Жизнь для себя или для других?

Послушные дети - мечта любого родителя, однако это противоречит самой сути развития ребенка - стать личностью. Если ребенок должен делать все как надо, как правильно, как ему говорят родители, у него нет возможности слушать себя, узнавать себя.

Послушный ребенок удобен родителям и далее удобен обществу. Но чаще всего вообще не происходит никакого переключения на других - ребенок остается навсегда привязанным к своим родителям (и главным образом к маме), даже когда родителей нет рядом, он слушает внутренних родителей - многократно повторяет их советы, наставления. Вырастая, он ищет людей, которые бы играли роли его родителей.

Однако и тут редко достигается счастье, так как, во-первых найти желающих играть роль другого человека не так то легко и включается игра - "ты все делаешь не так", а во-вторых если удается найти такого человека, запускается желание отделиться наконец-то от него и получаются игра - "хочу чтобы ты говорил/а мне что делать, но я ненавижу тебя за это".

Быть наедине с собой, для таких детей и затем взрослых - невыносимая мука. Бездействие, отсутствие цели воспринимается как пустота, растворение, распад себя на части.
Однажды послушный в раннем детстве ребенок, никогда не сопротивляющийся наставлениям родителей, начинает вдруг сам загружать себя делами (разумеется сначала в рамках одобренных родителями), учиться, трудиться, работать за себя и весь класс, отдел, компанию - все лишь бы не оставаться в одиночестве.

Когда такие дети или взрослые приходят на терапию их тревожит главным образом вопрос - что делать? что я должен делать, что нужно говорить? Нередко они много рассказывают о себе и боятся остановиться, или начинают интересоваться жизнью психолога или бесконечно обсуждать события дня.

Рождение личности происходит путем разделения, сепарации, отталкивания от того, где человек зародился. Психическое рождение несколько отсрочено по времени от телесного (физического) рождения, но происходит оно таким же болезненным образом.
Сложность психологического отделения еще и в том, что оно не может быть совершенно разом, это длительный процесс - не часы физического рождения, а годы

Мало кто из женщин скажет, что роды это увлекательный, легкий процесс, быть участником рождения личности, психологического становления индивидуальности своего ребенка это тяжкий труд, полный тревог, страхов, боли, крушения надежд и ожиданий.

Ребенку тоже совсем нелегко: на одной стороне весов безопасность, любовь, забота, на другой целый мир – увлекательный, волнующий, но пугающий. С одной стороны нужно развиваться в соответствии со своей врожденной сущностью, с другой нужно научиться жить в обществе.

К сожалению, первое очень легко приносится в жертву второму. Но распознать это к сожалению не всегда бывает легко. Каждый раз когда родители делают что-то для ребенка, уговаривают его делать что-то, на самом деле они делают так исходя из их собственного преставления о счастье, о правильности и неправильности.
Человек рождается с встроенным механизмом адаптации - эмоциями, это как рецепторы которые говорят о том, что значит то и или иное событие, предметы, человек конкретно для него и только для него. Иметь возможность слушать эти сигналы это возможность выстроить свое отношение к происходящему. Чувствовать и действовать это разные вещи, однако очень часто они отождествляются.

Ко мне на консультацию обратилась мама по поводу ребенка 4 лет. Девочка - золото, послушная, кроткая, ласковая, все понимает. Однако есть 2 проблемы, которые настораживают и осложняют идиллию. Ребенок не хочет спать в отдельной кровати и еще она очень прилипчивая, может подойти к любому чужому человеку, заговорить с ним, залезть на руки, настаивать на игре. В саду начали портиться отношения с детьми, так как ее очень обижает то, что они не играют с ней, когда она этого хочет.
Девочка действительно оказалась очень послушной и четко проговаривала весь взрослый текст, почему она должна делать так, а не иначе. При этом не было ни слова о ее собственном мнении, что она чувствует по этому поводу, нравится ли ей это решение или нет. В ее игре присутствовали в основном слова надо, должна, правильно, но в середине консультации я услышала слово хочу и в этот момент девочка оборачивается и смотрит на меня.
Несмотря на то, что ребенок кажется очень взрослым и самостоятельным (она действительно очень самостоятельна в быту), ее психологическое рождение не состоялось. У нее нет представления о то, что она отдельный человек, она не выделяет себя из внешнего пространства, не выделяет других, а значит не может воспринимать их как кого-то кто может иметь какие то чувства отличные от нее. Она и своих то чувств не знает - она всегда смотрит на маму, чтобы та обозначила то, что сейчас происходит.
В этой ситуации, потребность в совместном сне это потребность в выравнивании психикой внешнего и внутреннего, ее психологическая незрелость должна подтверждаться и в реальности, чтобы психика могла функционировать.

Чтобы развитие девочки началось необходимо дать ей возможность хотеть, затем научиться выдерживать ее злость, когда ее желания не будут полностью удовлетворяться, оставляя ей право чувствовать и помогая найти подходящие способы для выражения своих чувств, не отвечая агрессией, и не отвергая, затем постепенно учиться отдавать все больше зон, где она сможет пробовать, возможно, ошибаться, расстраиваться по этому поводу и пробовать снова, возможно, не там где стоило, но это жизнь, и это будет ее жизнь.



Просмотров: 703
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Мой ребенок очень агрессивный. Что мне делать?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • «Женское счастье - милый очень хочет!» - кто виноват и что делать, если партнёр охладел?
  • Когда ребенок очень подвижный
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы родителям.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Что делать, когда очень хочется посоветовать?
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что происходит, когда папа хочет мальчика, а рождается девочка?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Быть вместе. "Легко!.. Или не очень?!"
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Если очень нужны объятия, а рядом никого нет. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь