Терапевтические Теории: 4 (ошибся - 5) Основных Варианта

Автор статьи: Макс Ильин

Терапевтические Теории 4 ошибся  5 Основных Варианта

Итак - на данный момент, методов терапии существует существенно больше, чем 300. Близкое число - насчитывал ещё А. Эллис в своих студенческих работах; сейчас же, похоже, гораздо больше - и наблюдаются две тенденции:

  • Буквально каждый специалист, достигший условного уровня "мастерского" владения какой-либо существующей методикой - считает своим долгом создать свой авторский метод. Это, с одной стороны, классно - сфера услуг эволюционирует и специализируется, но с другой - очень неудобно для клиентов (которые всё меньше понимают, что же выбрать) и для сотрудников страховых компаний, например.
  • С другой стороны - также довольно давно наблюдается стремление к интеграции, с помощью различных путей и на разных основаниях. В основном, выделено 4 пути объединения множества подходов: 1) Вокруг общих факторов; 2) Теоретическая ассимиляция (т.е. объединение многих вмешательств на единой теоретической базе); 3) Интеграция и теорий также; 4) "Техническая эклектика" (использовать всё, что работает).

Тема интеграции - заслуживает отдельного разговора, в данной публикации сосредоточимся на существующих теориях. И даже не на всех - а на основных, которые можно назвать "Ядерными": любой, в принципе, существующий подход можно определить в ту или иную модель.

Ещё заранее хочу отметить - может складываться (а у многих уже давно и успешно сложилось) впечатление, что эти теоретические подходы и взгляды как-то конфликтуют и противоречат друг другу. Это - взгляд довольно любительский: по сути, они друг друга дополняют в основных моментах - а все разногласия касаются частных второстепенных вопросов терапии. 

Оно и понятно почему - как ни крути, а предмет и задачи одинаковые: психика личности и способы её исцеления от расстройств.

Рассматривать буду два критических момента - это А) Теория Психопатологии (ПП) (Как формируются и развиваются расстройства) и Б) Методология Психотерапии (ПТ). Остальные компоненты, как-то теория личности, терминология - глубоко вторичны, и именно за их счёт, в основном, и возможно наличие "over 9000" направлений.

I. Медицинская (Биологическая) Модель

Теория ПП: Биологическая - источником расстройств психики, как и тела, выступают разнообразные нарушения и дефициты в нервной системе (в основном, конечно, в мозгу). Это может подразумеваеть и наследственность (генетику), и нейрохимический баланс веществ, и какие-то "механические" дефекты в органике.

Методология ПТ: Тщательная и корректная диагностика всех возможных биологических причин расстройства - и вмешательство в них традиционными медицинскими путями.

Соответственно - средства, используемые в ММ:

  • Фармакотерапия
  • Физиотерапия (ЭСТ - электро-судорожная терапия, набирающая популярность нейромодуляция и т.п.).
  • Отчасти - биологическая обратная связь и некоторые телесно-ориентированные вмешательства.

Разделяет данную модель - естественно, психиатрия и медицинская психотерапия. Многие другие подходы - никак не отрицают роль "органики" и биологии в тех или иных расстройствах, но фокусируются на иных аспектах, которые могут быть отнесены именно к психотерапии, как отдельной от "фармако-" и "физио-" сфере деятельности.

II. Модель Научения (Приобретённых Рефлексов)

Теория ПП: возможно, самая распространённая - источником патологии признаёт ущербное научение: то есть приобретённые в раннем опыте привычки, навыки, установки и т.п., которые оказались неадаптивными в какой-то момент.

Важно понимать, что этими "рефлексами" могут быть не только моторные поведенческие навыки - но и "скрытое поведение": мысли, убеждения, ожидания и так далее. Это - такие же автоматизированные динамические стереотипы, которые были приобретены и могут быть изменены.

Происхождение всей этой чепухи - не расценивается как требующий внимания фактор, ведь привычные шаблоны мышления-поведения актуальны в данный момент - и производят патологию тоже прямо сейчас. Так что для терапии не так уж важно - где-когда-как-с кем они были приобретены и выучены: лечить будем то, что есть в наличии, а не что-то там в ушедшем.

Методология ПТ: Обнаружение всех деструктивных "автоматизмов" и обеспечение нового, адаптивного научения.

К этой модели - естественно, относится когнитивно-поведенческая традиция, но и также многие другие, "на словах" отдаляющие себя от КПТ: скажем, конструктивисткая терапия и "когерентная" терапия - излагают ровно то же самое, тщательно избегая любых "капетэшных" терминов. Ну да кто ж им лекарь, правда :)

III. Психодинамическая Модель

Теория ПП: в психодинамическом направлении, несмотря на множество разногласий, ядерным источником патологии признаётся бессознательный конфликт мотивов. Или как угодно - "драйвов", потребностей, "Ид", "Эго" и "Супер-Эго", суть одна: внутри личности происходит "гражданская война", как писал родоначальник данной традиции, дорогой наш Зигмунд Фрейд.

В самом простом случае - этот конфликт начинается с какого-то аффективного импульса, который расценивается как "непотребный", "мерзкий", "опасный" и как-то иначе запретный. Эта оценка - вызывает тревогу: в ПМ, тревога, в отличие от страха - чувство, вызываемое собственными идеями и переживаниями, а не внешними объектами.

И эта тревога - "вдохновляет" личность так или иначе избежать осознания и переживания первичного "драйва" (каким бы он ни был - агрессивным, сексуальным и т.п.), что и делается с помощью хорошо отработанного комплекса псих-защит. Которые, согласно ПМ - и являются основными "пато-механизмами", и приводят ко всем симптомам.

В результате динамики невротических/психотических псих-защит - конфликт от сознания удаляется ("вытесняется"), и качественному решению недоступен. При этом хорошо понимать - это систематический процесс: не так, что один раз вытеснил "неудобное" чувство и ходишь с ним "в бессознательном", энергия на поддержание сопротивления тратится постоянно.

Методология ПТ: Получение доступа к избегаемому конфликтному материалу, и последующий его "психоанализ" - осознание, переживание, осмысление и разрешение. Как нетрудно понять - основные проблемы с "1-й фазой": клиенты нередко проявляют чудеса находчивости в избегании конфронтации с этим конфликтом и сопротивлении терапевтическим вмешательствам.

Хотя, казалось бы - им ведь и нужно больше всех, лечиться? Но в этом и секрет - конфликт именно мотивационный, и зачастую мотивы сохранения комфорта и поддержания позитивного самоотношения перевешивают (что объяснимо).

Ещё важная для понимания ПМ вещь - признаётся, что шаблон этого конфликта сформировался в ранних отношениях со значимыми близкими (и более того - нередко был вполне рациональным решением, для ребёнка на тот момент). Но, в отличие от модели научения - также признаётся необходимым вернуться в воспоминания об этих отношениях для полноценного, "глубинного" лечения. 

IV. Гуманистическая Модель

Теория ПП: вообще, гуманистическая традиция - люто пропагандирует "анти-патологизацию", мол, никаких психических болезней нет, нельзя называть клиентов "пациентами" и тем более "больными".

Разумное зерно в этом, естественно, есть - большинство клиентов и впрямь на диагноз не тянут. Но, рискну предложить метафору - если очень много азиатов, которые китайцы, это же не значит, что все азиаты = китайцы? То есть и расстройства и душевные болезни - это явный факт реальности; тот же Фрейд, не стесняясь, называл такой взгляд "защитным отрицанием на словах".

Но так вот - если учтём описанное выше, то источником психологических проблем в ГМ считаются недостаточные Осознанность, Осмысленность и Ответственность ("ТМ"). Порядок важен именно такой, кстати. 

Подразумевается, прежде всего - степень само-осознания (свои чувства, потребности, убеждения, ценности и т.п.), осмысленность действий, решений и жизни вообще, и ответственность за всё это. 

Методология ПТ: соответственно - для психотерапии важно развить у личности самосознание, которое затем поможет ей обрести смысл и наконец стать зрелой и ответственной за себя. Такое состояние - считается "естественным" результатом "тенденции к самоактуализации": нашего встроенного "эволюционного драйва" развиваться, расти и расширяться.

Такие направления, как личностно-центрированная терапия ("Роджерианство"), гештальт-терапия и экзистенциальный анализ (включая логотерапию В. Франкла) - приходят на ум первыми, когда речь об этой модели терапии. 

Но не только - многие подходы, известные как когнитивно-поведенческие, интегрируют в себя и многие гуманистические тезисы: скажем, та же РЭПТ А. Эллиса, АСТ С. Хайэса (который описывал эту терапию как "Скиннер встречает Франкла") и многие иные. 

UPD.: Немного задумался - и понял, что кое-что забыл. Ещё одна модель, хотя и спорно, но заслуживает выделения в отдельную категорию:

V. Системная (Экологическая) Модель

Теория ПП: по сути - особенно ничем не отличается от модели научения, кроме одного пункта: личность клиента рассматривается в контексте своего окружения - системы взаимоотношений и своей роли и функции в них.

Соответственно, акцент несколько "уходит" от внутренних факторов к внешним - что позволяет даже на этом основании не считать такой подход психотерапией как таковой. Но, учитывая популярность системной семейной терапии и родственных методов консультирования (ОРКТ, стратегическая терапия и прочие) - совсем проигнорировать будет неловко. Кстати сказать, частично сюда можно записать и гештальт-терапию - за счёт "теории поля" и модели контакта.

Методология ПТ: закономерно - идентификация всех вредоносных динамических схем и функциональных паттернов, но уже на уровне системы (чаще всего - семьи), и вмешательство в эти процессы с целью их коррекции.

Впрочем, не стоит забывать, что система системой - а составляют её отдельные живые личности, вовсе не "механические детали". И от индивидуальной работы - никуда не убежать: как писал множество раз упомянутый Альберт Эллис - "Расстроенная семейная жизнь - в основном продукт союза расстроенных людей".  

*  *  *

Что в итоге? То, что с какой бы терапией Вы, читатели, теперь не встретились на своём пути - знаете, куда смотреть и что искать для скорейшего понимания, что же Вам предлагают. И на этом, наверное, всё - спасибо за внимание!



Просмотров: 419
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь