Экспресс-диагностика личности и характера. Ч2. Психодинамика.

Экспресс диагностика личности и характера Ч2 Психодинамика

"Мы все имеем черты нескольких личностных стилей, независимо от того, какие тенденции в нас преобладают."

Нэнси Мак-Вильямс.

 Опыт, накопленный психоаналитиками в области психодиагностики, поражает своим разнообразием и многообразием стилей описания и обобщения, практически не оставляя шансов качественно разобраться во всём этом, без опоры на академическое обучение или внушительный собственный опыт.

 Это даёт благодатную почву для мошенников и "пастырей", развивающих свои псевдо - реальные идеи и создающих на их основе сообщества и секты, так - как существует потребность в популяризации наиболее значимых достижений в сфере психологии и психодинамики, то есть, более упрощенном представлении, пригодным для широкого круга, как специалистов, так и "нормальных" людей.

 Задача психодиагностики описать структуру внутреннего мира личности. Такое описание можно использовать для ответов на личностные вопросы: "Какой я?", "чем я отличаюсь от других?", на социальные вопросы "что за человек передо мной?", "как мне построить взаимоотношения с этим человеком?".

 Сложность заключается в том, что психические процессы протекают динамически, требуя учитывать параметр времени и сменяемости событий. 

 Обширное исследование представлено в книге [1] суммировавшее многолетний опыт психоаналитиков, напоминая ситуацию с некоторыми науками в прошлом, например химия, до создания таблицы Менделеевым, тоже носила описательный характер. Что сделал ученый для науки? Он не открыл новых элементов, но внёс некоторую структуру в их представлении и это перевернуло все предыдущие взгляды на эту науку.

 Своей задачей я ставлю популяризацию психоаналитических идей для широкого круга, для этого я вношу структуру в описательный материал, что я и рассматривал в своей статье [https://www.psyoffice.ru/article/expressanaliz/]. 

 Идём дальше и рассмотрим психодинамический цикл контакта. Для этого я представлю типы личностей в виде таблицы:

1 Психопатический                           Параноидальный.
2 Нарциссический                            Шизоидный
3 Театрально-истерический            Обсессивно-компульсивный
4 Садистически-мазохистический  Депрессивно-маниакальный

 Все эти паттерны присутствуют в каждом из нас, полноценную личность невозможно представить без какого-либо из них.
Для понимания сущности, я выпишу основную функцию, которые они выполняют, оставив структуру:

1  => Инициатива    => Защита               =>
2 <= Критика            <= Фантазия           <=
3 <= Удовольствие <= Создание           <=
4 => Терпение          => Настойчивость =>

 Стрелки указывают направление приложения: внутрь или наружу. Так, функция защиты может реализовываться двумя способами:
внутрь и тогда человек защищает себя или наружу - защищает (спасает) кого-то.

Например:

  • Я вижу ядовитого паука заползающего в комнату, первая реакция - я замру, уйдя внутрь себя, оценивая опасность (=> защита).
  • Если в комнате находится мой ребёнок, то оцениваю угрозу для него, в первую очередь (защита =>).
  • Далее следует внутренний цикл, если позволяет ситуация и есть некоторое время в запасе, переходя на второй уровень "фантазия", где мне становится доступен весь накопленный мною опыт в течении жизни, а также его вариации во всех возможных и невозможных комбинациях, при необходимости включая творческое приспособление.
  • Функция "Критика" отбирает наиболее подходящее решение.
  • Далее переходим к третьему уровню. "Создание" включает в себя два этапа - планирование (думание) и воплощение, (действие). Отмечу такую важную особенность, что действие, так-же возможно на низко-энергетическом уровне то есть внутри - без выливания наружу, по сути, это чувствование.
  • Это означает, что весь цикл может пройти внутри меня, возможно не один раз, настойчиво вновь и вновь, пока замерев, я смотрю на паука.
  • Наконец, приемлемое решение воплощается в жизнь: я хватаю ребёнка, убегаю из комнаты, плотно закрыв дверь, звоню в санэпидемстанцию и жду специалистов по ловле ядовитых пауков.
  • Испытывая удовольствие при мысли о том, какой я герой, как буду рассказывать об этом своей жене, театрально преувеличивая размеры паука.
  • Если же приемлемое решение сводилось к тому, чтобы пожертвовать собой, реализуя паттерн "Терпение", то меня, возможно, спасут...

 Вот небольшой примерчик моего, несколько шутливого фантазирования, на тему психодинамического цикла контакта. Стрелки я расставлял эмпирически, то есть интуитивно, оставив место для дискуссий. Функции взяты из [1], но назначены основными мною. Думаю можно выделить много особенностей, связанных с этими паттернами, но для наглядности я ограничился одной. 

 Эта статья родилась в подобном цикле, с той лишь разницей, что начиналась она не с паука, а с импульса "Инициатива", толкнувшего меня на этот подвиг!

Гештальт - терапия использует теорию контакта несколько упрощенным способом, но суть схожа.

фазы цикла контакта:

  1. Преконтакт
  2. контактирование
  3. финальный контакт
  4. постконтакт

 

Я описывал идеальную ситуацию, условно здорового индивидуума, без отклонений от "нормы", однако психопатология это часть нашей и не только нашей, жизни, участвующая в формировании индивидуальности и характера. Такая диагностика заслуживает отдельного рассмотрения в последующих статьях.

источники:
1. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 480 с.





Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Оптимист" и "Пессимист" внутри меня | Ресурсное упражнение
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Идеальный папа". Из цикла "Дверь в спальню".
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь