|
Второй кризис эпигенеза. 7 опасностей.Автор статьи: Наталия Владимировна Благова
Предыдущая публикация была посвящена «Задачам и Трудностям» при прохождении второго этапа возрастной периодизации, а текущая - «Кризису» данного периода (как проявляется кризис, какие опасности подстерегают и как отражается на жизни взрослого человека).
Напомню о детской возрастной периодизации: 1-й этап – связан с младенчеством, заканчивается кризисом 1-го года = Кризис 1.1 2-й этап – примерно от 1 до 4х лет, связан с кризисом 3-х лет = Кризис 1.2
2-й период эпигенеза (возраст 1-4 лет) имеет 3 основных вектора развития: ВЕКТОР-1. Автономия. Ребенок требует самостоятельности, проявляет упрямство, настойчиво требует своего, протестует против правил. Родители реагируют по-разному: - когда мать чрезмерно опекает, удерживает, передает малышу собственные страхи – она может стать помехой для его автономии и исследований (столь необходимых для нормального психологического развития в этом возрасте), тогда она мешает формированию у него навыка «независимости» в собственных идеях, поступках, делах (необходимого для взросления). В итоге - у ребенка может зафиксироваться инфантильная позиция, которая имеет тенденцию сохраняться и во взрослом возрасте. - и наоборот, когда мать слишком рано отталкивает малыша (считает его взрослым, мало утешает, не берет на руки, когда он нуждается в ее тепле), тогда ребенок «вынужден» слишком рано повзрослеть, что сочетается с лишением детства, радости, непосредственности, а также со слабо сформированным «навыком самоутешения» (что впоследствии скажется при переживании стрессов).
ВЕКТОР-2. Социализация. Процесс социализации требует приучения ребенка к порядку, к нормам, что связано с санкциями и нравоучениями. Наказания бывают и физической и психологической природы (когда ребенок лишается тепла и улыбки от родителей). «Взывание к стыду» - это основное намерение при воспитательных санкциях. Позже, становясь взрослым, человек нагружен чрезмерием СТЫДА и потребностью «делать дела» (вплоть до навязчивости), что является фильтром соответствия родительским ожиданиям.
ВЕКТОР-3. Агрессия и управление ею. Ощущая своих родителей всемогущими, ребенку важно заслужить их любовь. А благодаря его идентификации с родителями, он демонстрирует собственное всемогущество и проявляет агрессию (ломает предметы, разбрасывает вещи, замахивается на родителей). Однако после этого возникает желание репарации, чтобы вернуть родительскую любовь. Но если родители отталкивают рапарационные попытки малыша, ругают и стыдят его, тогда возможно; 1) усиление детской агрессии, 2) закрепление потребность угождать, 3) самоотчуждение (от Себя и своей агрессии).
ВЫВОД. Кризис - 1.2 влечет за собой ряд опасностей, влияющих на всю последующую жизнь человека:
Позже я подробнее опишу о телесных проблемах, возникающих при затруднении прохождения Кризиса - 1.2 эпигенеза. Регистрируйтесь на консультацию психолога. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|