|
Психотерапия подростка. Один из ориентировАвтор статьи: Наталия Владимировна Ковалёва
Работа подростками часто напоминает своеобразную рыбалку, чтобы поймать внимание подростка, схватить его состояние, удержать его вопросами о том, что случилось накануне, где он был, вопросами по поводу отношений с родителями и одноклассниками. Подросток как будто бы не полностью присутствует, дезинвестирует внешний объект. Это психоаналитическая концепция интерсубъективности, которая очень популярна у английских и американских психоаналитиков. Подростки проживают кризис субъективности. Находясь в этом кризисе, они постоянно атакуют взрослых, в их фантазии они не способны понять, не способны помочь и ни на что не годны. Это как желание достучаться до взрослых сталкивая их с возможностью неудачи и наблюдая за их поведением. Тоже происходит и в кабинете у психоаналитика. Желание достучаться до внутренней сути человека открывает более глубинные процессы, происходящие во внутреннем мире подростка. Влечение − это основной момент, о котором мы говорим, о работе с подростками. Подростки часами слушают слишком громкую музыку, которая превышает порог чувствительности. В этих действиях они хотят перешагнуть через порог своей своих телесных ощущений. Существует гипотеза К. Смаджа и Ж. Сведля, что в поисках сильнейших ощущений, которые во много раз выше, чем порог восприятия и чувствительности, подросток хочет расширить свои возможности восприятия на телесном уровне до такой степени, что он становится не чувствительным к прочим источникам возбуждения. Они сравнили поиск послепороговых ощущений со способом самоуспокоения. Они соотносили концепцию не сколько с подростками, а сколько с больными психосоматическими заболеваниями, которые свои чувства и эмоции переводили в телесные симптомы. Свои психические конфликты, фантазии, переживания и эмоции не выносили наружу, как это делают подростки, а помещают их во внутрь, в виде симптомов болезни. Аналитики описали подобное функционирование – как поведение людей, оказавшихся по своей воле на галерах. Подобные механизмы можно наблюдать у детей, которые в коридорах поликлиники в ожидании приёма врача бегают, кричат, плачут и доводят себя до полнейшего изнеможения. Это может наблюдаться у ребёнка с аутизмом, который бьётся головой о твёрдые предметы. Это же может наблюдаться и у взрослых. Как, например, Жерар д'Абовиль, который в вёсельной лодке в 1991 г. пересёк Тихий океан в одиночку. Рутинное движение вёслами, когда он считал удары вёсел, успокаивало его и доводило до состояния, что уже ничего не волнует. Существуют и другие способы самоуспокоения через беспредельное перевозбуждение: приём алкоголя, приём наркотиков, когда человек доводит себя до состояния десубъективации, когда он отсутствует для себя и в самом себе. Мы говорим о сенсорном восприятии, о присутствии влечении, но речь идёт, так же, о том, что подросток присутствуя не присутствует. В этом можно видеть нарциссическую проблематику. И это можно соотнести с историей Гамлета и его вопросом «Быть или не быть?» Подростки, подобные Гамлету, ставят вопрос «Всё или Ничего». Здесь присутствует страх смерти, что когда-нибудь он перестанет существовать, и это придётся принять. У подростков присутствует своеобразное смешение тревоги кастрации и тревоги уничтожения. В превышении порога чувствительности прошлое и будущее не имеет никакого значения, значение имеет только настоящее. А в первичном процессе есть желание получить то, что хочется, здесь и сейчас. В современном мире мы можем наблюдать феномен проявления взрослых людей, которые функционируют на уровне первичного процесса. Они не могут справиться с тем, что не все желания можно реализовать здесь и сейчас, сразу, как только они появились, и не имеют возможности ожидания. Наличие таких людей обусловлено стандартами современного общества. Например, не нужно долго зарабатывать, а нужно пойти и взять кредит. Не нужно разбираться в своих внутренних конфликтах, а нужно поверить в волшебника, который быстро снимет симптом. На уровне школы тоже присутствует требования немедленного выполнения желания учителя, а те, кто замешкался, получают двойку. Отсрочить, продлить ожидание, потерпеть, становится чем-то ненормальным со стороны взрослых, то же считывают подростки, как эталон поведения. В отношениях с аналитиком подросток воспроизводит очень интенсивные переживания. В них подросток воспроизводит то, что З. Фрейд описывал как перенос. Подросток воспроизводит те отношения, которые были у него с родительскими или другими значимыми фигурами. Можно заметить, как подросток выстраивает отношения в своём семейном круге, как строится система и как функционирует. И можно заметить, как развивается конфликт путём сопоставления различных частей составляющих систему подростка. Подробнее о видах тревоги и регрессии у подростков здесь: https://www.psyoffice.ru/article/59064/ Подробнее об одном из аспектов психотерапии подростков, здесь: https://www.psyoffice.ru/my_article.php?id=59062 О переносе в подростковой психотерапии здесь: https://www.psyoffice.ru/article/58972/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|