|
Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребенкаАвтор статьи: Тимошенко Вероника Владимировна
Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребёнка В консультативный кабинет психолога учреждений социальной защиты населения (Центры помощи семьи и детям, территориальные центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.д.) часто обращаются семьи с жалобой на деструктивное поведение ребёнка: нежелание учиться, агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым, компьютерную зависимость, бытовое воровство. Иногда ситуация носит более острый и опасный характер: категоричный отказ посещать школу, побеги из дома, употребление ПАВ, алкоголя. Первичная психологическая диагностика семьи показывает, что, несмотря на то, что «носителем проблемы» обычно является ребёнок, истоки, сложившейся ситуации находятся в самой семейной системе. Семья, как постоянно меняющийся организм, имеет свои этапы развития, нормативные кризисы при переходе с этапа на этап, которые оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения между всеми членами. Необходимо отметить, что в контексте семейной психологии выделяется два типа кризисов (Браммер Л., 1979):
Длительное существование в кризисе обычно приводит к нарушению детско-родительских отношений в семейной системе. У матери, как наиболее значимого лица для ребёнка, вовлечённой в ситуацию супружеского или межпоколенного конфликта, часто наблюдается искажение родительской позиции. Она становится или либерально-попустительской или жёстко авторитарной. Рассмотрим ситуацию взаимодействия матери и ребёнка на фоне острого супружеского конфликта, развода. Обычно поведение матери характеризуется следующими чертами:
В зависимости от спектра поведения матери наблюдаются следующие изменения в эмоциональном состоянии ребёнка:
Согласно принципам системной семейной терапии Мюррея Боуэна, дети почти всегда «втянуты» в ситуацию конфликта между родителями, как наиболее эмоционально ранимые члены. Такое взаимодействие в семейной системе необходимо для соблюдения закона гомеостаза (равновесия, сохранности системы). То есть, изменившееся поведение ребёнка является сигналом «поломки» в супружеской подсистеме семьи. В тоже время родители «объединяются» между собой в борьбе за изменение поведения ребёнка. Объединение может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. На данном этапе родители часто и обращаются к психологу, предъявляя в качестве запроса на их взгляд беспричинно «неправильное» поведение сына или дочери и часто замалчивая о межличностном конфликте между собой. Необходимо отметить, что наблюдаются следующие близкие и отдалённые психологические последствия вовлечения ребёнка в супружеский конфликт:
- Ребенок охвачен осуждением родителя, его преувеличенной критикой, полностью солидаризуясь с другим родителем. - Неадекватная критика не сопровождается чувством вины или стыда со стороны родителя. - Привязанность к отвергаемому родителю разрушается. - Не формируется позитивный образ лица соответствующего пола или не развиваются конструктивные представления соответствующего поло-ролевого поведения. -Возникает как следствие сознательного или неосознаваемого манипулирования ребенком. Случай семьи П. «На консультацию психолога в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних обратилась семья П. по поводу поведения сына Алексея, 12 лет. Со слов матери ребёнка, за последний год поведение сына значительно изменилось. Мальчик стал без причины грубить, отказывается помогать родителям в поддержании домашнего хозяйства, свободное время проводит у компьютера. За неделю до обращения в центр мальчик не вернулся домой с прогулки. Поиски ребёнка у друзей не привели к успеху. Родители были вынуждены обратиться в органы полиции. Два дня спустя Алексея нашли сотрудники полиции при вечернем объезде территории. Основной запрос родителей Алексея – психологическая работа с подростком по изменению поведения и желательно с помещением мальчика в стационарное отделение центра. Отдельно хотелось бы отметить, что зная о наличии стационара в учреждении, на первичную консультацию родители приехали с собранными вещами Алёши. При более детальном обсуждении сложившейся ситуации психологу удалось узнать, что родители ребёнка около года назад развелись. Мама в настоящее время проживает с другим мужчиной, в то время как сын продолжает проживать с отцом. Ситуацию ухода матери из семьи мальчику не объяснили. Мама не работает, почти каждый день общается с Алексеем, готовит еду для бывшего мужа и сына. Понимая важность регулярного общения с ребёнком, она часто проводит с сыном совместно свободное время. Мальчик эмоционально привязан к обоим родителям, но в отношении мамы стал более холоден, отстраняется от телесного контакта, когда она хочет его обнять. После некоторого замешательства и мать и отец отметили, что при Алексее они стараются сохранять видимость дружеских, добрых взаимоотношений, хотя фактически между ними глубокий конфликт, связанный с ситуацией ухода из семьи матери год назад…» Случай семьи Н. «15-ти летнюю Арину на консультацию привела мама. В течение нескольких лет девочка периодически прогуливает занятия в школе. Со слов мамы, Арина очень умная, разносторонне развитая, но почему-то не хочет учиться. Она неоднократно обсуждала с дочерью причины такого поведения, но выяснить ей ничего не удалось. Арина посещала консультации школьного психолога, направленные на повышение мотивации подростка к обучению, однако положительный результат не был достигнут. В настоящее время девочка не аттестована по нескольким предметам, и администрация школы вызывала маму на педсовет. В беседе с психологом девочка заявила, что не понимает, почему так поступает, отметила, что возможно это связано с тем, что она ленивая. При разборе семейной ситуации выяснилось, что с 5 лет девочку воспитывает отчим, к которому она очень привязана. Больше трёх лет отношения мамы и отчима носят конфликтный характер, связанные с материальными трудностями в семье. В конфликте девочка заняла сторону отчима и мама обвиняет Арину, что ей важнее «чужой человек», чем родная мать…». На вышеприведённых примерах показано, как формирующееся отношение ребёнка к одному из родителей, сопровождается деструктивными изменениями и в фактическом поведении ребёнка. Понимание реализации данной схемы во внутрисемейном взаимодействии помогает специалисту, работающему с семьёй наметить шаги по стабилизации ситуации, с которой обратилась семья. Универсальная цель семейной терапии – мобилизовать внутрисемейные ресурсы для решения возникших трудностей во взаимодействии. Понятие «позитивный психологический потенциал семьи» (ПППС) относится к числу основных принципов и ценностных ориентаций терапии семьи. Согласно Ф. Волш, ПППС означает внутрисемейное образование, обеспечивающее способность выхода семьи из кризиса еще более окрепшей, приобретшей еще больше сил и ресурсов. По мнению исследователей (О. Нейпир, К. Витакер), ПППС обладают все семьи без исключения, в том числе и те, которые относят к числу дисфункциональных. К ПППС Ф. Волш относит позитивную систему ценностей и верований данной семьи, ее организационные модели взаимодействия с миром (пластичность, связи членов семьи друг с другом, социальные и экономические ресурсы), коммуникационные процессы (ясность коммуникаций, открытое эмоциональное самовыражение, совместное решение проблем). Основные задачи, стоящие перед специалистами, для помощи семье можно определить следующими направлениями: - снижение эмоциональной напряженности, как у детей, так и у родителей при совместном общении - формирование позитивной стратегии взаимодействия родителя и ребенка - наработка навыков безконфликтного взаимодействия в паре «родитель-ребенок», новых форм и способов общения - раскрытие «образа другого» (родителю представляют ребёнка, ребёнку – родителя) в процессе совместной деятельности - повышение у родителя и ребенка степени удовлетворенности от взаимодействия. Реализация коррекционной работы с семьей базируется на принципах системного семейного (семья – целостная система) и салютогенного подходов (опора на факторы здоровья, а также на подходе, ориентированном на решение - поиск путей решения создавшейся ситуации. Такие салютогенные факторы, как наличие «значимого человека», доверительные отношения, принятие, эмпатия, четко определенные границы и подсистемы, наличие в семье четких правил, позитив и юмор, совместный досуг, семейные традиции, ритуалы, помогают в налаживании детско-родительских отношений и минимизации влияния конфликта на ребенка. Пути коррекции детско-родительских отношений лежат через исследование семейной истории и личностных особенностей родителя и ребенка, поиск ресурсов матери (отца) и ребенка с помощью методов психотерапии, индивидуального и семейного консультирования, коучинга, через активизацию семейного окружения. Учитывая важность налаживания детско-родительских отношений нельзя забывать о том, что неразрешённый супружеский конфликт будет постоянно провоцировать сбой во взаимодействии между родительской и детской подсистемами семьи. Поэтому значительная часть работы психолога должна быть направлена если не на разрешение конфликта как такового, то хотя бы на снижение степени его реактивности. Участие обоих родителей в процессе консультирования – залог более успешного урегулирования ситуации. К сожалению, на практике в работу более активно включаются матери, в то время как отцы или совсем не приходят на консультацию или делают это нерегулярно. В таких случаях важно мотивировать «невключённого» родителя участвовать по мере возможностей. Таким образом, как семья справится с ситуативным кризисом, оказывающим непосредственное влияние на детско-родительские отношения, нарушение эмоционального состояния ребёнка, его поведение, зависит от ресурса семьи, возможности и желания обратиться за психологической помощью в трудные моменты. Всем специалистам, работающим с семьёй важно помнить, что нельзя помочь ребёнку, не помогая родителям. Статья написана в соавторстве с Кузнецовой Е.А
Список использованной литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|