Психотерапия подростка. Один из ориентиров

Работа подростками часто напоминает своеобразную рыбалку, чтобы поймать внимание подростка, схватить его состояние, удержать его вопросами о том, что случилось накануне, где он был, вопросами по поводу отношений с родителями и одноклассниками. Подросток как будто бы не полностью присутствует, дезинвестирует внешний объект. Это психоаналитическая концепция интерсубъективности, которая очень популярна у английских и американских психоаналитиков.

Подростки проживают кризис субъективности. Находясь в этом кризисе, они постоянно атакуют взрослых, в их фантазии они не способны понять, не способны помочь и ни на что не годны. Это как желание достучаться до взрослых сталкивая их с возможностью неудачи и наблюдая за их поведением. Тоже происходит и в кабинете у психоаналитика. Желание достучаться до внутренней сути человека открывает более глубинные процессы, происходящие во внутреннем мире подростка.

Влечение − это основной момент, о котором мы говорим, о работе с подростками. Подростки часами слушают слишком громкую музыку, которая превышает порог чувствительности. В этих действиях они хотят перешагнуть через порог своей своих телесных ощущений.

Существует гипотеза К. Смаджа и Ж. Сведля, что в поисках сильнейших ощущений, которые во много раз выше, чем порог восприятия и чувствительности, подросток хочет расширить свои возможности восприятия на телесном уровне до такой степени, что он становится не чувствительным к прочим источникам возбуждения. Они сравнили поиск послепороговых ощущений со способом самоуспокоения. Они соотносили концепцию не сколько с подростками, а сколько с больными психосоматическими заболеваниями, которые свои чувства и эмоции переводили в телесные симптомы. Свои психические конфликты, фантазии, переживания и эмоции не выносили наружу, как это делают подростки, а помещают их во внутрь, в виде симптомов болезни. Аналитики описали подобное функционирование – как поведение людей, оказавшихся по своей воле на галерах.

Подобные механизмы можно наблюдать у детей, которые в коридорах поликлиники в ожидании приёма врача бегают, кричат, плачут и доводят себя до полнейшего изнеможения. Это может наблюдаться у ребёнка с аутизмом, который бьётся головой о твёрдые предметы. Это же может наблюдаться и у взрослых. Как, например, Жерар д'Абовиль, который в вёсельной лодке в 1991 г. пересёк Тихий океан в одиночку. Рутинное движение вёслами, когда он считал удары вёсел, успокаивало его и доводило до состояния, что уже ничего не волнует.

Существуют и другие способы самоуспокоения через беспредельное перевозбуждение: приём алкоголя, приём наркотиков, когда человек доводит себя до состояния десубъективации, когда он отсутствует для себя и в самом себе.

Мы говорим о сенсорном восприятии, о присутствии влечении, но речь идёт, так же, о том, что подросток присутствуя не присутствует. В этом можно видеть нарциссическую проблематику. И это можно соотнести с историей Гамлета и его вопросом «Быть или не быть?» Подростки, подобные Гамлету, ставят вопрос «Всё или Ничего». Здесь присутствует страх смерти, что когда-нибудь он перестанет существовать, и это придётся принять. У подростков присутствует своеобразное смешение тревоги кастрации и тревоги уничтожения.

В превышении порога чувствительности прошлое и будущее не имеет никакого значения, значение имеет только настоящее. А в первичном процессе есть желание получить то, что хочется, здесь и сейчас.

В современном мире мы можем наблюдать феномен проявления взрослых людей, которые функционируют на уровне первичного процесса. Они не могут справиться с тем, что не все желания можно реализовать здесь и сейчас, сразу, как только они появились, и не имеют возможности ожидания. Наличие таких людей обусловлено стандартами современного общества. Например, не нужно долго зарабатывать, а нужно пойти и взять кредит. Не нужно разбираться в своих внутренних конфликтах, а нужно поверить в волшебника, который быстро снимет симптом. На уровне школы тоже присутствует требования немедленного выполнения желания учителя, а те, кто замешкался, получают двойку. Отсрочить, продлить ожидание, потерпеть, становится чем-то ненормальным со стороны взрослых, то же считывают подростки, как эталон поведения.

В отношениях с аналитиком подросток воспроизводит очень интенсивные переживания. В них подросток воспроизводит то, что З. Фрейд описывал как перенос. Подросток воспроизводит те отношения, которые были у него с родительскими или другими значимыми фигурами. Можно заметить, как подросток выстраивает отношения в своём семейном круге, как строится система и как функционирует. И можно заметить, как развивается конфликт путём сопоставления различных частей составляющих систему подростка.

 Подробнее о видах тревоги и регрессии у подростков здесь: https://www.psyoffice.ru/article/59064/

Подробнее об одном из аспектов психотерапии подростков, здесь: https://www.psyoffice.ru/my_article.php?id=59062

О переносе в подростковой психотерапии здесь: https://www.psyoffice.ru/article/58972/



Просмотров: 284
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Подростки, которые ничего не хотят.
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Простая техника, как быть «здесь и сейчас». Освободиться от тревоги и страхов
  • Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно
  • Тревоги и страхи у детей, подростков и взрослых.
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Подросток и современный подросток. Есть ли разница?
  • Подростки, которые себя режут
  • Хочу здесь и сейчас! Сказка про ребенка, который не повзрослел.
  • В какой момент подросток становится взрослым?
  • Состояние, когда ничего не хочется… Или, исполняйте свои желания!
  • Трудный подросток - подросток, которому трудно.
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Можно ли использовать других людей? - Нужно!
  • Сколько можно и нужно ли терпеть в отношениях с близкими?
  • 10 фраз, которые делают из детей закомплексованных взрослых
  • Когда можно и нужно идти к психологу
  • Фантазии о будущем как препятствие на пути удовлетворения потребностей «здесь и сейчас».
  • 12 родительских программ, которые делают из детей закомплексованных взрослых
  • Как можно кричать на детей? Советы и размышления для взрослых
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • Детские способы справиться с психической травмой, которые пугают взрослых
  • Что переживает подросток, который играет в «стрелялки»
  • Трудный подросток - хороший подросток!
  • Практикум про счастье. 7 шагов, которые можно сделать прямо сейчас.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь