Кризис 15-16 лет. Отказ от воплощения

Автор статьи: Андрей Горев

 

Кризис 15 16 лет Отказ от воплощения

Муж одной из моих коллег, с которой я работал в психиатрической клинике, был этнографом, через нее мы заразились интересом к этой науке. Постепенно мы стали сопоставлять знания о человеке и социальных аспектах его жизни, накопленные в этнографии, с теми реалиями, которые мы изучали, будучи психологами.

Оказалось, что архаические представления о мире, а также древние ритуалы и способы организации жизни все еще проявляются в жизни современного человека. И то, что Юнг описывал как «архетипы», является лишь частным случаем проявления тех первых «импритингов» от столкновения с миром, которые сохранились в памяти человечества с тех древних времён. 

Одним из таких древних обрядов или ритуалов, которые привлекли наше внимание по причине того, что воспоминания о них в той или иной форме проявляются в психике современных людей, оказался обряд инициации.

Рудименты этого обряда мы до сих пор можем наблюдать в различных сообществах. Например, обряд инициации, или посвящения в какой-то определённый социальный статус, до сих пор встречается в российской армии. Он связан с таким явлением, как дедовщина, и проявляется в виде обряда перевода молодых солдат (духов) в старослужащих. Обряды инициации встречаются в некоторых университетах. В них происходит посвящение вновь поступивших абитуриентов в студенты. 

В древности обряд инициации выполнял функцию перевода юношей в статус взрослых членов племени. Для того, чтобы стать взрослым человеком, юноша должен был умереть в статусе ребёнка, а затем возродиться в уже совсем в другом статусе - взрослого человека: воина, охотника, мужчины.

Для того, чтобы факт «символического умирания» в качестве ребёнка не оставался чистой формальностью, неофитов проводили через жестокие испытания. На них оказывали и психологическое, и физическое воздействие, так что им действительно казалось, что смерть очень близко, и у них возникала иллюзия умирания. 

После символической смерти наступал черёд нового рождения, который также сопровождался особыми испытаниями, а порой даже пытками. И в итоге «новорожденный», прошедший через все муки умирания и рождения, становился полноценным членом племени. 

Обряд инициации обычно приходился на период 15-16 лет. К нашему удивлению, мы обнаружили, что у значительной части юношей, попадающих в клинику на обследование, присутствует мало объяснимый страх смерти и острое нежелание становиться взрослым, расставаться с детством.

После этого мы стали обследовать и тестировать и других юношей этого же возраста. Оказалось, что страх смерти в той или иной форме проявляется и в их тестах (мы использовали рисуночные тесты, Д-Д-Ч, пиктограмму и тест Роршаха). 

Мы назвали этот синдром «отказом от воплощения». 
Если отбросить в сторону разные нюансы и тонкости, то можно сказать, что в период возрастного кризиса 15-16 лет в психику молодых людей начинают проникать «архаические страхи». В рамках концепции Юнга о коллективном бессознательном можно было бы назвать эти страхи «архетипами».

Получается, что тот вполне оправданный страх перед обрядом инициации, который испытывали юноши в древние времена, каким-то образом проникает из исторической памяти в души современных мальчишек и доводит некоторых из их до состояния острого невроза. 

У наиболее интровертированных и склонных к созерцанию юношей, у которых этот «невроз» проявлялся в достаточно сильной форме, в тестах и описаниях появлялись образы и переживания, очень сильно похожие на то, что могли испытывать наши предки, когда их пропускали через обряд инициации. В панике перед надвигающейся угрозой они судорожно вцеплялись в свое детство, у них отмечался всплеск инфантилизма и ненависть ко всему «взрослому». И, как уже говорилось, их преследовал необъяснимый страх смерти.

Психика на бессознательном уровне боролась с проникающим в сознание архетипом. И призыв учителей и родителей: «уже пора прощаться с детством и становиться наконец-то взрослым», вгонял этих «неофитов» в состояние, близкое к неврозу. 

Как уже говорилось, мы назвали этот синдром «отказом от воплощения». 
Предполагалось, что подростки просто боятся смены своего социального статуса, так как это событие ассоциируется со смертью, они как бы отказываются воплощаться в образе взрослых людей.   

 

PS. Для иллюстрации использован рисунок моей сестры Горевой Елены



Просмотров: 358
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто подойдет первым? или Про страх инициации отношений.
  • Инициации, как необходимые этапы в жизни семьи и детей.
  • История одной инициации..
  • Деструктивные инициации подросткового возраста.
  • Прощай детство. О феномене мужской инициации
  • О женской инициации: 4 роли, в которых должна побывать каждая женщина
  • Кризис женской идентичности. Негативные программы и отсутствие инициации.
  • Что такое Инициации?
  • Социальные и психологические инициации
  • Социальные и психологические инициации
  • Славянские инициации женского начала
  • Вариант инициации, взросление подростка .
  • Инициации мужской и женской зрелости.
  • Тёмная сторона женской инициации
  • Женские инициации. Мудрость женских ролей.
  • Развод с мамой: цена женской инициации
  • Оранжевая революция как форма инициации общества
  • Обряд предсказания погоды
  • Славянские инициации женского начала.Переходный возраст
  • К вопросу об инициации в современном проевропейском российском обществе
  • Умные, но несчастные. Или зачем сегодня нужны инициации.
  • О семейной инициации, и не только…Родителям будущих первоклассников.
  • От белой полосы к черной... Страх смерти или страх жизни
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Образ мужчины в представлениях современных девушек и юношей
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Страх смерти: своей и близких людей (ответ на вопрос клиенту)
  • Свобода религий. Устраняем страх смерти. А также немного о развитии наших сверхспособностей
  • Страх смерти у детей и взрослых
  • Страх смерти или страх жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь