Второй кризис эпигенеза. 7 опасностей.

Предыдущая публикация была посвящена «Задачам и Трудностям» при прохождении второго этапа возрастной периодизации, а текущая  - «Кризису» данного периода (как проявляется кризис, какие опасности подстерегают и как отражается на жизни взрослого человека).

 

Напомню о детской возрастной периодизации:

1-й этап – связан с младенчеством, заканчивается кризисом 1-го года =  Кризис 1.1

2-й этап – примерно от 1 до 4х лет, связан с кризисом 3-х лет = Кризис 1.2

 

Второй кризис эпигенеза 7 опасностей

 

2-й период эпигенеза (возраст 1-4 лет) имеет 3 основных вектора развития:

ВЕКТОР-1. Автономия.

Ребенок требует самостоятельности, проявляет упрямство, настойчиво требует своего, протестует против правил. Родители реагируют по-разному:

-  когда мать чрезмерно опекает, удерживает, передает малышу собственные страхи – она может стать помехой для его автономии и исследований (столь необходимых для нормального психологического развития в этом возрасте), тогда она мешает формированию у него навыка «независимости» в собственных идеях, поступках,  делах (необходимого для взросления). В итоге -  у ребенка может зафиксироваться инфантильная позиция, которая имеет тенденцию сохраняться и во взрослом возрасте.

- и наоборот, когда мать слишком рано отталкивает малыша (считает его взрослым, мало утешает, не берет на руки, когда он нуждается в ее тепле), тогда ребенок «вынужден» слишком рано повзрослеть, что сочетается с лишением детства,  радости, непосредственности, а также со слабо сформированным «навыком самоутешения» (что впоследствии скажется при переживании стрессов).

 

ВЕКТОР-2. Социализация.

Процесс социализации требует приучения ребенка к порядку, к нормам, что связано с санкциями и нравоучениями. Наказания бывают и физической и психологической природы (когда ребенок лишается тепла и улыбки от родителей). «Взывание к стыду» - это основное намерение при  воспитательных санкциях. Позже, становясь взрослым, человек нагружен чрезмерием СТЫДА и потребностью «делать дела» (вплоть до навязчивости),  что является фильтром соответствия родительским ожиданиям.

 

ВЕКТОР-3. Агрессия и управление ею.

Ощущая своих родителей всемогущими, ребенку важно заслужить их любовь. А благодаря его идентификации с родителями, он демонстрирует собственное всемогущество и проявляет агрессию (ломает предметы, разбрасывает вещи, замахивается на родителей). Однако после этого возникает желание репарации, чтобы вернуть родительскую любовь.  Но если родители отталкивают рапарационные попытки малыша,  ругают и стыдят его, тогда возможно; 1) усиление детской агрессии, 2) закрепление потребность угождать, 3) самоотчуждение (от Себя и своей агрессии).

 

ВЫВОД. Кризис - 1.2 влечет за собой ряд опасностей, влияющих на всю последующую жизнь человека:

  1. Проблемы связанные с автономией.
  2. Отчуждение от Себя (подлинности) в угоду ожиданиям родителей.
  3. Возможна компульсивность – навязчивые действия, труд,  ритуалы, чистоплотность.
  4. Чрезмерное чувство стыда.
  5. Сложности с символическим мышлением (написание сочинений, фантазирование, лепка, творчество, рисование).
  6. Проблемы телесные – перенапряжение психическое и мышечное (позже - зажимы),  со стулом (удержание  или расстройство) и другие.
  7. Некоторые фиксации. И проблема в «отдаче», в виде жадности, накопительства и др.

 

Позже я подробнее опишу о телесных проблемах, возникающих при затруднении прохождения  Кризиса - 1.2 эпигенеза.

Регистрируйтесь на консультацию психолога.



Просмотров: 236
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Третий кризис эпигенеза. 7 опасностей.
  • Возрастной кризис. Коучинг руководителя или что делать, когда нет мечты?
  • Кризис 7 лет. Памятка для родителей
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенку 7 лет. Катастрофа? (часть 1. Возрастной кризис)
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • 2-й кризис возрастной периодизации. Задачи и трудности
  • Когда слишком рано пришлось стать взрослым…  
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Кризис года. Квест для родителей.
  • Как определить, когда кризис 3х лет начался и как понять когда завершился?
  • 3-й этап возрастной периодизации. Задачи и сложности
  • Кризис 3 лет: симптомы и стратегия поведения родителей
  • Кризис соответствия, или "когда он слишком умный"
  • Хочу начать жить заново! Кризис 30 лет и его возможности...
  • Кризис 7 лет и его взаимосвязь с психическими особенностями младшего школьника
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис 7 лет. Как распознать и что делать?
  • Что такое кризис 30-ти лет и почему он возникает у женщин?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Что делать, когда жена требует развода? Как перестать ссориться? Как усилить страсть, и вернуть её
  • «Эти ужасные два года!» Первый возрастной кризис в жизни ребенка.
  • Кризис 3х лет у детей. Как распознать и что делать?
  • Что такое кризис и как его пройти
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь