Структура характера при травме развития в бодинамической теории Лизабет Марчер.

          Представленная статья носит в большей степени справочный материал, составленный на основе бодинамического анализа Лизабет Марчер. Данная информация может быть полезна как для психотерапевтической практики, так и для самопознания. Материал дает ориентиры в том, что за клиент перед Вами и предлагает возможные стратегии для работы.

С точки зрения бодинамической теории, опирающейся на телесно-ориентированную терапию, так называемый сформированный взрослый «характер» - это следствие травмы, произошедшей в глубоком детстве. Когда ребенок сталкивается с психотравмирующими ситуациями, то возникают две проблемы. Во-первых, нарушение психомоторного развития, его частичная задержка на данном возрастном этапе (телесный аналог фрейдовской фиксации). Поначалу она призвана играть защитную роль, но в дальнейшем становится «тормозом» дальнейшего развития, основой комплекса неполноценности. Во-вторых, возникающий импринт, как правило, содержит биографические сцены, насыщенные травматичными переживаниями. Хотя эти воспоминания и подвергаются вытеснению, но вследствие того, что подобная защита не является абсолютной, они создают своего рода «ахиллесову пяту», островки повышенной психологической уязвимости в структуре личности. Связанные же с «проблемными» мышцами кинестетические ощущения частично вытесняются, становятся недоступными для сознания.

Бодинамика разработала собственную систему структуры характера, основывающуюся на соответствующем понимании процесса психомоторного развития. Каждая структура характера строится вокруг исторического возникновения отдельных потребностей и импульсов.

Л. Марчер выделила семь структур характера (этапов развития ребенка до 12 лет). Каждый человек может иметь несколько таких структур, накладываясь друг на друга, создавая уникальный, индивидуальный характер личности.

У каждой структуры есть два фланга:

Гипоразвитие (ранняя) – отставание в развитии, какие-то функции не освоены.

Гиперразвитие (поздняя) – очень сильное развитие каких-то функций.

Структура характера при травме развития в бодинамической теории Лизабет Марчер

  1. ТРАВМА СУЩЕСТВОВАНИЯ (2 триместр беременности – 3 мес.)

Структура характера  - Ранняя ментальная – (шизоидная)

  • Представление о себе при травме: У меня нет сил. Я никому не нужен. Если я испытываю сильные эмоции – я плохой. Главное – понять, что происходит и придумать, как справиться.
  • Представление о мире: Мир опасен. Миру нельзя доверять. Мир нельзя «грузить» собой. Люди меня не любят и я им не нравлюсь.
  • Обращение с сильными чувствами: Для того, чтобы выжить, надо отказаться от сильных эмоций; они мешают мне и отягощают других.
  • Терапевтические отношения: Недоверие в отношениях. Свести к минимуму участие других.
  • Реакция на шоковую травму: В случае травмы говорят: «Это меня разрушает, убивает, сносит».
  • Ловушки для терапевта: Удерживает процесс в ментальном поле, провоцирует на логику. «Обижает» недоверием.
  • Терапевтические стратегии: Интегрировать эмоции и ощущения в опыт постепенно, на основе размышлений. Быть в эмоциональном контакте. Справляться с тревогой, переживая эмоции.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты можешь беспокоить меня своими эмоциями. Ты имеешь право опираться на других, когда тяжело. Твои эмоции – твои подсказки о том, что тебе необходимо.

Структура характера  - Поздняя – эмоциональная (истерическая)

  • Представление о себе при травме: Мне не принадлежат мои поступки. Я – это ты.
  • Представление о мире: Только Другой знает, как мне жить. Ты – это Я.
  • Обращение с сильными чувствами: Противоречие: меня захватывают мои сильные чувства и если я не чувствую сильные эмоции, я не живу. Гнев ощущается хорошо, страх избегается.
  • Терапевтические отношения: Только не бросай меня. Сделай что-нибудь. Только ты можешь мне помочь.
  • Реакция на шоковую травму: Я ничего не понимаю, что со мной! Я только трясусь, меня разносит от моих эмоций. Я не могу позаботиться о себе. Было так хорошо, я всё испортил(а). Спасите меня.
  • Ловушки для терапевта: Терапевт видится как «гуру», но при этом ожиданий у клиента так много, что терапевт не в состоянии «жить за клиента».
  • Терапевтические стратегии: Выстраивать причинно-следственные связи. Медленно связывать эмоции с смыслом и чувствами. Учим заботе о себе на основе эмоций и чувств.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты можешь испытывать не только гнев, но и другие эмоции. Я с тобой даже тогда, когда ты не испытываешь сильных эмоций. Тебе не обязательно привязывать меня своими слезами, я никуда не денусь.
  • 2. ТРАВМА ПОТРЕБНОСТИ (От рождения до 18 месяцев)

Структура характера  - Отчаянье

  • Представление о себе при травме: Я не могу хотеть, если не знаю, как реализовать. Я могу лишь предъявлять скрытые претензии. Я не знаю чего я хочу. Я несчастен. Я сирота в этом мире. Я буду обо всех заботиться, а мне ничего не надо.
  • Представление о мире: Я знаю, что ты меня подавишь, не будешь внимателен ко мне, хотя ты лучше знаешь, что мне нужно. Ты мне необходим, чтобы мне было хорошо. Ты сильный, умный, а я «не до-«.
  • Обращение с сильными чувствами: Мои эмоции и ощущения только зря раздражают меня, я всё равно ничего не могу с ними поделать. Недоступность осознания чувств злости, отвращения, пресыщения.
  • Терапевтические отношения: Смотри как мне плохо, и вся надежда только на тебя, хотя ты не захочешь мне дать то, что мне нужно.
  • Реакция на шоковую травму: Никто меня не сможет утешить и дать мне того, что нужно в таком состоянии, да и я сам не знаю, что меня поддержит. Я в отчаяние.
  • Ловушки для терапевта: Постоянная провокация на сверхопеку. Депрессивность может казаться манипулятивным способом достичь желаемого. Терапевту важно не взять на себя всю ответственность, важно не доказывать, что у него есть то, что нужно клиенту, а учить ценить.
  • Терапевтические стратегии: Учим опознавать и выражать потребность при поддержке терапевта.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты имеешь право осознавать свои потребности. Даже если ты пока не можешь чего-то осуществить, не отказывайся от своих потребностей.

Структура характера - Недоверие

  • Представление о себе при травме: Я вечно обделён чем-то хорошим. Мне чего-то недодают, меня опять забыли.
  • Представление о мире: Другие не дадут того, что нужно или дадут не то. Мне все должны.
  • Обращение с сильными чувствами: Весь спектр чувств сводится к раздражению и недоверию. Проще злиться, чем договориться. Много одновременно гордости и горечи от того, что умеет только давать.
  • Терапевтические отношения: Ты все равно мне не дашь то, что мне нужно. Ты никогда не сможешь правильно меня понять.
  • Реакция на шоковую травму: Чувство знакомого отчаянья и одиночества.

Безысходность и невозможность опереться на помощь извне.

  • Ловушки для терапевта: Терапевт в контрпереносе чувствует себя неспособным дать то, что нужно клиенту. Опора на профессиональные и индивидуальные ресурсы может защитить от эмоционального выгорания.
  • Терапевтические стратегии: Учим принимать (и благодарить!) и различать, что приятно, а что неприятно. Учим отказываться, опираясь на злость и отвращение. Учимся заботиться о своих потребностях.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Если ты не получил то, что нужно, ты можешь получить это позже. Ты способен заботиться о себе сам. Ты можешь выбирать, что тебе нужно, а что – нет.
  • 3. ТРАВМА АВТОНОМИИ (от 8 мес. До 2,5 лет)

Структура характера - Невербальная

  • Представление о себе при травме: Я пассивен и беспомощен. Мне нужен кто-то, кто будет направлять меня. Я этого не делал! Это не Я!
  • Представление о мире: Кто-то другой лучше знает, что делать.
  • Обращение с сильными чувствами: Постоянное чувство беспомощности и неуверенности в себе. Страх перед сильными чувствами и остановка переживаний. Стыд и страх замещают все остальные чувства. Есть доступ к обиде и вине.
  • Терапевтические отношения: Скажи, как нужно, и я все сделаю. Научи, как правильно. Я знаю, что ты чувствуешь и чего от меня хочешь.
  • Реакция на шоковую травму: Гиповозбуждение. Ожидание, что кто-то придет и спасет, позаботиться о безопасности. Стремятся «прильнуть» к кому-то.
  • Ловушки для терапевта: Постоянная провокация на унижение и подавление. Сверхчувствителен к анализу, т.к. воспринимает его как контроль. Терапевту важно не впасть в роль руководителя. Могут пропускать занятия, ссылаясь на важные или неожиданные дела, - проговаривать условия и границы.
  • Терапевтические стратегии: Учим ощущать свои импульсы в теле, разворачивать их и доводить до завершения.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты можешь чувствовать себя иначе, чем это ожидают другие. Это нормально, когда ты сам решаешь, что делать. Ошибки – это естественный ход событий, ты сможешь чему-то научиться. Познакомься со своими возможностями.

Структура характера - Вербальная

  • Представление о себе при травме: Я лучше других знаю, что делать. Я самостоятельный и независимый. Я это всем докажу.
  • Представление о мире: Я не желаю, чтобы мне помогали, т.к. меня могут подавить или решить, что я слабак.
  • Обращение с сильными чувствами: Избегание чувств, ассоциируемых со слабостью. Подавление и непереносимость беспомощности и разговора.
  • Терапевтические отношения: Я не дам себя поймать! Манипулятивное поведение, нет доступа к чувствам. Постоянное сопротивление.
  • Реакция на шоковую травму: Сверхактивность и гипервозбуждение. Желание защититься, сделать вид, что ничто его не трогает.
  • Ловушки для терапевта: В терапии всё время меняет тему.
  • Терапевтические стратегии: Удерживать тему в фокусе и обучать способам «выдерживания» и контейнирования эмоций.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: У тебя есть право помогать. Ты можешь быть верен тому, что решил делать.
  • 4. ТРАВМА ВОЛИ (от 2-х до 4-х лет)

Структура характера - Жертвенный

  • Представление о себе при травме: Я умею терпеть. Вряд ли я могу сделать правильный выбор и вряд ли с чем-нибудь справлюсь. Я ничего не решаю. Я буду много работать, чтобы искупить свою неспособность.
  • Представление о мире: Другие лучше во всем разбираются. Другие ответственны, умны, ловки. Важно уметь угадывать, как правильно делать и что от меня хотят.
  • Обращение с сильными чувствами: Нет физических ресурсов на переживание, диссоциированная позиция по отношению к чувствам. Старается контролировать эмоции и их внешние проявления.
  • Терапевтические отношения: Очень боится конфликта, при этом не может назвать причины страха. Стремится взять на себя большую часть работы и при этом подстраиваться под стиль работы терапевта.
  • Реакция на шоковую травму: Самообвинение, смешанное с обидой; депрессивность; «затравленность», затруднён доступ к ресурсам и самостоятельности. Забота о себе делегируется другим.
  • Ловушки для терапевта: Производит впечатление мягкого и податливого человека, много спрашивает советов, старается быть максимально терпеливым и внимательным. А за всем этим кроется отсутствие контакта с самим с собой.
  • Терапевтические стратегии: Хорошо работают телесные и метафорические техники, арттерапия, поскольку не возбуждают тревоги и не провоцируют самообвинение.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты можешь сам выбирать, каким тебе быть и что делать. Я здесь для тебя и тебе решать, что тебе нужно и как тебе лучше. Ты можешь пробовать и ошибаться, это нормально. Если ты с чем-то не согласен – это не вызовет ссору и мы спокойно во всем разберемся.

Структура характера - Осуждающий

  • Представление о себе при травме: Я сильнее других. Если не я, то кто. Если люди узнают меня по-настоящему, они отвернуться и испугаются того, сколько во мне энергии.
  • Представление о мире: Другие мало на что способны. Им никому ничего нельзя доверить.
  • Обращение с сильными чувствами: Старается не давать волю своим чувствам, чтобы «не разнести» этот мир «в пух и прах». Много глубоко спрятанного гнева на то, что «нет возможности и времени пожить для себя».
  • Терапевтические отношения: Безусловный лидер, борющийся с энергией для поддержания контакта. В связи с автоматическим подавлением Я как опасного старается помочь терапевту. Бывают неожиданные срывы контакта (из-за игнорирования своих проблем).
  • Реакция на шоковую травму: Глубокое чувство одиночества, невозможность попросить о помощи. Растерянность, недоверие, закрытость. Вспышки ярости и гнева малопонятные самому человеку, чувство одиночества и отчаяния.
  • Ловушки для терапевта: Терапевт видит одновременно глубокую заинтересованность в терапии и отвержение помощи. Любимый механизм – обесценивание. Много критики, возражения не высказываются прямо.
  • Терапевтические стратегии: Отлично подходит психодрам и телесные техники: с одной стороны, они отлично снимут тревогу, с другой – имеют доступ к ядру. Артистичность хорошо размещается в психодраматическом пространстве и находит продуктивное выражение.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты можешь делегировать другим часть ответственности. Я рад тебе помочь. Я хочу быть полезным тебе. Когда ты проявляешь себя, мне спокойно и я рад встрече с тобой. Ты можешь быть непредсказуемым.
  • 5. ТРАВМА ЛЮБВИ И СЕКСУАЛЬНОСТИ (от 3-х до 6-ти лет)

Структура характера - Романтический

  • Представление о себе при травме: Я – это моя любовь. Она не окрашена сексуально, высока и чиста.
  • Представление о мире: Я остаюсь непонятым и подверженным домогательствам. Лучше я останусь один (одна) и буду ждать свою половинку.
  • Обращение с сильными чувствами: Много печали, одиночества, разочарования, страха при общении с противоположенным полом. В паре чувствует себя поддающимся и предающим себя.
  • Терапевтические отношения: Флиртует с терапевтом, не замечая этого, старается понравиться, плохо формирует конкретные мысли.
  • Реакция на шоковую травму: Поиск ресурса в единении, мечтах, любви; плохой контакт с телом.
  • Ловушки для терапевта: При внешнем флирте и контактности почти не чувствует себя и ждет инициативы от терапевта. Не способен на глубокий контакт.
  • Терапевтические стратегии: Повышение телоосознанности, принятие своей силы через принятие своей сексуальности и поддержка активности и инициативности.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты можешь флиртовать и замечать телесную поддержку этому. Ты можешь чувствовать всё тело целиком и пробовать пользовать им как мужчина или женщина.

Структура характера - Соблазняющий

  • Представление о себе при травме: Я простой и прямой человек, не терпящий недосказанности. Моя сексуальность движет меня к успеху.
  • Представление о мире: Другие оцениваются с точки зрения сексуальности, физической привлекательности.
  • Обращение с сильными чувствами: Чувства в контакте – лишние. Действие – вот выражение любви.
  • Терапевтические отношения: Поднимает сексуальные темы как основу всех своих проблем.
  • Реакция на шоковую травму: Сильнейшая зависимость от сексуальных контактов, невозможность вынести в контакт свои переживания и потребности.
  • Ловушки для терапевта: Сексуальными темами и отношениями подменяются переживания и проблемы. Нарочитая свобода в сексуальных отношениях скрывает уязвимость и страх перед эмоциональной близостью.
  • Терапевтические стратегии: Помогать обнаруживать ресурс в чувствительности и восприимчивости, связывать проблемы в отношениях с игнорированием или обесцениванием душевной сферы как другого, так и своей. Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты можешь быть нежным, сочувствующим, сопереживающим и в этом нет слабости.
  • 6. ТРАВМА МНЕНИЯ (от 5-ти до 8-ми лет)

Структура характера - Замкнутый, угрюмый

  • Представление о себе при травме: У меня есть мнение, но я с ним не согласен.
  • Представление о мире: Другие не могут вытерпеть моего мнения, и мне приходится жертвовать им во имя отношений.
  • Обращение с сильными чувствами: Чувство брошенности и отверженности: либо сам отвергает себя со своим мнением, либо родители.
  • Терапевтические отношения: Невозможность выразить свое мнение, замкнутость, пессимизм.
  • Реакция на шоковую травму: Теряет чувство осознанности, не верит себе, своим представлениям; испытывает трудности с осмыслением своих эмоций; растерян.
  • Ловушки для терапевта: Пассивное сопротивление в контакте требует постоянного фокуса терапевта, иначе клиент будет незаметно выпадать из контакта.
  • Терапевтические стратегии: Техники дублирования, притчи – всё, что вербализует состояние и отношения.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Я буду рад послушать твое мнение. Ты можешь задавать глупые вопросы, я с удовольствием на них отвечу. Тебе не надо всё аргументировать.

Структура характера - Упрямый, чрезмерно самоуверенный

  • Представление о себе при травме: Самое главное - доказать, что я прав, это вопрос жизни и смерти. Если со мной не согласны, я разрушаюсь.
  • Представление о мире: Все обесценивают мою позицию, и мне приходится прерывать отношения из-за непонимания.
  • Обращение с сильными чувствами: Отвергается значимость как собственного эмоционального состояния, так и других.
  • Терапевтические отношения: Многие фразы начинаются с «нет», «да нет», «просто». Трудности в ведении диалога. Воспринимает терапевта как противника в споре. Контрзависимость.
  • Реакция на шоковую травму: Спасает вера в идею, молчаливое присутствие, поддержка в правоте.
  • Ловушки для терапевта: Внешняя склонность к конфронтации не замечается самим клиентов, часто проецируется. Важно не поддаваться на провокации и не конфликтовать.
  • Терапевтические стратегии: Учить тому, что может быть два разных равноправных мнения, и это нормально. Не приемлют интерпретаций. Хорошо работают в арт, телесных техниках, хуже в диалогичных.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты можешь сохранять свое мнение при себе и не тратить внутреннюю энергию на доказательства своей правоты. Полезно посмотреть на ситуацию глазами партнера.
  • 7. ТРАВМА ЛИДЕРСТВА (от 7-и до 12 лет)

Структура характера - Равный со всеми. «Серая мышь»

  • Представление о себе при травме: Я не имею права радоваться и получать удовольствие от собственных успехов. Я не принимаю своего высокого внутреннего статуса.
  • Представление о мире: Другие не одобряют, если я начну «выпендриваться». Я завидую наглости и самоуверенности других.
  • Обращение с сильными чувствами: Испытывает огромные сложности с доступом к удовольствию и радости. наслаждение от своей «значимости» подавлено. В контакте с чувствами обиды и подавленности.
  • Терапевтические отношения: Попытка быть «объективным». Удивление и смущение от комплиментов и одобрения. Воздвижение терапевта на пьедестал.
  • Реакция на шоковую травму: Хорошо проживает чувства в контакте, постоянно нуждается в присутствии другого, который будет тактичен и деликатен в заботе.
  • Ловушки для терапевта: Провокация на лидерство терапевта в отношениях – необходимо постоянно заботиться о паритете.
  • Терапевтические стратегии: Обучение заботе о себе, работа с самоценностью (в противоположность самооценке) .
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты можешь быть внимательным к себе, проявлять себя так, чтобы удовлетворять свои потребности, разворачивать свои импульсы, выражать себя и одноврменно слышать и видеть другого.

Структура характера - «Конкурент»

  • Представление о себе при травме: Я чего-то стою только благодаря борьбе. Я сам автор своей жизни, «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Я должен соответствовать идеалу, быть примером. Часто считает себя не признанным гением.
  • Представление о мире: Мир должен прогнуться под меня. Все на меня смотрят и оценивают, я должен всё делать наилучшем образом и показать всем, чего я стою. Считает других ниже себя или вовсе не учитывает наличие других в своей жизни.
  • Обращение с сильными чувствами: Чувства и переживания застают врасплох, мешают двигаться к цели, считаются невыносимыми и избегаются. Существует множество защитных механизмов от эмоций, мешающих самовыражению и достижениям.
  • Терапевтические отношения: На терапию приходят редко, оценивают, показывают себя, им важно, чтобы терапевт их оценил по достоинству.
  • Реакция на шоковую травму: Часто проскакивают свою травму, позднее обнаруживая ее в психосоматическом симптоме, который тоже отчуждается и «лечится беспощадно». В ситуации горя или кризисе им важно «не быть уличенным» в слабости.
  • Ловушки для терапевта: Терапевту нужно следить за тем, чтобы не поддаваться на конкуренцию и не «подпевать» клиенту.
  • Терапевтические стратегии: Работать из ресурсов, не сильно акцентировать внимание на «промахах», зависимости, «любимых граблях» клиента, чтобы не ввести его в противостояние.
  • Терапевтические (родительские) послания при травме: Ты можешь не быть умнее других и при этом оставаться ценным. Для того, чтобы быть успешным, не обязательно состязаться с другими, достаточно развиваться самому и достигать своих целей.


Просмотров: 475
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Терапевтические отношения в кризисном консультировании. Трансферентные характеристики терапевта.
  • Терапевтические отношения: отношения терапевт - клиент.
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Клиент - терапевтические отношения.
  • Терапевтические ситуации с "ложными" чувствами
  • Терапевтические отношения в гештальт-терапии
  • Терапевтические отношения. Клиентский опыт. Часть 2
  • Терапевтические отношения
  • Терапевтические отношения
  • Т. Терапевтические отношения.
  • Терапевтические отношения
  • Терапевтические отношения
  • Терапевтические отношения
  • Терапевтические отношения. Клиентский опыт.
  • Терапевтические отношения-возможность встречи
  • Терапевтические отношения. Между включенностью и отстраненностью.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • ГТР с точки зрения КБТ: модели тревоги, мета-когниции, терапевтические мишени и цели терапии
  • Диагностические и арт-терапевтические возможности техники «коллаж».
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Терапевтические новеллы: День, когда мой психотерапевт покончил с собой
  • Краткий конспект ЛЕКЦИИ Сильвии Шох "Терапевтические отношения"
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: холдинг
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: интерпретация
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: альянс
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: контейнирование
  • Терапевтические цели
  • Тенденция актуализации и терапевтические действия в клиент-центрированной терапии
  • Терапевтические Теории: 4 (ошибся - 5) Основных Варианта
  • Две терапевтические истории "Когда дети не хотят делать уроки"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь