Как научить ребенка обозначать свои границы.

      Я много рассказываю родителям о том, как важен их устойчивый родительский авторитет, как полезно ребенку в него упираться, как защищенно он тогда себя чувствует, каких успехов может при этом достигать и как прекрасно адаптироваться среди сверстников.
 
      А сегодня история под другим углом. Когда авторитета достаточно. А контакт с ребенком как-то не очень. И успехи - тоже не очень, все "из-под палки". И со сверстниками - он мало, что может себе позволить.
 
      Если так, то, возможно, чего-то важного в вашем взаимодействии недостает, какой-то канал связи не используется, засорился.
 
      И здесь мне хочется напомнить о таком понятии, как амбивалентность. Это когда человек может испытывать сложную гамму чувств к кому-либо, порой противоречивых, и выдерживать весь этот объем, не сваливаясь в один из полюсов, т.е. не делить на черное и белое, не воспринимать людей как "только хороших" или "только плохих", не идеализируя и не обесценивая. Люди обычно с оттенками.
 
      И между близкими людьми оттого и обнаруживается больше противоречий, что они близко. Совершенно нормально, что ваш ребенок и любит вас, и сердится на вас. А если он об этом вам говорит - это просто прекрасно! Вопрос лишь в корректной форме высказывания.
      А если детеныш еще совсем мал и кричит: "Ты - плохая мама! Не люблю тебя!" (в тот момент, когда вы не разрешаете ему конфетку, пока греется суп) - в переводе на взрослый это звучит так: "Тебя люблю, а когда конфетку не даешь, вообще, не люблю".
      (Малышам на заметку: прекрасная, кстати сказать, манипуляция для того, чтобы получить-таки конфетку от мамы.)
 
      Это отступление к тому, чтобы родители, (дальше читать строго без иронии) которые делают для своего ребенка все, что только могут, не провалились в обесценивание себя или тревогу от потери контроля, столкнувшись с негативной обратной связью любимого чада. А также не обесценили его мнение, а просто услышали.
      "Я злюсь, когда ты постоянно напоминаешь мне про уроки". "Мне неприятно, когда ты спрашиваешь: "Что другие получили за контрольную?"; "Я злюсь, что ты не разрешаешь мне гулять в дождь". "Мне совсем неохота сейчас пылесосить". "Мне неприятно, когда ты кричишь на меня".
 
      Я отдельно напишу о том, что родителям можно с этим делать, как реагировать, чтобы поезд "воспитание" не укатился под откос. Но сейчас хочу подчеркнуть важность того, чтобы у ребенка была эта возможность сказать прямо "мне не нравится".
 
     И в этой заметке я хочу рассказать, КАК родители могут помочь ребенку пробовать говорить "нет". А помощь здесь будет не лишней. Потому, что не соглашаться, отличаться - значит, немножко рисковать. Рисковать расстроить, разочаровать, рассердить, а может, и потерять отношения.
 
     Прежде всего, подумайте, точно ли вы хотите этого: чтобы ваш милый ребенок прямо и открыто мог высказывать вам свое несогласие, недовольство, дискутировать или того хуже - критиковать вас. Это ведь совсем не то, о чем вы мечтали. На первый взгляд - это неудобно, придется с этим недовольством как-то обходиться, тратить силы и время. Но это лишь с одной стороны.
 
     А теперь о пользе. Да, открытое выражение несогласия, казалось бы, усложняет взаимодействие, но, с другой стороны, облегчает его:
 
а) Вы в моменте получаете обратную связь, понимаете состояние ребенка и можете вместе обсудить ситуацию, искать вариант, устраивающий всех.
 
Дополнительным бонусом:
     Не уходит в тень, в фон отношений недовольство, раздражение, обида ребенка. Они не копятся, превращаясь в протестное поведение и негативизм, через которые потом к ребенку не продраться, ни о чем не попросить. Родителю только и останется, что увеличивать степень давления, либо подкупа.
 
б) Ваш ребенок получает в распоряжение способ, которым он сможет регулировать поведение других людей относительно себя. (Заметьте, конструктивный способ, ибо речь всегда идет о "Я-посланиях".)

     Способность защититься от неприятного/обидного обращения и влиять на взаимодействие с другими - первое и необходимое условие для того, чтобы ребенок начал активно и с удовольствием общаться. Начинается все с безопасности. Ибо ни один человек не выйдет в социум и не захочет общения, пока не будет понимать, что способен защищаться.  
 
в) Если у ребенка в семье есть возможность высказывать свои разные чувства (а не только "хорошие" и "правильные"), это позволяет ему сохранять чуткость к ним. Зачем?
     Наши чувства - маркеры наших потребностей, ориентиры в выборе дальнейшего поведения. Каждое чувство нам о чем-то говорит. Радость ликует: "Классно, это то, что я хотел! Еще хочу так когда-нибудь, желательно, поскорее". Грусть - о том, чего сейчас очень хочется, но этого нет рядом. Злость сигналит: "Внимание! Что-то не то происходит!"
 
     Дети отлично слышат себя, их чувствительность не так подавлена, как это бывает у многих взрослых. Но если ребенок в ответ на свои "хочу" или "не хочу" получает игнорирование (не обязательно молчаливое, часто звучит много слов о том, как он должен хотеть помогать по дому и не имеет права не хотеть делать уроки), ребенок учится не замечать, подавлять свои чувства. Так эта важная способность "слышать себя" утрачивается. Кого он дальше будет слушать - компанию, начальника, жену, телевизор?

     И в том же общении одной безопасностью сыт не будешь. Да, это необходимое условие, но совсем не достаточное для радостей контакта. Мы же для чего-то приходим к Другому, с какой-то потребностью, что-то хотим от него или с ним. А потребность нужно услышать и обозначить, а для этого быть внимательным к себе.
 
     Что, собственно, делать:
 
1. про "не хочу"
     "Включить зеленый свет" - можно сказать ребенку, чтобы он не боялся: "Ты можешь сказать, что сердишься на меня. Скажи, если тебе что-то будет не нравиться, не захочется или ты захотел, но передумал.
Я не обижусь, не перестану с тобой разговаривать, мы не поссоримся. Необязательно, что я сразу сделаю по-твоему, смотря в чем вопрос. Но я буду знать, что с тобой происходит. И мы подумаем, что делать".
 
     Я часто напоминаю маленьким клиентам о том, что мамы и папы обычно не экстрасенсы и не умеют читать мысли (если только иногда, и, бывает, с ошибками). Поэтому лучше действовать проверенным методом - сказать.
 
     Я где-то видела мем, который скоренько предложила внести в правила детской группе, с которой тогда работала:
"Пока ты не сказал, что тебе не нравится, тебе нравится".
     Конечно же, это правило не отменяет всей той эмпатии, которую мы проявляем друг к другу. Зато возвращает ответственность человеку за свое благополучие. Очень удобно.
 
2. про "хочу"
     Я сейчас очень упрощаю, но мне кажется, что для комфортного контакта человеку, в том числе маленькому, важно уметь две вещи: говорить "я не хочу, мне не нравится" и говорить "я хочу".
 
     Можно сказать ребенку: "Говори, пожалуйста, если ты чего-то хочешь. Спрашивай, проси.
Опять же, это не значит, что я брошу все и побегу исполнять твое желание, но хотя бы буду в курсе. А иногда и побегу".
 
     Задавайте иногда ребенку вопрос: "А чего тебе сейчас хочется?"
И себе обязательно задавайте (иначе ему не сможете). И, особенно если ответ из области сложно выполнимого, посмотрите, что за потребность стоит за этим желанием, чего на самом деле хочется? Можно спросить: "Интересно, а из-за чего ты это хотел бы? Что это для тебя означает?"
 
     Чуть не забыла! САМОЕ главное условие для того, чтобы научить ребенка отказывать или просить - это умение самого родителя отказывать и просить. Только тогда вы способны принять его отказ или просьбу без обиды - и это единственное, что требуется.



Просмотров: 501
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь