|
Прощай детство. О феномене мужской инициацииАвтор статьи: Тугарина Ирина Васильевна
В начале этого лета мне довелось побывать на уникальном показе фильма Андрея Звягинцева «Возращение». Это нельзя было назвать премьерой, фильм 2003 года, но в зале оказалось 80 % людей, которые смотрели этот фильм в первый раз, и 99%, кто впервые смотрел его на большом экране. Фильм «Возвращение» я смотрела всего один раз, так давно, как он вышел. Помню, что он меня глубоко потряс, но время стерло многие детали, которые создавали общее впечатление, и главное, я подзабыла очень важный смысл финала фильма. Так что, можно сказать, в этот раз я смотрела этот фильм другими глазами, с примесью своего психологического опыта.
В жизни двух братьев неожиданно возникает отец, которого они помнят только по фотографии десятилетней давности. Появление странного, чужого для них человека переворачивает их жизнь, когда отец вырывает ребят из привычного существования в тихом родном городе и привозит на заброшенный остров… На первый взгляд, краткое описание и название говорят о «Возвращении» отца в жизнь двоих мальчиков, как раз в тот момент, когда это крайне необходимо. Подростковый возраст, переломный и важный момент в развитии человека. В психологической практике бывает так отчётливо видно влияние отца или матери на рождение и становление личности ребёнка, или отсутствие оных. В фильме отец, как будто, понимает, что много уже упущено, и у него мало времени, поэтому применяемые им методы взросления могут показаться жестокими, но в итоге, именно это спасает мальчикам жизнь, и делает их настоящими мужчинами. С древних времен существуют определённые обряды мужской инициации. Смысл их сводится всегда к тому, что мужчиной не рождаются, а становятся, и это звание даже нужно заслужить. В различных мифах и преданиях такие действия часто происходили на грани жизни и смерти. Победив смерть, человек обретает Мужественность. В контексте мужской инициации можно говорить о смерти психологического ребенка. В современной жизни почти не осталось ничего от действительно эффективных ритуалов взросления, поэтому наблюдается так много взрослых детей, «вечных мальчиков» и «вечных девочек». В разных культурах переходные ритуалы имеют свою интенсивность, длительность и состоятельность, что говорит об определённой сложности расставания с детством. На весь процесс становления личности в фильме «Возвращение» отведено всего семь дней. Когда то этого времени хватило, чтобы сотворить мир. Тогда для «перерождения» человека этого тоже может быть достаточно. Двое братьев росли в очень женском обществе, усиленном и подкрепленным не только матерью, но и бабушкой. Что подразумевало огромную заботу, снисхождение к слабостям, ощущение абсолютной защищенности фигурой матери. В первые годы жизни мать заменяет собой весь мир для ребёнка. Но когда то должна произойти постепенная сепарация, необходимая для дальнейшего выживания любого индивида. Тогда, например, роль отца для мальчика становится значительной.
«Цель этой травмы состоит в сепарации мальчика от матери. Нужно пожертвовать материнской безопасностью и зависимостью для того, чтобы стать мужчиной. Момент попадания в суровые условия, где нужно бороться за выживание, при этом необходим.» (с) Первая стадия инициации - физическое отделение от родителей, как правило, сопровождавшееся внезапностью и насилием. Так и в фильме «Возвращение». В жизни братьев, неожиданно возникает отец, которого дети не видели с раннего детства, но память о нем тайно берегли в старой фотографии. С этого момента всем ( и маленьким героям и зрителям) становится очевидно, что дальше их жизнь обязательно пойдет по другому. «Физическое отделение» происходит в виде предложения отца пойти втроем в поход на несколько дней. Это означает, что на место привычного комфорта, уюта, и безопасности, с которым связывается отчий дом, придет непредсказуемость путешествия, о деталях которого ничего не говорится, что добавляет таинственности и страха от того, что их ждет. Вторая стадия – символическая смерть и похороны «Прохождение через некий эпизод, дающий переживание того, что мальчик больше не сможет вернуться домой, его уход является окончательным и бесповоротным. Это была потеря прежнего состояния и самоощущения, расставание с миром детства.» Это могло быть и прохождение через темный туннель и пребывание в одиночку в каком-нибудь месте, наводящем ужас. Отец дает братьям «взрослые задания», не объясняя как правильно это сделать. Младший брат оказывается менее пластичным и поначалу отказывается слушаться. Его оставляют на неопределенное время одного, для возможности раздумий над собой. Вместе с отцом братья проходят настоящие взрослые испытания, тяжело преодолевая трудности, и собственные страхи. Третья стадия - возрождение «Знак того, что, несмотря на потерю детского рая, жизнь продолжается. Часто на этой стадии происходило изменение имени или его обретение. Это символизировало появление на свет нового человека.» В фильме отец называет братьев полными именами- Иван и Андрей, как бы давая им больше пространства и фору для личностного роста, говоря с ними, как с равными себе. Четвертая стадия - обучение «На этом этапе происходило приобретение знаний, которые необходимы юноше, чтобы он мог вести себя как взрослый мужчина. Ему сообщали о тех правах и обязанностях, которые он получает в этом новом качестве – взрослого мужчины и члена сообщества.» Важно не просто расстаться с детством, увидеть себя взрослым, но и научиться быть им, попробовать это новое качество на себе. Пятая стадия - стадия сурового испытания «Мальчик подвергался мучительным – на современный взгляд даже неоправданно жестоким – страданиям.» Испытание в обязательном порядке включало в себя изоляцию ( в фильме это поход), пребывание отдельно от остального сообщества ( безлюдный остров), как невозможность вернуться под защиту взрослых. Это одиночное выживание, в котором приходилось полагаться только на свою сообразительность, свое мужество, могло продолжаться несколько месяцев. В фильме мальчики не одиноки, в основном находятся под присмотром отца. Но в силу их любознательности или подросткового бунтарства, им приходилось сталкиваться с серьезными трудностями, не под силу их возрасту и уровню сознательности. Особенно это видно в самом конце фильма. Смысл всех этих испытаний заключается в необходимости мобилизовать собственные ресурсы, вырабатывать способность опираться на себя, как на взрослого. Зачастую новые испытания и страдания позволяют порвать со старыми привычками, страхами и зависимостями.
Только теперь становится понятным смысл названия фильма. «Возвращение»- это не столько про возвращение отца. Это больше про изменения, которые происходят с детьми в силу сложившихся обстоятельств и закономерностей прохождения ритуала мужской инициации. Мальчики определенно возвращаются другими людьми. Этой стадии посвящен гениальный, на мой взгляд, финал фильма, пронизывающий до глубины души и потрясающий сознание важностью всего произошедшего в сюжете. «Живя в обществе, в котором не осталось ритуалов, придающих жизни смысл, мы встаем перед жестокой реальностью — жизнью на поверхности. Сама идея перехода содержит в себе глубинный смысл, ибо любой переход подразумевает некое завершение, конец чего-то и вместе с тем некое начало, рождение нового. Статична только смерть; основной закон жизни — изменение, и нам предстоит пройти через множество смертей и возрождений, если мы хотим прожить жизнь, наполненную смыслом… В нашей культуре лишь очень немногим людям удается осуществить психологическое отделение от родительской семьи и стать взрослыми.. все, что нам не дала наша культура, приходится восполнять самостоятельно. Мы не можем уйти от решения данной проблемы, ссылаясь на свое невежество, ибо в таком случае процесс превращения мальчика в мужчину останется незавершенным». Д. Холлис Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|