|
Третий кризис эпигенеза. 7 опасностей.Автор статьи: Наталия Владимировна Благова
В прошлой статье были описаны «Задачи и Сложности», возникающие на третьем этапе возрастной периодизации. Цель текущей публикации - осветить «Кризис», неизбежный для данного возрастного периода, в том числе - кризисные проявления, подстерегающие опасности, а также как Кризис 1-3 может отразиться на жизни взрослого. Еще раз напомню о детской возрастной периодизации: Этап-1 – младенчество + кризис 1-го года. Кризис 1.1 Этап-2 – от 1 до 4х лет + кризис 3-х лет. Кризис 1.2 Этап-3 – от 4 до 7 лет + кризис 1.3
Если не вдаваться в подробности, то среди основных направлений развития ребенка (3-го периода эпигенеза, возраст 4-7 лет), можно выделить три вектора:
ВЕКТОР-1.Эдипов конфликт и его переработка. Различают: – Эдип позитивный (+). При «позитивном Эдипе» девочка смотрит на маму, она хочет быть как мама, а также чтобы папа любил ее, точно так же, как маму. А мальчик при «позитивном Эдипе» смотрит на папу, хочет быть как он, и обязательно, чтобы мама любила его, так как папу. При нарушениях в прохождении Эдипа, возникает дефицит женственности / мужественности, и последующие «любовные проблемы». – Эдип негативный (-). Заключается в отказе девочки быть такой как мама (например, когда мать холодная, отвергающая и др). А мальчик отказывается быть как папа (который неблагополучный и др). В результате наблюдается смещение идентичности.
ВЕКТОР-2. Ролевая игра Когда ребенок НЕ играет (не конструирует, не рисует, не лепит, нет игр, нет сюжетов) – это является проблемой. Возможно два исхода: – Взросление преждевременное, когда ребенок оказывает слишком много помощи родителям, по домашнему хозяйству, с младшим сиблингом, а также чрезмерно увлекается или вынужден заниматься языковыми, математическими и другими курсами (при этом отказываясь от детскости, непосредственности, легкости, радости = от себя); – Регресс на предыдущие стадии развития и отказ от взросления, в т.ч. отсутствие готовности к школе.
ВЕКТОР-3. Сексуальность В возрасте 4-7 лет сексуальность инфантильна. Иногда для снятия напряжения ребенок прибегает к мастурбации (но она без содержания). Ребенка могут напугать родительские запреты в сексуальной сфере (грязно, стыдно), а также - их собственная неловкость в разговоре на сексуальную тему. В итоге может возникнуть проблема в снятии либидинозного напряжения / заряда, и последующее телесное напряжение, сексуальные сложности, психосоматическая симптоматика и невротизация. Во взаимоотношениях дочерне-материнских, маме очень важно принимать ТЕЛО (как свое, так и девочки). Иначе, когда у матери непринятие собственного тела (она считает его страшным, болеющим, чем-то постыдным и др), тогда и девочка станет отвергать телесность и женственность. Мать передаёт девочке ощущение плохости и страх удовольствий. Возможные компенсации в будущем: – Сексуальность проявляется как чрезмерная, подчеркнутая, напускная – Сексуальность демонстрируется как «недоступная», холодная, замороженная и др. – и много других промежуточных форм,
ВЫВОД. Кризис 1.3, неизбежный для данного возрастного периода, влечет за собой специфические опасности, оказывающие влияние и на взрослую жизнь:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|