Кризис самоопределения миллениалов и центениалов

Кризис самоопределения миллениалов и центениалов


 
Один из самых распространенных запросов к психологам от молодых людей сегодня является пункт самоопределения. И это самый что ни на есть настоящий кризис. Проверить это легко по Google Trends. Я не поленился и полез в этот мощнейший инструмент мировой статистики. Результат можете видеть на иллюстрации. С 2008-го года стабильный рост по запросу "Кем стать". Можете вбивать похожие, вроде "Какую профессию выбрать" или "Кем быть", график изменится незначительно.
 



 
Я не специализируюсь по запросам самоопределения и ко мне редко обращаются с этой проблемой как целевой. Но, тем не менее, трудности самоактуализации возникают постепенно в анализе как вторичные стресс-факторы. Опять же, у молодых людей на стабильной основе.
 
И с некоторых пор я стал более тщательно размышлять над этим. Почему столь многие молодые люди, вполне благополучные в социальном плане, не знают чего хотят получить от жизни, кем быть, чего достичь, что изучать, кем работать и т.д.


Первое, это, разумеется, возросшая и продолжающая возрастать скорость цивилизации, которая, к тому же, глобализируется, что делает ее однообразнее с одной стороны, но со стороны современной культуры в разы многообразнее. Интернет изменил если не всё, то очень и очень многое: мгновенный обмен информацией, невероятно быстрый технологический прогресс, резкая смена трендов, феномены "однодневки", быстрая мода.
Интернет изменил само время и отношение к нему. Понятие "актуальный" теперь гораздо, гораздо более строгое. Слова "старый", "новый", "давно", "недавно" люди после 30 и до 30 употребляют в еще более разных значениях, чем было раньше.
 
А когда все очень быстро меняется, то, Вы сами понимаете, весьма сложно прогнозировать будущее. Нет уверенности в перспективной ориентации. Что, без сомнений, отражается на психике молодых людей, в частности касательно планов по самоактуализации.
Раньше мода держалась годами. Эстрадные звезды пели десятилетиями. Путь к успеху был долгим и степенным. А высшее образование играло важную роль, даже судьбоносную - сделал выбор и, считай, на всю жизнь. Вот и решено как и во что ты будешь инвестировать свой рабочий капитал.
 
Что мы имеем теперь? Старый формат еще присутствует местами, но это пока. Имею ввиду старых эстрадных звезд (и то тех, кто адаптировался под современные тренды, вроде Киркорова и Баскова). Мода меняется не только быстро и радикально. Успешным можно стать из-за одной удачной вирусной песни и также быстро, буквально за пару месяцев кануть в Лету. А статичная система высшего образования явно демонстрирует свою несостоятельность. Программы университетов не успевают адаптироваться под быстрые изменения в глобальном пространстве. Особенно в тех сферах, где интернет играет определяющую роль. А определяющую роль он играет как раз в тех направлениях, где ожидается самая большая ниша для рабочей силы: дизайн, программирование, CEO, SMM, маркетинг и т.д.
 
Поэтому-то и стали так популярны точечные узконаправленные курсы. Их легче составить и провести, без надобности долгого бюрократического согласования с Министерством образования и нелепой интеграции в 4-хлетнюю программу, ибо таков "стандарт". Конечно же, у курсов множество недостатков, они также несут негативное воздействие на уровень образования населения. Но они логичная реакция на изменения мира человека.
 
Как и реакция молодых людей. Сознательно, а чаще бессознательно чувствуя дух времени, они понимают, что та область, в которую они решат углубиться, скорее всего окажется временной, по крайней мере в этом состоянии, а может и вовсе станет архаизмом, как пейджинг, VHS, CD, WAP, dial-up и др.
Да что там, даже наука теперь развивается быстрее, чем 4-х летний цикл образования. Программа обучения студентов по физике элементарную частиц к выпуску уже устаревает, ибо каждый год открывают все новые частицы и волны, которых никто не знал, но теперь должен!
 
Это одна из причин. Я бы ее назвал культуролого-антропологической) Она более на поверхности и, так или иначе, ее многие понимают и пишут о ней.
 
 
 
Но есть еще одна, которая ближе к психологии и она более глубокая и не очевидная. Я назову ее социально-психологической и к ней невольно приходишь при учете адаптационных способностей поколений.
 
Не в прямом смысле чувство скорости и качество "быстрый" ведь относительны. Для предыдущего поколения Y (1983-2003 годы рождения) эта скорость явно возросла по сравнению с со скоростью, которая была в их периоде максимальных возможностей адаптивных способностей с 12 до 22 двух лет. Отматываешь условные 10 лет назад и четко понимаешь разницу - все было совсем по-другому, проще и не так быстро.
 
Но для сегодняшних центениалов - поколения Z (рожденные после 2003 г.) сегодняшняя действительность есть данность со всеми ее атрибутами. Им не с чем сравнивать, поэтому они адаптируются сейчас лучше, можно сказать походя к дебрям интернета, острию культуры, осваивая самые современные навыки. Поколение Y ведь не привыкало к электричеству и ТВ так, как поколение G.I. (1900-1923 гг. рождения) - у нас эти блага были сразу. Как для большинства рожденных после 90-го года был данностью компьютер, который воспринимался непостижимой шайтан-машиной для бабушек и дедушек. Дело не столько в возрасте, но в адаптивных способностях, что и доказывают отдельные личности.
Однако, в общей массе адаптивные способности напрямую зависят от возраста и далее их развитие никак не поддерживается ввиду систематичности бытия и обретения зоны комфорта.
Сегодняшние же подростки врождены в мир, в котором изначально есть интернет, гаджеты, соцсети, безнал, стриминг, быстрая смена трендов, поп-культура во всем многообразии, мультилингвинизм, искусственный интеллект - и многие другие неотъемлемые атрибуты бытия.
 
Адаптивные способности с данного ракурса выглядят как контраргумент к первой культуролого-антропологической причине. С чего им иметь тогда кризис самоопределения, ежель они адаптированные?
На это можно ответить, что скорость мира повысилась многократно объективно, и, какие бы ни были адаптивные способности, есть объективное ощущение срока действия тех или иных трендов, в том числе в работе и культуре (в случае, если молодой человек собирается посвятить себя творческой деятельности). Тем более, опять же, молодые люди точнее чувствуют временность трендов.
 
Но немаловажна здесь и та мысль, к которой я веду всю эту статью. Прошу простить за многословие, т.к. я впервые концептуализирую эту мысль и, поэтому, не в самом лаконичном и лучшем виде, но зато эксклюзив)
Немаловажную часть в проблеме самоопределения играет связь поколений глобально и коллективное бессознательное.
В раннем возрасте дети во всем копируют взрослых, стараются им подражать. В том числе ментально. Далее они во много ориентируются на всех, кто старше. Их отношение к будущему формируется во многом по нашему отношению к будущему. А какое у нас отношение? Обусловленное нашим чувством скорости и адаптивными способностями не в лучшем тонусе и устаревающими навыками. На нас это не может не влиять в плане уверенности, поэтому в обществе за 30 царит настроение от спокойной футурофобии и неуверенности до панического страха "ой что будет-то?" и "как страшно жить-то становится".
 
Конечно же, все это интроецируется в молодых людей. Они уясняют смысль, что в этом мире нужно быть настроженными и неуверенными, ведь старшие взрослее, мудрее и, вроде как, лучше знают мир.
 
А вот и нет!
 
Последнее как раз-то и несправедливо! То есть оно было справедливо вплоть до 2000-х примерно. Затем мир вошел в новую фазу технологического прогресса и теперь время меняется быстрее, чем успевают смениться поколения! Следовательно, теперь взрослым нужно ориентироваться на молодежь и их чувство времени, а не им на наше! Мудрее присоединиться, а не подавлять. Отсюда-то и берет свое начало многочисленные и все учащающиеся случаи, когда родители в соцсетях пишут "Меня ребенок научил =)".
 
Посудите сами в масштабе частного все очень логично. Чем больше у ребенка трудностей с самоопределением, тем, скорее всего, более неуверенно смотрят на мир его родители. То же самое в масштабе поколений.
И ошибка неосознанных родителей в трансляции своей неуверенности ребенку. Потому, что их неуверенность во многом СУБЪЕКТИВНА. И, не имея внешнего агента оценки будущего как тревожного, ребенок будет гораздо позитивнее смотреть на мир и его будущее и, соответственно, более продуктивно использовать адаптивные способности.

Поэтому, если даже Вы испытываете какие-либо сомнения насчет будущего, то старайтесь не проявлять их в характере не только ради своего ребенка, но и во благо прогресса человеческого. Им - молодым людям - еще мир покорять, и пусть они лучше будут открытыми для него и его возможностям, ведь многое зависит от изначального настроя, в самом деле.
 
По завершению изложения понял, что в сути своей выдал очевидную истину психологии воспитания. Однако, в плане личных страхов родители еще могут критично относиться к себе и фильтровать поведение при взаимодействии с ребенком. А вот в таком глобальном плане редко, ведь многие не понимают субъективности своего восприятия настоящего и будущего, считая их самыми верными, объективными. Более того, считают правильным подготовить трансляцией этой настороженности ребенка к "суровому миру и его будущему". И в этом кроется дьявол. Мир становится все лучше, а эта настороженность только послужит дезадаптирующим фактором среди позитивно настроенных ребят.

 
Каковы бы ни была объективная скорость мира, страх молодого поколения будет меньше, если он будет меньше у нас.


Просмотров: 341
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что значит "Простить"? Многие этого даже не знают!
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Школьник выбирает профессию и колледж. Лучше "синица в руках", чем "журавль в небе"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Правда ли у "пограничника" нет эмпатии? О достоинствах "пограничных" людей
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь