|
К вопросу об инициации в современном проевропейском российском обществеАвтор статьи: Гавриленко Виталий Анатольевич
В цивилизованных обществах, которые назовем как проевропейские, механизм инициации, это ядро культуры, постепенно размывается, редуцируется до сословных, конфессиональных, профессиональных форм, и в современном обществе сохраняется лишь в остаточных формах. Европейская цивилизация в результате мощного развития христианства и католичества является колыбелью антисакральных тенденций. Большинство инициаций является частью более древних, приближенных к народным традициям и быту цивилизаций. Так, по мнению А.М. Фирсовой именно в католической схоластике и в Ватикане «следует искать главные корни контринициации на Западе». В силу выраженной тенденции подражать западу в России современное общество — это общество, разрушившее прежние ритуалы, и не создавшее ничего взамен. Следует отметить, что конечно существуют определённые возрастные этапы отмеченные новым социальным статусом: «ты идешь в школу, ты должен вести себя как большой», «тебе уже 14-16-18, ты должен думать о будущем», «тебе уже 25-30-40, тебе пора иметь квартиру, карьеру, семью, детей»…[4].
Индивид в частности и общество в целом, подвергнутые контринициатическим церемониям или же не прошедшие посвящение вообще, оказываются в условиях разрыва с традицией, и как следствие, нарушения своей культурной идентичности. В нашем эссе мы будем в основном обращаться к этапу перехода из юношества во взрослость. Проведя анализ исследований по проблеме инициации, мы можем утверждать, что инициации изначально имели своей целью не только присвоение посвящаемому нового социального статуса, а, следовательно, и интеграцию его с группой, но и психологическую перестройку, необходимую для получения этого статуса - новую социальную самоидентификацию личности. В силу ассимиляции разных культур и этносов, а так же мощный курс на Европу и запад, в России произошла утрата прежних форм инициатических институтов, способных вовлечь человека в глубинные переживания, вызывающие трансформацию. Тем не менее, можно выделить ряд таких институтов: служба в армии, получение высшего образования, начало трудовой деятельности. Есть ещё один институт, как это ни печально, но достаточно распространенный в России это – тюрьма [4]. В дореволюционной России одной из главных форм мужской и женской инциации было обучение в гимназиях и лицеях в отрыве от семьи в возрасте около 14 лет, именно в период начала превращения девочек и мальчиков в девушек и юношей. На сегодняшний день обучение в институте начинается в возрасте 18-20 лет, когда социум уже воспринимает молодых людей как полноценных взрослых, но пока еще студентов. Т.е. предпологается, что они уже прошли инициацию во взрослость, и они уже могут вести полноценную жизнь взрослого. Ведущим комппонентом здесь является разрешение на сексуальную жизнь. Но в реальности до института такой инициации и разрешения, ни кто не давал. Это напоминает первый осмотр девушек у гинеколога, где задается вопрос: «Ты живешь половой жизнью?». Для девушки этот вопрос может восприниматься как суррогат инициации: «Социум уже разрешает мне жить половой жизнью». В этой ситуации кроется на наш взгляд самое главное противоречие, которое создает напряжение и является следствием многих ранних браков и «сложных» судеб. Общество смотрит на школьниц как на уже готовых к взрослой жизни, а семья, конечно, нет. В институте у социума (мы сюда не включаем родителей) нет сомнений, что они уже взрослые, родители же только размышляют: «Это может произойти». По окончании института социум уже вообще не «думает» по этому поводу, а родители задаются вопросом, что теперь у ребенка есть высшее образование и пора иметь внуков, что их ребенок уже взрослый. Возраст и статус говорит о наступившей взрослости, но внутреннего превращения во взрослого нет. Так как не было официального родительского разрешения на половой акт. Так же обстоит дело и с другими «атрибутами взрослости»: алкоголем и курением. В психотерапевтической практике довольно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда курение является мощным бессознательным символом взрослости и свободы. Ответ, на вопрос: «Когда можно делать юношам и девушкам то, что делают взрослые?» в семье, почти всегда остаётся без ответа. Возникает с одной стороны вакуум, так называемая зияющая «социальная пустота», а с другой, пожалуй, самый сильный из мотивов, мотив быть взрослым. Всякая инициация, как известно, структурно делится на три фазы: 1) выделение индивида из коллектива; 2) пограничный период; 3) реинкорпорация в коллектив. По мнению многих исследователей и мы с этим полностью согласны, эти этапы проходит студент и юноша, призванный в армию. Получение высшего образования может являться институтом инициации, но если соблюдены ряд условий: обучение в другом городе или стране, большинство тягот быта и обучения «адепт» проживает и решает сам, а не родители. Служба в армии на сегодняшний день если и является формой инициации, то уж очень «безрадостная» и какими-то крайностями. На наш взгляд именно семья, родители могут и должны взять на себя роль инициирующей организации. Как и когда совершать «обряд» инициации принимает решение сам родитель, исходя из простого наблюдения за своим ребёнком, руководствуясь готовностью самого «адепта». Готовность складывается из совокупности двух факторов: зрелость физическая и уровень психологической зрелости. Эти два составляющих очень индивидуальны. Родитель может совершить обряд инициации простой беседой, в которой выразит свою готовность принятия того, что его сын или дочь могут совершать половой акт. В реальности большинство родителей не просто не готовы, а стремятся эту функцию разрешения переложить на социум или вообще умолчать по принципу «само рассосётся». На наш взгляд многие проблемы подросткового возраста стираются, если родители способны к такому диалогу с ребенком. Дискурс по проблеме инициации непременно приводит к понятию инфантильности, а незрелость личностная порождает незрелость общества. Став родителем инфантильная личность имеет все шансы вырастить неинициированных юношей и девушек с инфантильной структурой личности. Процесс инициации имеет существенные половые и соответственно гендерные различия. Так в современном обществе критерии взрослости принято чаще мерить внешней меркой, нежели внутренним содержанием. Исполнилось 18 - значит, взрослая; работает, замужем, родила - значит, ну совсем уже взрослая. Однако де факто все чаще обнаруживается, что наличие этой социальной атрибутики реально никак не влияет на то, чувствует себя обладательница атрибутики взрослой женщиной и зрелой личностью - или под всем этим социальным слоем продолжает оставаться в состоянии маленькой девочки, плохо способной справляться с жизненными задачами взрослого периода. Что снова как бы намекает нам на то, что для того, чтобы переход из возраста в возраст, из статуса в статус реально состоялся, формальных признаков "взрослости" категорически недостаточно. Необходима еще и психологическая инициация, внутренний переход из одного состояния и самоощущения в другое. В современном проевропейском обществе, к которому мы относим Россию, истинно женские качества, такие, как нежность, мудрость, хрупкость, умение дарить безусловную любовь и преданность, ценятся в среде женщин и родителями, заметно ниже. А ведь именно в них заключена истинная сила настоящей женщины. Получается, что взрослея, девочки все больше становятся подвержены стереотипам современного общества. Начиная с детского садика их, вынуждают соперничать с мальчиками в учебе; добиваться поставленных целей любой ценой; рассчитывать только на себя и на свои силы в будущей взрослой жизни. Такая маскулинизация не может привести девочку к превращению в женщину, а приводит к суррогатной инициации в андрогинную личность. Для мужчин наступление биологической зрелости не так четко обозначено, как для женщин, поэтому мужские инициации — это скорее культурные, нежели биологические трансформации. Кроме того, юноши зачастую проходят инициации в группах сверстников. Повторюсь, что на сегодняшний день подобие обряда инициации проходят юноши в армии и тюрьме. Хочется оставить без дискурса данные места и те формы инициации, через которые проходит юноша. На наш взгляд обряд инициации сравним с вопросом: «Кто Я?», «Для чего живу?», «Моё предназначение?». Ответы на эти экзистенциальные вопросы может дать прохождение психотерапии или психологического консультирования. Психотерапию можно с полной уверенностью считать одной из форм инициации, особенно ту, которая направлена на усиление "Эго". Психотерапевтический процесс и процесс ритуальной инициации или посвящения имеют много общего. На это сходство процессов посвящения или инициации и психотерапии обращал внимание еще К.Г.Юнг, который писал: "Трансформация бессознательного, возникающая в анализе, делает естественной аналогию с религиозными церемониями инициации, которые, тем не менее, в принципе отличаются от природного процесса тем, что ускоряют естественный ход развития и заменяют спонтанное возникновение символов сознательно укомплектованным набором символов, предписанных традицией. Единственным "процессом инициации", который живет и практикуется сейчас на Западе, является анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях". [1]. Нам видится ещё несколько способов прохождения инициации юношами и девушками. Так, на наш взгляд довольно действенным и естественно вписанным в ритм и быт жизни современного подростка-юноши, это прохождение инициации в своей семье. Но это требует от родителей высокой психологической зрелости и самим быть инициированными. Из практической работы с семьями данное действие, возможно, осуществлять в рамках семейной психотерапии. Ещё одна форма инициации видится нам возможной – это инициация через кинематограф. Но ту таится большая опасность, что героев, которые могут быть выбраны в виде инициирующих объектов, современные адепты выберут не тех. Хотя остается надежда, что сама киноиндустрия, начнёт больше снимать не комиксы, а создавать глубокие фильмы.
Список литературы
1. Авакумов С.В. Мотив инициации в сновидениях и психотерапевтическом процессе. Журнал практической психологии и психоанализа. № 4 декабрь 2003. С. 34-392. Гаджиев М. Мужская инициация. Режим доступа. http://psy-help-rostov.ru/muzhskaya-initsiatsiya/ 3. Зубарев С. К вопросу о качестве поколений. Режим доступа. http://lito.ru/text/65670 4. Фирсова А.М. Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции. Режим доступа. http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnaya-transformatsiya-ritualov-i-obryadov-initsiatsii-v-mirovoi-traditsii#ixzz2YcpeTgEO
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|