|
"Кто Я?" Знает ли ответ Р. Ассаджиоли?Автор статьи: Илья Архипов
Языком Психосинтеза Ассаджиоли можно сказать, что в человеке есть множество субличностей, множество разных "я". И пока человек отождествляет себя с одной из субличностей, живет в ней автоматическим образом, то он знает себя с ограниченной стороны. Начальный этап работы в психосинтезе заключается в том, чтобы осознать наличие субличностей, перевести их в область сознательного, то есть научиться осознавать их проявления. Этот этап можно отчасти назвать аналитическим. Цель этой работы - придти к осознанию внутреннего Центра (по Ассаджиоли - "Высшее Я"), который стабилен, ресурсен, на который можно опереться и с которым эго должно стремиться установить связь (вспомнилась концепция Э. Эдингера "эго-самость"). Далее, человек должен на основе этой обретенной внутренней Целостности вновь вернуться к своим психическим аспектам и начать с ними взаимодействовать уже из этого глубинного Центра, объединяя всю психическую конструкцию под предводительством Высшего Я. Так достигается внутренняя согласованность. В методе Психосинтеза Р. Ассаджиоли, на мой взгляд, много восточных техник, адаптированных им под западную ментальность. Например, восточный метод самовопрошания, популяризированный Рамана Махарши, столетиями применяется в традиции адвайты. Метод самовопрошания Согласно ему, нужно задавать себе вопрос «Кто я?», но каждый полученный ответ снова ставить под сомнение и дальше задаваться этим вопросом, не принимая никаких концептуальных ответов, возникающих в уме. В традиции считается, что таким вопрошанием можно осознать иллюзорность множественных "я", и обрести новую идентичность, не основанную на почерпнутых в социуме идеях о себе. Практику нахожу весьма полезной, по той причине, что она помогает лучше познать себя и понять, что множество идей о себе – неосознанно переняты у других людей. Практика будет полезна, например, если человек привык определять себя не как уникальную самосущность, а только в сравнении с общепринятыми нормами и стереотипами, относительно которых он подстраивается и занимает отведенное ему место в общей картине мира. Идея этой модели в том, что когда в центре твоей картины мира находится внешняя ценность, которая важнее тебя самого, то она и управляет поведением и настроением. Если в центре, например деньги, то когда их не станет – человек будет несчастен. Если бы в центре картины мира человека была его истинная идентичность, не основанная на внешних ценностях – то ее нельзя было бы потерять, а, следовательно, счастье стало бы зависеть от внутреннего состояния сознания, а не от внешних условий. Итак, метод. Уединимся. Зададим себе вопрос: «Кто Я?». Какой возникает ответ? Обычно, на первых порах, приходят образы и мысли, различные концепции: «я – мужчина/женщина», «я – врач/бухгалтер», «я муж/жена», «я русский/японец», «я человек», «я душа/дух» - и так до бесконечности. Очень много этих «я», и мыслей о себе. Что нужно понять, получив подобный ответ, - что мысли о себе, не есть истинный Я, словно карта и территория. Мысли о себе это - карта, но мы не знаем территории. Узнаем мы ее, когда непосредственно ощутим перед ногами, почувствуем какая она, пройдемся по ней. То есть ответ на вопрос в виде мысли не является существенным, он является лишь субъективным описанием нашей привычной социальной идентичности в тот момент, в том месте, и в том настроении. Допустим, задав себе вопрос «кто я?», получил - «я – Иван». Что можно сказать об идентичности "я -Иван"? Обычно человек показывает на свое тело и говорит – я..., то есть Иван это имя тела человека. Еще когда человек только родился и у него не было развитого словестно-логического мышления, ему дали имя – Иван, и в дальнейшем он себя с ним отождествлял - "Иван делай то, делай сей, не делай того". Можно продолжить практику. «Это имя мне дали в детстве, это всего лишь образ, звук, с которым я себя идентифицирую, но я - больше чем этот звук. Так Кто же я?» Следующий ответ может придти – «Я муж/отец» . Т.е. новый слой идентичности вышел на поверхность ума. Можно рассуждать дальше, например, семья это ячейка общества, она существует при его поддержке и защите, а я могу жить и вне семьи, вне семейных ролей, следовательно, я больше чем «муж/отец», - так «Кто Я?». Например, дальше возникла мысль – «я гражданин России». Рассуждаем – Россия это срана в которой я родился и живу, но я могу поехать в другую страну, и пожить там, сменить гражданство, т.е. «я гражданин России» - важная часть меня, но не абсолютная, не настоящее Я, так "Кто я?" Другая идентичность - «Я – человек!» Это уже более глубокий слой, выходящий за рамки национальной принадлежности. Но, рассуждаем. Что я знаю о себе, как о человеке? Что у меня есть род, есть предки, должен быть первопредок, достоверно я не знаю откуда появился самый первый человек, я знаю только теории происхождения, а значит достоверно о себе знаю только то, что ощутил на своем опыте. Мой опыт не абсолютен - он основан на данных несовершенных органов чувств, следовательно я не все знаю о себе как о человеке, так «Кто же я?» Может возникнуть ответ – «я душа, созданная богом», «я дитя случайной эволюции природы» и т.п. Но если задуматься – что представляют собой эти ответы? Это мысли, всего лишь мысли. Т.е. любая из этих мыслей формирует особенную идентичность. Но, по сути, мало что меняется – лишь содержимое ума и сопутствующее настроение. Зададимся вопросом, а может Рене Декарт был прав и «Мыслю, следовательно, существую»? Может «я» – это мысли, управляющий телом разум? Размышляем… Вот возникла в уме мысль. Я ее осознаю? Да. Если возникла мысль «мне приятно» - она осознается, и сопутствующие эмоции тоже осознаются. Следовательно – я не мысли, потому что во мне есть что-то, осознающее их. Есть объект - мысль, а есть субъект - наблюдающий мысли. Как результат такого понимания – очередная идентичность тает. Человек, «Кто же ты» на самом деле?) Упражнение на разотождествление Уединитесь на 10-15 минут. 1) Расслабьтесь, почувствуйте свое тело, какое оно, как ощущается, какие сигналы подает вам, погрузитесь в здесь-и-сейчас, расслабьтесь и осознавайте. Осознайте ту часть себя, которая осознает тело, но не является телом, побудьте в этом чувстве. Потом запишите, что почувствовали - кто вы, как наблюдающий, какой вы, какие образы-мысли-эмоции о себе приходили? Повторите так несколько раз - осознание тела - вопрос себе - чувство себя осознающего. 2) Обратите внимание на свои чувства - что вы чувствуете, какие эмоции возникают к себе, к людям, погрузитесь в эмоции - в приятные, в неприятные, связанные с работой, связанные с семьей, в те, которые захочется погрузиться. Побудьте этими эмоциями и чувствами. Потом задайте себе вопрос - "если я наблюдаю свои чувства и эмоции, то кто я, который их наблюдает? Осознайте ту часть себя, которая осознает эмоции и чувства, но не является ими, побудьте в этом чувстве. Потом запишите, что почувствовали - кто вы, какой вы, какие образы-мысли-эмоции о себе приходили? Повторите так несколько раз - осознание эмоций-чувств - вопрос себе - чувство себя, осознающим. 3) Обратите внимание на свои мысли - что вы думаете, какие мысли возникают о себе, о людях, погрузитесь в мысли - в приятные, в неприятные, связанные с работой, связанные с семьей, в те, которые захочется погрузиться. Побудьте этими мыслями и самим процессом мышления, внутреннего диалога. Потом задайте себе вопрос - "если я наблюдаю свои мысли, то кто я, который их наблюдает? Осознайте себя, который осознает мысли, но не является ими, побудьте в этом чувстве. Потом запишите, что почувствовали - кто вы, какой вы, какие образы-мысли-эмоции о себе приходили? Повторите так несколько раз - осознание мыслей - вопрос себе - чувство себя, осознающим. Запишите свои переживания. P.S. Читатели, спросите себя «Кто я?» - будет интересно увидень ваши ответы в комментарии) Источник: Психология Good! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|