|
Кризис подросткового периодаАвтор статьи: Кондратьева Дарья Андреевна
Кризис подросткового периода Для значительной части педагогов, работающих с подростками, характерно восприятие учащихся этого возраста как потенциально «трудных». Распространенными являются жалобы учителей (да и родителей) на «неуправляемость» подростков, отсутствие у них социально значимых целей и интересов, склонность к «пустому времяпрепровождению», девиантному поведению. «Мы были не такими!» — говорят родители и педагоги, особенно зрелого возраста. Вынеся за скобки массу объективных причин для такого суждения, обратим внимание на социальный контекст, в котором происходит сегодня становление и развитие личности подростка. И тридцать, и сто лет назад, и сегодня подростничество — особый период в жизни человека. Строго говоря, любой период является переходным к следующему. Но только подростковый возраст назван собственно «переходным». Действительно, на протяжении этого возрастного периода качественно изменяется весь человек физически, эмоционально, интеллектуально, нравственно. Особое значение имеет формирование системы нравственных ориентиров, планирование жизненного пути, создание образа будущего. Эти изменения характерны (при разной степени выраженности) для любого подростка. Иными словами, все мы были подростками, все переживали переходность собственного статуса. Но формирование системы наших нравственных ориентиров, ценностей осуществлялось в границах социума, в котором существовало достаточно определенное понимание «правильного» и «неправильного», добра и зла. А это давало своеобразную точку отсчета для формирования собственного мировоззрения, собственной системы ориентиров. Сегодняшние подростки социально и нравственно дезориентированы. (звезды, политики, бизнесмены) Для того чтобы жизненный путь подростка не превращался в хаотичное блуждание по темному лесу, он (подросток) ИМЕЕТ ПРАВО ЗНАТЬ. Подросток ИМЕЕТ ПРАВО ЗНАТЬ о том, что его возраст — благодатное время, когда могут раскрыться его сущностные силы. Но это раскрытие совершается в духовных исканиях, с мучительными подчас поисками своего пути. Учитель и родитель могут стать для ребенка транслятором этого опыта, дать ключ для расшифровки кода жизни. Не имея «социальной опоры» в виде приемлемых для общества и личности обрядов взросления, подросток воссоздает их самостоятельно — из признаков взросления в обществе. Их интересует внешнее проявление, а не только глубинные мотивы в виде ответственности, мудрости и т. д. Они станут для себя и сверстников взрослыми, потому что сами принимают решение, носят каблуки и запрещенную одежду, живут половой жизнью, ругаются матом и курят, если им не предложить альтернативу... Им нужна взрослая идея, цель, ориентир — как раньше был комсомол, например, только возможно в семейном и школьном варианте. У нас в школе взрослые старшеклассники, например, дежурят по столовой, организуют праздники, остаются в походе с ночевкой... А дома как определить, что ты уже взрослый? (наверное, бездельничать, сидеть у ТВ и компьютера допоздна, пить пиво и курить...) У ребят должна быть личная жизнь, деньги, право выбора и слова. У них должно сложиться твердое мнение из ваших междусобойных бесед с другими взрослыми, случайно им услышанными, что взрослые должны думать о будущем, прилагать усилия, нести ответственность, а не влачить безмятежное существование, как грудное дитя подле мамы. Осуждение это можно высказывать при ребенке про тв-героев, каких-то якобы «знакомых», но не их ровесников, а гораздо более взрослых дяденек и тетенек. Раньше переход ко взрослости был ритуален, он был четко организован во времени. Он проводился в период, предшествующий собственно переходу к миру взрослых, и прекращался тогда, когда после прохождения инициального обряда подросток получал подтверждение нового социовозрастного статуса. Очень важным является и то соображение, что сама процедура обряда, специфика ритуального действа оказывала мощнейшее воздействие на личность инициируемого. В России таких обрядов давно уже нет. Подросткам приходится самим их придумывать и организовывать, но с той лишь разницей, что после окончания действа мир взрослых так и не принимает их. У нас в стране вообще принято говорить детям чуть не до старости, что они для нас всегда будут детьми, поучать их и опекать, словно они ни на что не способны самостоятельно. Испытать свою силу, ловкость, храбрость, сообразительность, выносливость можно в спортивных состязаниях, конкурсах, проявить в походах. А можно — в попытке ограбить прохожего (тоже нужна сила, ловкость, храбрость, сообразительность). От подростка обычно скрыт подлинный смысл его поведения, а взрослые не содействуют раскрытию смысла, ограничиваясь запрещением или порицанием этого поведения. На психологическом уровне, который часто не осознается ни подростком, ни взрослым, взрослый, порицающий или запрещающий экспериментальное (инициальное) поведение, символически «запрещает» подростку взрослеть, противодействует развитию его личности. Очевидно, такая тактика встречает самое серьезное (и справедливое) сопротивление со стороны подростка. Демонстрируя радикальные формы поведения, подросток буквально взывает к взрослым: «Подтвердите мой статус! Помогите мне стать взрослым!» А взрослый молчит, осуждает либо отворачивается. «Кто я? Каков? Почему?» — эти характерные для данного периода вопросы свидетельствуют об обращенности подростка к самому себе. Но ответ на них может быть найден только путем столкновения с действительностью. Всё это и составляет суть подросткового кризиса как кризиса самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности». Чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И родители, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Подростки в этот период становятся проблемными, плохо себя ведут, потому что они хотят: 1) быть чьими-то; 2) чувствовать себя любимыми; 3) чувствовать себя сильными; 4) чувствовать себя значимыми; 5) чувствовать, что у них есть дом; 6) исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним и с собой. Как сказал Сухомлинский «Подросток еще не личность, он — человек, который беременный своей личностью». От того, как будет протекать эта беременность, в каких условиях эта личность будет вынашиваться и рождаться, зависит лицо нашего будущего взрослого. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|