Инициа́ция (лат. initiatio — переход, совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход человека на новую ступень развития. Среди ритуалов перехода, особое место занимают ритуалы инициации, или посвящения. Существует три категории посвящения - три типа перехода. Первая - включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту (совершаются в возрасте 6-ти или 12–ти лет), а также ритуалы, проходящие индивидуально или в узких группах. Вторая категория обрядов включает все виды обрядов вступления в тайное общество или братство. Третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет призвание шамана или вождя. Отличительной особенностью третьей категории посвящения является более сильное религиозное переживание, по сравнению с тем, которое выпадает на долю других членов сообщества. Я более подробно остановлюсь на первой категории. У разных народов, племен в древности(а у некоторых и в наши дни) существовали обряды перехода из мира детства во взрослую жизнь. Об ритуалах, обрядах, которые до сих пор совершают некоторые племена Австралии пишет в своей исследовательской работе Мирча Элиаде "Тайные общества. Обряды инициаций и посвящения" Всякая инициация делится на три фазы: 1) выделение инициируемого из коллектива (выхода из "семейного гнезда" (сепарация)) 2) пограничный период (ритуальная «смерть», сам момент перехода, посвящения, перерождение) 3) возвращение в коллектив в новом статусе .
Посвящение мальчиков в мужчин у славян.
У нас, у славян сохранился свадебный ритуал-инициация, он во многом видоизменился, и смысл большинства символов не всегда нам ясен. Помимо свадебного, который больше относится к женским инициациям, был так же и обряд посвящения мальчиков во взрослую жизнь. Образное описание и возрастные этапы этих инициаций можно найти в народном творчестве, в русских народных сказках. Например, из так называемых инициационных сказок можно узнать об оставлении мальчиками дома в семь лет (сказки о «семилетке», «Семь Симеонов», ). Герой одной из самых архаичных былин Волх Всеславьевич ушел из дому «десяти годов», собирал дружину (юношеский союз древней эпохи) «двенадцати годов» и обучал ее военным и охотничьим «премудростям» до «пятнадцати годов». Ивась Коновченко — семилетний казак-богатырь, герой украинской думы. Материалы сказок свидетельствуют, что отправляли подростков в лагерь инициации отцы, реже — братья, дядья. Лагерь инициации обычно находился в лесу. Лес же, согласно верованиям славян, традиционно приравнивался к потустороннему миру и противопоставлялся как территория «чужая» и «неосвоенная» «своему», «освоенному» дому. Выход за свою территорию приравнивался к смерти, а нахождение в священном лесу воспринималось как пребывание на "том" свете. Этим можно объяснить, почему большую роль в инициации играли существа потустороннего мира. В сказках это нашло отражение в образе бабы Яги ( реже ведьмы, колдуньи). Баба Яга(Ведьма) живет на границе двух миров реального и потустороннего, Яви и Нави. Исследователи так же проходят к выводу, что образ бабы Яги восходит к образу языческой богини Мокоши. Среди ее функций были определение судьбы человека и владычество над миром мертвых. В реальной жизни молодых людей по прибытии в лагерь инициации встречали, по-видимому, жрицы этой богини. В большинстве "инициационных" сказок Яга выступает одним из главных действующих лиц, проводящих инициацию. В легендах об оборотнях превращение людей в волков очень часто, если не в большинстве случаев, осуществляют тоже женские персонажи - ведьма, колдунья и т. п.. Но, как считают этнографы, женщины-жрицы проводили только начальный этап инициации, в частности встречали инициируемых в лесу. В дальнейшем их роль переходит к жрецам-мужчинам. "Ягья — жертвоприношение в ведической религии и индуизме.Ягья — одно из имён Бога (Богини?-моё прим.)в индуизме, которое означает «тот, кто наслаждается всем, что приносится в жертву» - из Википедии. У меня возникает предположение, что прежде чем, войти в лагерь происходило жертвоприношение - в жертву приносилось все что мальчику, которому предстоит стать мужчиной во взрослой жизни будет бременем. Это - излишняя привязанность к матери(перерезалась энергетическая пуповина), это беззаботность и беспечность, это в какой-то степени отречение от стремления к материи. Определенная символическая роль в ходе инициации отводилась реке, как границе между «этим» и «тем» светом. В сказках река представляет собой рубеж, через который герою необходимо переправиться, чтобы попасть в иное царство. Последнее выступает эквивалентом потустороннего мира, в котором проходят инициационные испытания. В лесном лагере инициируемые переживали ритуальную «смерть». Для этой фазы были характерны физические испытания посвящаемых - нанесение им болезненных ударов, ран, голодание, всяческое их унижение. Их били, брили деревянной бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и кукарекать, "плавать" в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т. п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить. В Древней Руси проходящих инициацию младших княжеских дружинников называли кощеи, что означало "пленники", "рабы" и указывало на их приниженное состояние. Приходит мысль, что таким образом наши предки усмиряли излишнюю гордыню, эго. Высвобождая самость из пут ума. Самость - по К.Г.Юнгу - архетип порядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека и принципом их объединения. Символами самости выступают окружность, другие фигуры и образы (напр. буддийская мандала), а также Христос. Зачастую инициируемые должны были показать свою силу и ловкость. Пребывание в лесном лагере обязательно включало также обучение инициируемых традициям, обрядам, мифам племени, различным магическим приемам влияния на окружающий мир. В это же время проводили обрядовую стрижку волос у посвящаемых, на что указывает материал "инициационных" сказок. Одним из важнейших моментов древнеславянской юношеской инициации было ритуальное перерождение посвящаемых в волков ("Волх Всеславьевич", Волх=Волк. "Волхвы́ (древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели») — мудрецы, или маги (санскр. — mah, клинописное — magush, латинское — magis, русское — жрец), пользовавшиеся большим влиянием в древности. Мудрость и сила их заключалась в приписываемых им знаниях различных тайн, недоступных обыкновенным людям".). Вместе с тем, у некоторых славянских племен или общин, очевидно, параллельно бытовало и ритуальное перерождение в медведей, хотя оно и было менее распространено. А образ волка, в которого «превращался» инициируемый, иногда смешивался с «псом». Пройдя обряды превращения в волков, псов или медведей, юноши становились членами «звериных» союзов. Пребывание юношей в составе таких союзов - один из этапов инициации, знаменовавших завершение пребывания молодых людей в статусе «зверей» за пределами социального мира и возвращение их в мир людей. ___________________________ Продолжение следует. Буду рада вопросам, уточнениям и критике
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.