|
Клиент - терапевтические отношения.Автор статьи: Куроедова Людмила Мичеславна
Что послужило тем внутренним пусковым механизмом – обратиться именно к этому психологу? Информация о нем как о профессионале? Позитивные отклики от друзей или близких? Яркая, привлекательная реклама? Или, то внутреннее чувство, которое называется – интуицией? Другим побудителем, может быть, – внешняя схожесть со значимым человеком из своего кружения – позитивный перенос: «Родственная душа»? По-рекомендации? По – контексту? По – цене? Через «сарафанное радио»? И т.д. У каждого клиента – свой личный критерий, параметр, который является связующим звеном между клиентом и психологом. В данном случае речь идет о важном вопросе, в связи с тем, что выбор хорошего психолога является более существенным, чем выбор хорошего метода, поэтому, клиент берет ответственность на себя и выбирает самостоятельно специалиста для проработки своей темы. Внутренний выбор сделан, следующим шагом является – телефонный разговор. Телефонный звонок. Клиент звонит психологу, коротко называет цель (причину) звонка, узнает стоимость и длительность одной сессии, узнает место и адрес, где психолог ведет прием, и, если это устраивает обоих, то договариваются о встрече с точным временем и датой, обмениваясь телефонами. Если клиента что-то не устроило в психологе или в полученной информации, то разговор заканчивается тем, что клиент благодарит за информацию и кладет трубку. Если клиента почти все устроило, кроме, как пример, – цены, то он может напрямую задать вопрос о возможности скидки и, получить утвердительный положительный (что это возможно) или отрицательный (что их – нет) ответ. В любом случае, для клиента – этот вопрос становится проясненным. Если клиент еще не определился с выбором, то звонит столько – сколько посчитает нужным к разным психологам, пока не найдет для себя подходящего, так как, выбор психологических услуг и соответственно психологов – увеличивается с каждым годом и не сразу можно найти или обнаружить – именно своего психолога. Поэтому, доверяя своей интуиции – внутреннему фактору с внешней информацией – человек определяется в собственном выборе. Стоимость услуг психологов – разная и зависит от многих параметров: цен на рынке услуг этого города или региона, уровня профессионализма, опыта практической деятельности (количества пройденных обучающих программ, специализаций, интенсивов, конференций, мастер – класс), личностных характеристик и особенностей, от индивидуальной способности продавать свои услуги по определенной цене, от продолжительности практической деятельности (чем дольше – тем дороже) и др.. Поэтому, важен индивидуальный подход и ориентировка, прежде всего на себя, свою потребность, свой интерес, свои возможности. Не всегда высокая стоимость может обеспечить - 100 процентный успех, так же, как и не высокая стоимость принести – желаемый результат. Психологические услуги в нашей стране не так распространены, как на западе, и многие из людей (клиентов), не знающих об этой виде помощи, приходят «как к врачу» за чудодейственной таблеткой, чтобы излечиться сразу или получить «готовый рецепт». А на самом деле все слишком индивидуально и зависит от многих факторов таких, как, - «носит» ли проблема клиента ситуативный характер или длительный? Это тема выбора, влияющая на конкретную ситуацию или на всю дальнейшую жизнь (экзистенциальная)? Она эпизодическая или распространяется на все сферы жизнедеятельности человека? Клиент не хочет меняться сам, а хочет приобрести практические инструменты или навыки для воздействия на других людей? Вторичная выгода? И т.д.. Если клиент зацикливается не на решении своей задачи (темы, проблемы и т.д.), где данный процесс является трудоемким и энергозатратным для обоих сторон, а на оценивании психолога и сравнивания его с другими, то это становится малоэффективным и не продуктивным в клиент-терапевтических отношениях и психологической помощи в целом. Клиент относится безоценночно к психологу, ориентируясь на следующие параметры: подходит – не подходит; доверяю – не доверяю; симпатизирует – не симпатизирует; соответствует – не соответствует; по внутренним ощущениям, чувствам, интуиции и как происходит взаимодействие его с психологом?! Доверие и открытость с обеих сторон – это главные критерии, которые являются закладкой прочного фундамента в строительстве клиент – терапевтических отношений! Итак, первый визит
Очень важный первый взгляд – момент, он считывается на интуитивном уровне! Если первое впечатление благоприятное, то это залог продуктивной и качественной работы в клиент-терапевтическом взаимодействии.
Психолог интересуется, от кого и откуда клиент узнал о нем? Это первый визит к психологу или неоднократный? Как он себя чувствует в новой обстановке? И т.д. Клиент при желании, задает вопросы, на интересующие его темы относительно психолога: его профессиональной деятельности, личной жизни и т.д., чтобы почувствовать себя комфортно, безопасно, доверительно, с готовностью открываться.
ПАМЯТКА КЛИЕНТУ Клиент несет полную ответственность за свои действия, мысли и чувства, а также, за свои реакции на происходящее в своем жизненном пространстве. Клиент, во время сессии, при необходимости, может сказать психологу: «нет», «стоп», «я не хочу», «я пока не готов идти в эту тему». Клиент сообщает психологу, какой у него опыт посещения других психологов, если имеется, чтобы психолог имел представление о клиентском опыте человека. Применяет ли клиент медикаментозное лечение? Стоит ли на учете где-нибудь? При опоздании, – клиент оплачивает полную стоимость сессии. Если клиенту необходимо дополнительное время, то по обоюдной договоренности – сессия может быть продлена за дополнительную плату. Клиент может перенести встречу, если он делает это за сутки (и раннее), то не оплачивает раннее заказанное время. В день сессии, за не приход – клиент обязан оплатить сессию в размере 50 процентов или 100 процентов от стоимости одной консультации. Каждый психолог устанавливает свою стоимость, предварительно предупредив клиента об этом. Клиент предупреждает (при длительной терапии) закончить посещение за одну или несколько встреч до фактического ее прекращения, чтобы завершить клиент -терапевтические отношения, на данный период времени или завершить отношения с данным психологом. Телефонные звонки с психологом о назначении времени и даты встреч или их переносе – не оплачиваются. Телефонные звонки в консультативном режиме – платные. Опять же, об этом психолог предупреждает клиента заранее или указывает в контракте. Психолог так организует свою работу, чтобы бессознательные паттерны поведения клиента – стали осознаваемыми. Между тем психолог ждет от клиента выполнения сложной работы по возвращению переживаний. И тогда наступает реакция разочарования, поскольку клиент надеялся получить от психолога нечто прямо противоположное - лучший способ избегания переживаний, боли, действий и т. д. Кажется даже абсурдом, что терапия предлагает испытать клиенту то, что он непременно старается избежать. И если клиент терпеливо преодолевает реакцию разочарования и продолжает оставаться в терапии, то он постепенно обретает ориентацию как в терапевтической, так и в своей жизненной ситуации. Работа по изменению себя начинает приобретать смысл, перспективу, внутреннюю трансформацию в приобретении новых адаптивных способов поведения, направленных на творческое приспособление в изменяющихся условиях среды. ДЛЯ КЛИЕНТОВ обращающихся с сайтов Когда вы обращаетесь за помощью на сайт и задаете свой вопрос, то, независимо от темы - необходимо указать: Свой возраст и возраст вашего партнера (ребенка, родителя, друга и т.д.), если вопрос касается взаимоотношений с этим человеком? Род занятий? Когда впервые возникла проблема? Какими чувствами сопровождалась ваша проблема? Как она проявляется, с какой периодичностью и интенсивностью (описание)? Когда впервые познакомились с партнером (терапия отношений)? Сколько длится дружба (близость, связь, контакт)? Сколько лет в официальных отношениях? Причина, побудившая обратиться за помощью? Что происходит с вами в настоящем? Какими внутренними переживаниями (чувствами) связана ваша проблема в настоящий момент времени? Каких вы хотите изменений в своей ситуации? Какие ожидаете получить результаты? Помните, что на верно поставленные вопросы – можно ответить конкретным и детальным описанием, поэтому, задавайте прямые (не двусмысленные) вопросы и вы получите - более точные ответы! Чем объективнее и реалистичнее будет описание вашего запроса, тем качественнее и продуктивнее вы сможете получить ответ! Ответ – может быть как поддерживающим, сочувствующим и оптимистично-ориентированным, так и вызывающим неоднозначный резонанс, «цепляющим», с возникновением разных эмоций, - все это может быть полезным в продвижении вашей темы. И, только те ответы, которые вас не задели и вы остались к ним равнодушны, – можете про них забыть. В любом случае – выбор за вами! Когда я отвечаю на письма, иногда задаю вопросы, хотя знаю, что письмо мое не предполагает ответа. Это делается для продвижения вашей темы и осознания того, что с вами происходит. Всего вам доброго!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|