|
Диагностические и арт-терапевтические возможности техники «коллаж».Автор статьи: Ножичкина Лариса Владимировна
Уважаемые коллеги! Арт-терапевтическая техника «коллаж» используется специалистами в области арт-терапии достаточно успешно. Данная техника позволяет получать большой объем информации о проблемных зонах клиентов для психолога, а клиенту помогает актуализировать психологические проблемы уже осознанные им, и так же самостоятельно вскрыть существующие у него проблемы, комплексы, страхи, не осознаваемые им ранее. Техника «коллаж» замечательна еще и тем, что она доступна практически всем клиентам и позволяет осуществлять работу над проблемой пролонгировано (возвращаясь к коллажу снова и снова). Достоинства этой техники очевидны: проста в использовании, доступные материалы, информативность, хороший отклик клиентов. Работая над проблемой эмоционального выгорания с клиентами, одним из первых шагов является работа со стрессом. Факторы, вызывающие стресс могут быть различными, как и выходы из стрессовых ситуаций у каждой личности индивидуальны. Мы поделимся опытом использования техники «коллаж» в групповой арт-терапевтической работе. Занятие «Я и стресс. Как я выхожу их стресса». Участникам группы было предложено создать диптих-коллаж на тему «Я и стресс. Как я выхожу их стресса». Творческой работе предшествовало групповое обсуждение темы «Стресс в нашей жизни». Участники рассказывали о своих переживаниях, реакциях на стрессовые ситуации, делились опытом по выходу из стресса с наименьшими потерями для здоровья. Арт-терапевт предложил выполнить диптих - два коллажа, отражающих контрастные состояния: стрессовое состояние (напряжение, переживания) «Я и стресс» и состояние борьбы со стрессом «Выход из стресса», изобразить способы борьбы, используемые ресурсы. Для работы над первым коллажем «Я и стресс» предлагалось погрузиться в воспоминания какой-либо болезненной ситуации, вызвавшей стресс, постараться вспомнить чувства, эмоции, переживания и попробовать подобрать образы, отражающие данные состояния. Перед началом второй работы было рекомендовано отойти от рабочего места, отдохнуть в течение нескольких минут. Затем вернуться, вспомнить состояние покоя равновесия, все то, что помогает сохранять душевное равновесие, и отобрать образы, соответствующие данному состоянию. Предложенные материалы: журналы разной тематической направленности, листы А3, клей-карандаш, гуашь, цветная бумага, фольга, фломастеры, цветные карандаши. Первая участница изобразила стресс в виде осьминога, опутывающего своими щупальцами все вокруг, изобразила свой испуг, ужас. Хотя, отметила, что маленький кораблик, выбранный ею и помещенный на коллаж - это надежда, что все будет хорошо. Она была сильно взволнована, чувствовалось, что участница испытывает сильные переживания, старается сгладить, заглушить те чувства, которые вызвала ее работа. Сильные эмоциональные переживания вызвали бурную эмоциональную реакцию (участница заплакала). Призналась, что искусственно прячет свои переживания. И работа над коллажем позволила посмотреть своему страху в глаза.
Создавая второй коллаж, участница попыталась выбрать большое число образов, отражающих выход их состояния стресса. Изобразила все, что по ее мнению может спасти ее от стресса: мечты, релаксация, любовь, путешествия. В процессе интерпретации она призналась, что все это только в ее мечтах, что это желаемое, а не действительное. Эмоциональный отклик группы на данную работу был очень активным, так как переживания участницы, вызванные внезапным осознанием иллюзорности ее представлений о том, что ей помогают лишь ее мечты, вызвало в группе активное желание найти возможность помочь участнице найти имеющиеся у нее реальные ресурсы, способные помочь ей преодолеть стресс. Диагностика СЭВ показала у этой участницы доминирующий симптом I фазы СЭВ «Напряжение» - переживание психотравмирующих обстоятельств. Вторая участница заключила стресс - «зло» в клетку, на прутьях которой написала: «Господи, дай мне силы и разум принять то, что не могу изменить». Пространство листа было использовано лишь частично. В пояснении к работе она затруднялась описать свои переживания. Помощь группы принимала неохотно.
Для создания второго коллажа выбрала образы церкви и девушки. Образ девушки объяснила тем, что образ просто понравился, возможно, это она, а возможно и нет, себя она давно не рассматривает серьезно, свою роль в жизненных ситуациях, поэтому поверх этого образа приклеила ангела. Обе работы этой участницы отличаются скудным набором образов, выбором наименьшего использования пространства листа. Методика диагностики СЭВ Бойко выявила у данной участницы сформированность всех трех фаз СЭВ, с доминирующим симптомом «психосоматические и психовегетативные нарушения». Доминирующие симптомы диагностики СЭВ: сфера экономии эмоций, напряжение. Участница постоянно говорила о необходимости «держать себя в руках», держать эмоции под контролем.
Третья участница изобразила стресс в образе вращающихся шестеренок. В левом нижнем углу, пояснила она, фигурки людей в масках – это ее переживания, связанные с межличностными отношениями в коллективе. Участники группы отметили, что шестеренки напоминают им фигуры людей с заостренными конечностями. Автор коллажа призналась, что при выборе образов даже не заметила, что «шестеренки» состоят из человеческих фигур. Призналась, что сегодняшняя ее ситуация представляет стадию становления в должности руководителя, идет процесс адаптации в новом коллективе в данном качестве.
Создавая второй коллаж, выбрала для работы образы, отражающие семейный очаг, уют, возможности расслабления и релаксации. Несмотря на остро переживаемы психотравмирующие обстоятельства, ей удается находить время для поддержания ее психологического здоровья и пополнения психоэнергетических ресурсов (к сожалению, работа не сохранилась). Диагностика А. Бойко показала доминирующий симптом СЭВ у данной клиентки «переживание психотравмирующих обстоятельств». Синдром СЭВ не сформирован.
Работа четвертой участницы отличалась ярко выраженным эмоциональным переживанием и произвела на участников группы большое впечатление. Оба коллажа она выполнила на одном листе, что по ее мнению, логично, так как помогает увидеть целостную картину. Участники группы отметили, что правая часть работы, отражающая борьбу со стрессом, очень мала, что говорит о том, что необходимо искать ресурсы для борьбы с проявлениями стресса. Работа над коллажем самому автору понравилась. По ее словам, ей удалось посмотреть в глаза собственным переживаниям. Однако, она отметила, что сдерживать свои эмоции и чувства ей достаточно сложно. Ее переживания на данный момент времени связаны с расставанием. Участники группы отметили, что работа напоминает им разлетающиеся языки пламени, сдерживаемый огонь, плохо поддающийся усмирению.
Результаты диагностики по методике Бойко данной участницы показали, что СЭВ у нее полностью сформирован. Доминирующими симптомами являются: тревога и депрессия, загнанность в клетку, эмоциональный дефицит.
Пятая участница выполнила оба коллажа на одном листе, аргументируя это тем, что хорошо справляется с проблемой стресса и у нее много ресурсов, помогающих справляться со стрессовыми состояниями.
Результаты диагностики по методике Бойко данной участницы показали, что доминирующими симптомами СЭВ у нее являются: редукция профессиональных обязанностей и неадекватное эмоциональное реагирование. Рефлексия занятия. В ходе обсуждения итогов занятия участницы отмечали, что испытали чувство, что узнали нечто новое о себе, что группа помогла им найти скрытые проблемы, о которых они и не подозревали. Осознание было болезненным, но необходимым. Работа над коллажами позволила погрузиться внутрь собственного «Я» и попробовать найти ответы на тревожащие вопросы, научиться не бояться собственного страха. Завершение занятия. Участникам было предложено отработать некоторые приемы аутотренинга, релаксации в целях нормализации эмоционального состояния.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|