в плане физического и эмоционального, ищем это и принимаем в себя. Так продолжается до полутора лет. На третьем этапе формируется возможность доверять другим. Происходит допущение взаимной зависимости (привязанности). На четвёртом этапе (около 3-х лет) мы обретаем способность устанавливать границы и говорить «нет», а также способность без страха и вины высказывать своё мнение. На пятом этапе формируется способность человека жить с открытым сердцем. А также способность впоследствии соединять любовь и сексуальность. Если на какой-либо стадии происходит сбой (потребности ребёнка не удовлетворяются), происходят следующие нарушения:
Эти нарушения имеют продолжение в виде стратегий, которые становятся основополагающими в поведении. Так, невозможность что-то получить от окружающего мира (мама не может любить) воспринимается как собственная неспособность, ущербность. И потом этот выросший ребёнок всю жизнь живёт с мыслью: "если бы я только был чуть-чуть лучше...", или: "если бы я сделал что-нибудь иначе..." Понятно, что это мистическое мышление, к котормоу прибегает ребёнок в попытке изменить реальность и получить желаемое. На самом деле он ничего не мог изменить - там и тогда. Может быть и другой вариант: ребёнокм принимается (скорее всего - бессознательно) решение - если я не могу получить удовлетворения своих потребностей, значит, я смогу жить без потребностей. Итак, мы имеем две стратегии: одна из них опирается на идентификацию, которая основывается на стыде, вторая – на чувстве гордости/превосходства. Другими словами, это всё те же картины мира: 1. Я - Другие + ; 2. Я + Другие - .
Следует отметить, что избранная идентификация – не раз и навсегда, можно путешествовать из одной в другую: все мы знаем о нарциссических качелях «я ничтожный – я грандиозный». Но, как правило, одна из идентификаций является ведущей, и из неё выстраивается всё поведение, а, следовательно, ситуации жизни и сама жизнь. Эти идентификации становятся тем фильтром, через который люди смотрят на мир (как в сказке про Снежную королеву – осколок зеркала в глазу у Кая). Основные задачи в терапии таких клиентов:
(по материалам семинара Михаэля Мокруса «Работа с травмой») Другие мои статьи здесь: http://prof-psycholog.by/moi-stati Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|