|
Начинающему терапевту: признание и профессиональная идентичность.Автор статьи: Чернышева Ульяна Владимировна
Один из первых вопросов, с которым встречаешься в начале своей практики - вопрос признания. "Могу ли я работать психотерапевтом?" – как ни странно, ответ на этот вопрос не автоматическое следствие полученных дипломов и сертификатов. Как и в других профессиях, полученное обучение совсем не значит, что сам себя признаешь человеком этой профессии и так же не значит, что тебя таковым признают окружающие. С этого вопроса начинается Путь в практической деятельности. Ответ на этот вопрос складывается постепенно из собственных размышлений, знаний, опыта, из первых проб и ошибок, из отзывов, получаемых от других. Для меня здесь важно отметить, что признание других не может заменить собственного признания, более того, оно не может стать «исходной точкой», как часто кажется, когда по началу ищешь опоры не внутри себя, а вовне. Профессиональная идентичность: «Я – психотерапевт», вырастает из некой собственной миссии, из личных смыслов и целей, вкладываемых в свою деятельность, из собственного пути развития – от клиентской позиции к терапевтической. В качестве небольшого шага к обретению внутреннего признания можно попробовать упражнение: прислушаться к себе и сформулировать в нескольких предложениях, что такое психотерапия для вас лично, зачем вы занимаетесь этим делом, какие ваши личные качества наиболее важны в профессии, какой ваш личный опыт может быть полезен в этой деятельности? Такой небольшой внутренний анализ может быть полезен и на десятом году практики, и в самом начале ее, это те внутренние опоры, которые не всегда формулируются словами, но составляют внутреннюю основу для дальнейшего развития. Итак, ответить на вопрос: «Могу ли я работать психотерапевтом?» можно только самому и ответ этот часто складывается постепенно, по крупицам из собственного опыта. Следующие шаги, которые предстоит сделать в начале практики – это самопрезентация и получение признания от других. Эти два шага очень взаимосвязаны, потому что чаще всего из «поля» возвращается то, что сам в него вкладываешь. Однажды в начале группы я предложила упражнение: послушать текст о самом себе, который звучит внутри вас до встречи с клиентом, до встречи с коллегами. Какие слова вы используете, когда думаете о себе, как о психотерапевте? Инсайт одного участника, к которому редко обращались клиенты, был про то, что внутри себя своим первым качеством он назвал: «Я самодостаточный терапевт». Текст, который не звучит словами, «звучит» в действиях, в поведении, в маленьких бессознательных проявлениях, в том, что говорится «между слов», признание или не-признание окружением – часто следствие собственных внутренних установок. Презентация или предъявление себя психотерапевтом связана не только с клиентами. Часто встречаю истории, в которых терапевты оказываются «непризнанными» в своем самом ближнем окружении – в кругу семьи, друзей, родственников, когда самые близкие люди обесценивают – или саму профессию, или психотерапевта. Но при этом упускается момент того, что сам психотерапевт говорит о своей профессии и о себе в кругу семьи. Если провести две оси, вертикальную и горизонтальную, где вертикальная ось будет соответствовать знанию того, что такое психотерапия, терапевтическая позиция, знанию метода психотерапии, а горизонтальная - знанию о вас, о вашей личности, о всяких разных привычках, особенностях, о личной истории, то получится примерно такая картинка:
Это четыре области, в которых происходит самопрезентация психотерапевта. И в каждой из них есть свои трудности: Как рассказать семье о том, чем ты занимаешься? Или как сказать о том, что ты психотерапевт в компании, к примеру, бывших одноклассников, знающих твою личную историю? Как быть с теми, кто знает больше тебя, кто передал тебе свои знания? В начале практики часто кажется, что основное – это признание учителей и клиентов. Однако постепенно приходит понимание, что именно коллеги и близкие люди, знающие о вас больше, чем другие, могут стать надежной поддержкой и, более того, именно они могут направить к вам клиентов. Вспоминаю, как в начале моего обучения мой отец спрашивал меня – очень много раз: «Дочь, чему ты учишься? Что это за профессия? Кем ты будешь?» Первое время его искреннее непонимание даже после моих долгих объяснений вызвало во мне много отчаяния. Но постепенно я научилась находить в этом ресурс, и мне становилось все интереснее самой научиться объяснять смысл моей профессии так, чтобы это понял человек с техническим образованием, не привыкший долго философствовать. И сейчас меня радует его уважение к моей деятельности. И, как ни странно, это оказалось большим ресурсом. Еще одним ресурсом стали клиенты, которые пришли по рекомендации моих друзей, не связанных с психотерапией. Это сложилось не сразу, но именно этот вид «рекламы» оказался самым действенным. Если не отталкивать вопросы родственников, друзей, знакомых, а отдавать полученные знания, приспосабливая их к своему окружению, то постепенно сформируется окружение. поддерживающее вас, как специалиста. Итак, круг поддержки профессиональной идентичности складывается по кусочкам, из личных отношений, и в его формировании важно то, что вы сами говорите о своей профессии и о себе в этой профессии окружающим. И еще одно свойство этого процесса – постепенность, это не быстрый процесс,дайте время "прорасти" посеянным вами всходам: «Не нужно толкать реку, она течет сама», - говорил Фриц Перлз. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|