Ребенку 7 лет. Катастрофа? (часть 1. Возрастной кризис)

Автор статьи: Зоя Титова

Ребенку 7 лет Катастрофа  часть 1 Возрастной кризис
Для чего знать о том, какие изменения происходят с ребенком и как могут проявляться?

Во-первых, родитель может определить, а как у меня с этими темами обстоят дела? Быть может, есть моменты, с которыми я до сих пор не разобрался?

Дело в том, что если родители не прожили свой кризис 7 лет или прожили не полностью (как и любой другой кризис), то они будут реагировать своей «детской» частью, будет всплывать много эмоций, интенсивность которых будет явно противоречить ситуации. А после вспышки ярости будет оставаться неприятный осадок, как будто «что-то здесь не так» и дело вовсе не в ребенке сейчас.
Если же родитель прошел свой кризис успешно или проработал уже во взрослом возрасте, то он сможет с радостью, любовью и интересом наблюдать за происходящими в ребенке изменениями. Конечно, будет и злость, и раздражение, возмущение. Однако уровень их будет гораздо ниже.
Знание о том, что происходит с ребенком «в норме» поможет отделить свои переживания от естественной реакции на поведение ребенка. Дети дают прекрасную возможность развиваться своим родителям. Когда я замечаю в детях свои непринятые стороны, когда появляются переживания, которые я не могу объяснить происходящим «здесь и сейчас» в первый момент я испытываю шок, "не может быть". А потом приходится с этим что-то делать - проживать, принимать. Во многом мне помогают мои знания.

Во-вторых, эти знания нужны для того, чтобы выработать правильные стратегии поведения с ребенком. Это, своего рода, точки опоры, якоря, за которые можно зацепиться.

Понимание того, что сейчас ребенок ведет себе так не потому, что он вредничает, капризничает и хочет рассердить родителя (как можно часто подумать в такие моменты), а потому что он сам в смятении (он уже не может пользоваться прежними моделями поведения, а новых еще не наработал), уже помогает справляться со своими эмоциями и придерживаться выбранной стратегии.  

Итак, к семи годам заканчивается время стабильного периода (это время, когда ребенок накапливает количественные изменения) и начинается кризис (качественный скачок в развитии). Революционный момент – по-старому уже невозможно, а по-новому – неизвестно как.

В возрасте от трех до семи лет ребенок развивается через игру. Игра – это основная деятельность ребенка. Сначала сюжетная, потом ролевая и далее – игра по правилам.

Итогом стабильного периода является комплекс готовности к школьному обучению, который включает в себя:

  • Коммуникативная готовность;
  • Когнитивная готовность;
  • Эмоциональная готовность;
  • Технологическая оснащенность;
  • Личностная готовность.

И затем происходит качественный скачек – ребенок как бы меняется весь в целом.

Кризис 7 лет относится к кризисам саморегуляции, рождение социального «Я». На этот же возраст приходится и начало школьного обучения, что с одной стороны, усугубляет, а с другой – ускоряет нарастание изменений.

Родители часто связывают негативные изменения в ребенке именно со школой. На самом же деле – это закономерное развитие ребенка.

Начало обучения в школе может приводить к разрешению кризиса:

  • происходит переход к новому типу деятельности – от игры к учению;
  • появляются возможности для проявления самостоятельности;
  • ребенок занимает новую социальную роль – ученик.;
  • изменяется структура прав и обязанностей.

Как и любой другой кризис у каждого он проходит по-своему, с разной интенсивностью. И некоторые родители его даже и не замечают. В принципе, этот кризис не относится к острым. Однако у некоторых детей он проходит очень ярко.

Ребенок из послушного и радующего родителей существа превращается в чертенка - отстаивает свои правила, манифестирует свои хочу.

Суть кризиса: рождение социального «Я» ребенка, нормативная саморегуляция. Ребенок уже ощущает себя личностью, анализирует свое поведение, осознает свои чувства. Это время социальной адаптации, проверка своих способностей завоевать уважение других.

Э.Эриксон выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Симптоматика кризиса:

  • ребенок требует внимания к себе;
  • в поведении наблюдается противоречие: с одной стороны он еще ведет себя как ребенок, а с другой – как взрослый начинает предъявлять свои нормы;
  • родители перестают быть непререкаемыми авторитетами;
  • конфликтность;
  • стремление к расширению своих прав;
  • у ребенка меняются отношения с внешним миром, социальные отношения обостряются, нарушаются сложившиеся формы отношений, а новых еще нет;
  • изменяется мотивация ребенка, к уже имеющейся «Я хочу», добавляются «Я должен» и «Я могу».

В результате кризиса:

  • Ребенок научается жить по правилам, жить в социуме.
  • До семи лет внутреннее состояние соответствует внешнему проявлению: грустно – плачет, весело – радуется. Теперь ребенок может сдерживаться, не показывать, что у него внутри (обида, страх, грусть). Формируется навык «взять себя в руки», произвольно регулировать свое поведение и управлять эмоциями.
  • Ребенок способен удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для него самого и тех, с кем он общается.  
  • Эгоцентрическое поведение заменяется на опосредованное определенными правилами.
  • Потеря детской непосредственности. Теперь любые действия для ребенка приобретают значение (а зачем? А почему я?). Между желанием и действием возникает переживание того, какое значение это действие будет иметь для него.
  • Ребенок открывает сам факт переживаний, переживания приобретают смысл.
  • Меняется самооценка ребенка, он может уже реально оценивать свои возможности. Интеллектуальные возможности семилетнего ребенка позволяют ему систематизировать и обобщать свой опыт и наблюдения.

Стратегии родителей (в кавычках я пишу внутреннюю позицию, установку):

    Активно поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, принимать его «взрослость» – «Замечательно исследовать себя, кто же ты есть на самом деле. Хорошо, что ты бываешь разным, что у тебя есть свой собственный взгляд на происходящее».В случае неудач – обсуждать случившееся, выделять то, что сделал правильно и в чем ошибся – «Очень хорошо обнаруживать последствия и закономерности своего поведения». А для этого и нужен путь проб и ошибок, в котором любящий родитель сопровождает его. Итогом обсуждения всегда должно быть: ты хороший и у тебя все получится. Укреплять веру в себя – «Я люблю тебя таким, какой ты есть».Сотрудничать с ребенком (не идти на конфронтацию), привлекать его к принятию решений, спрашивать совета. Поддерживать тесный эмоциональный контакт.Обозначать границы, что можно, а что нельзя – «Я буду рядом с тобой, чтобы проверять твои границы и определять пределы».Вместе с расширением свобод ребенка (можно гулять одному, спать ложиться не в 22:00, а в 22:30 и т.д.) назначать и новые обязанности.
Если по поводу каких-то установок у вас возникают внутренние противоречия, то стоит задуматься, а как у меня с этим? Действительно ли я люблю себя таким, какой я есть? Может, есть стороны, которые я не принимаю? А могу ли я ошибаться? Или воспринимаю это как катастрофу? Есть ли у меня границы и как я их осознаю? И т.д. и т.п.

Если поведение ребенка вызывает в вас бурю эмоций также важно обратиться в первую очередь к себе, к своему детству:

  • Что именно цепляет меня в поведении ребенка?
  • Понимаю ли я сейчас его эмоции?
  • Соответствует ли моя реакция происходящему?
  • Как вели себя мои родители в таких ситуациях?
  • А можно ли было мне совершать такие поступки?
  • Могла ли я сказать «нет» или безотказно подчинялась?
  • Заботились ли обо мне так, как сейчас требует мой ребенок?
В случае возникновения затруднений, проблем во взаимоотношениях с ребенком, в первую очередь родитель должен решить свои проблемы. Здесь как в самолете: «Сначала одень маску себе, а потом ребенку». Потому что, если себе не поможешь, то и ребенку вряд ли сможешь помочь.


Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Какое поведение подкрепляется наибольшими по силе эмоциями, то и будет характером ребенка.
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как научить ребенка обозначать свои границы.
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь