Личностная идентичность определяется совокупностью трех компонентов: тождественности, цельности и непрерывности. Для кризиса личностной идентичности на этапе самоопределения и профориентации, который приходится на период 16-18 лет, свойственны характеристики растождествленности, дискретности, прерывистости. Эти проявления характерны также и для других возрастных кризисов, так что следует рассмотреть специфику проявления кризиса в совокупности с факторами самоопределения и профориентации. Различные стороны личности, как например, черты характера, вступают в противоречие друг с другом и средой. Так, акцентуированные черты характера проявляются в ответ на прямо противоположные им ситуативные стимулы. В то же время, акцентуации могут трансформироваться в различные типы, будто курсировать как игла в теле, пока не найдут наиболее слабое место, чтобы проявить себя через него. Личность становится дискретной, разобщается на отдельные компоненты, отдельные акцентуированные черты, отдельные ситуативные переживания, которые затем закрепляются как стереотип эмоционального реагирования на эту ситуацию. Это, кстати, является причиной возникновения нарциссизма.
Э. Эриксон связывал понятие самоопределения с понятием идентификации. Согласно его мнению, если в юношеском возрасте проблема идентификации не была разрешена, то формируется размытая идентичность, развитие которой может идти по четырем основным направлениям:
1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то приоритетной деятельности;
4. формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для поведения.
Канадский исследователь Джеймс Марсиа выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, а в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чуждых мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
3. «Мораторий» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
4. «Зрелая идентичность» может быть охарактеризована как завершение кризиса, индивид переходит от поиска себя к практической самореализации.
Юноша, стоящий перед выбором, в частности, профессиональной ориентации, может пойти двумя путями. Один более длинный и тяжелый, требует собственных усилий и активной позиции. Это путь самореализации, путь собственного осмысленного решения. Можно выделить три этапа, которые юноша последовательно проходит по этому пути: размытая идентичность, мораторий, зрелая идентичность. Другой путь намного более простой. Принимая его, юноша занимает пассивную позицию по отношению к профессиональной ориентации. Он полагается на мнение более авторитетных людей, взрослых, близких друзей и знакомых, но не на собственное решение. Этот путь блокирует самореализацию.
Хотелось бы отметить современные исследования, проводимые сотрудниками кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ (Л. В. Рыкман, М. В. Данилова, М. Ю. Дербенева, Н. А. Александрова). Они изучали профессиональное самоопределение юношей и подростков. Исследование являлось комплексным, то есть предполагало изучение человека на разных уровнях его структурной организации, а также в разных социальных условиях развития. Поэтому, исследование было проведено в разных типах школ (общеобразовательная, профильные, частная школа и детский дом-школа), в профессиональном лицее и в различных семейных условиях (полная и неполная семьи, детский дом). Анализ результатов исследования показал, что профессиональное самоопределение является сложным психологическим образованием, включающим жизненные ориентиры, познавательные интересы, профессиональную направленность и профессиональные планы подростков. Интегральным выражением профессионального самоопределения является профессиональная готовность и формирующаяся профессиональная идентичность. Так же, исследователи выделили три блока жизненных ориентиров подростков: эмоционально-нравственные, прагматические ориентиры и ориентиры на ближайшие профессиональные перспективы.
В заключение, можно сделать вывод о разобщенном, дискретном характере личностной идентичности на этапе самоопределения и профориентации. Комплексные и интегральные образования теряют свою целостность в силу возрастных и пубертатных кризов, и в этом «бурлящем рагу» юноша должен самостоятельно, либо полагаясь на мнение авторитета, объединить отдельные элементы в целостность, отождествить их с собственными ценностями и желаниями, и, наконец, выстроить в непрерывную дорогу к цели – выбору профессиональной деятельности.