|
Ребенку 7 лет. Катастрофа? (часть 1. Возрастной кризис)Автор статьи: Зоя Титова
Во-первых, родитель может определить, а как у меня с этими темами обстоят дела? Быть может, есть моменты, с которыми я до сих пор не разобрался? Дело в том, что если родители не прожили свой кризис 7 лет или прожили не полностью (как и любой другой кризис), то они будут реагировать своей «детской» частью, будет всплывать много эмоций, интенсивность которых будет явно противоречить ситуации. А после вспышки ярости будет оставаться неприятный осадок, как будто «что-то здесь не так» и дело вовсе не в ребенке сейчас. Если же родитель прошел свой кризис успешно или проработал уже во взрослом возрасте, то он сможет с радостью, любовью и интересом наблюдать за происходящими в ребенке изменениями. Конечно, будет и злость, и раздражение, возмущение. Однако уровень их будет гораздо ниже. Знание о том, что происходит с ребенком «в норме» поможет отделить свои переживания от естественной реакции на поведение ребенка. Дети дают прекрасную возможность развиваться своим родителям. Когда я замечаю в детях свои непринятые стороны, когда появляются переживания, которые я не могу объяснить происходящим «здесь и сейчас» в первый момент я испытываю шок, "не может быть". А потом приходится с этим что-то делать - проживать, принимать. Во многом мне помогают мои знания. Во-вторых, эти знания нужны для того, чтобы выработать правильные стратегии поведения с ребенком. Это, своего рода, точки опоры, якоря, за которые можно зацепиться. Понимание того, что сейчас ребенок ведет себе так не потому, что он вредничает, капризничает и хочет рассердить родителя (как можно часто подумать в такие моменты), а потому что он сам в смятении (он уже не может пользоваться прежними моделями поведения, а новых еще не наработал), уже помогает справляться со своими эмоциями и придерживаться выбранной стратегии. Итак, к семи годам заканчивается время стабильного периода (это время, когда ребенок накапливает количественные изменения) и начинается кризис (качественный скачок в развитии). Революционный момент – по-старому уже невозможно, а по-новому – неизвестно как. В возрасте от трех до семи лет ребенок развивается через игру. Игра – это основная деятельность ребенка. Сначала сюжетная, потом ролевая и далее – игра по правилам. Итогом стабильного периода является комплекс готовности к школьному обучению, который включает в себя:
И затем происходит качественный скачек – ребенок как бы меняется весь в целом. Кризис 7 лет относится к кризисам саморегуляции, рождение социального «Я». На этот же возраст приходится и начало школьного обучения, что с одной стороны, усугубляет, а с другой – ускоряет нарастание изменений. Родители часто связывают негативные изменения в ребенке именно со школой. На самом же деле – это закономерное развитие ребенка. Начало обучения в школе может приводить к разрешению кризиса:
Как и любой другой кризис у каждого он проходит по-своему, с разной интенсивностью. И некоторые родители его даже и не замечают. В принципе, этот кризис не относится к острым. Однако у некоторых детей он проходит очень ярко. Ребенок из послушного и радующего родителей существа превращается в чертенка - отстаивает свои правила, манифестирует свои хочу. Суть кризиса: рождение социального «Я» ребенка, нормативная саморегуляция. Ребенок уже ощущает себя личностью, анализирует свое поведение, осознает свои чувства. Это время социальной адаптации, проверка своих способностей завоевать уважение других.
Симптоматика кризиса:
В результате кризиса:
Стратегии родителей (в кавычках я пишу внутреннюю позицию, установку):
Если по поводу каких-то установок у вас возникают внутренние противоречия, то стоит задуматься, а как у меня с этим? Действительно ли я люблю себя таким, какой я есть? Может, есть стороны, которые я не принимаю? А могу ли я ошибаться? Или воспринимаю это как катастрофу? Есть ли у меня границы и как я их осознаю? И т.д. и т.п. Если поведение ребенка вызывает в вас бурю эмоций также важно обратиться в первую очередь к себе, к своему детству:
В случае возникновения затруднений, проблем во взаимоотношениях с ребенком, в первую очередь родитель должен решить свои проблемы. Здесь как в самолете: «Сначала одень маску себе, а потом ребенку». Потому что, если себе не поможешь, то и ребенку вряд ли сможешь помочь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|