Подростки, которые себя режут

«постепенно и я неприметно для себя самого разучил, как по нотам, эту фальшивую песню жизни, то низкопоклонство перед «действительностью», перед законами взрослых, это приспособление к миру, «каков он есть»…

все уводило меня от игры, от вечного настоящего моих прежних дней, имевших смысл, но не имевших цели…

медленно надвигалось на меня из безграничности нечто ограниченное – реальный мир, мир взрослых…

неприметно сужался мир, неприметно исчезало вокруг меня волшебство…

и когда я теперь хотел ощутить полноту жизни, я нуждался в более острых ощущениях, должен был встряхнуть себя, взять разбег…»

Герман Гессе «Детство волшебника»

Подростков, которые лезвием исполосовали себе предплечья, бедра и живот, перепуганные и отчаявшиеся родители привозят в психиатрические отделения. Детей с десятками и сотнями тонких розовых порезов на теле встречается все больше. В социальных сетях есть сообщества и группы, где подростки выкладывают фотографии нанесенных себе увечий.

К сожалению, серьезных российских исследований и статистических данных об этих детях я не нашла.

Американские и канадские врачи и психологи (см. выдержки из интервью Леонарда Сакса еженедельнику «Маклинс») назвали эпидемию детских самоистязаний - каттингом (от англ. cut – «резать») и сообщили, что 36% девочек и 8% мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет режут себя или прижигают спичками. Л. Сакс объясняет, что «дети делают это, потому что не живут, а изображают жизнь. А когда режут себя, хоть что-то чувствуют. Это настоящее».

У большинства взрослых, в том числе медиков, при виде «насечек» (как их называют в больничной среде) на теле ребенка, вырываются стереотипные вопросы:
«Какие у тебя могут быть серьезные проблемы в этом возрасте?»
«Чего тебе не хватает, у тебя же все есть?»
«У тебя, что есть муж, дети? От чего тебе страдать?»

Вопросы — и не вопросы вовсе, а скорее упреки или утверждения, за которыми даже не подразумевается паузы для ответа. Да и кому захочется отвечать, когда спрашивают обвиняющим тоном. И ребенок остается одинокий и виноватый в том, что ему плохо. В чужом страшном месте. В психиатрической клинике.

Если тебе 15 лет - у тебя не должно быть проблем. Ты должен быть счастлив по факту своего возраста. Если не счастлив – лечись. И улыбайся - тогда тебя выпишут.

По мнению психотерапевта Пауля Вацлавика, настоящая депрессия гарантирована, если человек научился постоянно напоминать себе о том, что ему твердили в детстве, а именно – что у него нет ни права, ни причин чувствовать себя несчастным.

Философ и гуманист Бертран Рассел настаивал, что важно разделять утверждения, которые описывают конкретную вещь и утверждения о том, как эта вещь связана с другими. Например, «это яблоко красное» и «это яблоко больше, чем то» - соответственно. Эту идею впоследствии использовал и развил антрополог, автор теории парадоксальных изменений Грегори Бейтсон, отметив, что любые человеческие коммуникации содержат два типа суждений - уровень предмета и уровень взаимоотношений. В работах философа Мартина Бубера это: «Я-Оно» - повседневный, утилитарный уровень и «Я-Ты» - живой межличностный диалог.

Мы преуспеваем в коммуникациях на уровне вещей и отстаем на уровне диалога. Это напрямую отражается на наших детях. И речь не о тех семьях, где детей бьют или насилуют, а об относительно благополучных.

Например, 11-летняя девочка смотрит с мамой фильмы для взрослых, где героям «рубят головы». Мама работает так много, что себя не помнит, а по выходным отдыхает за сериалом. У нее нет сил интересоваться и включаться в мир детей, она зарабатывает деньги на новые вещи и игрушки. Ребенок и рад терпеть, когда по телевизору показывают страшные казни, только бы побыть с мамой. Хоть так.

Другая девочка посвящена во все тонкости отношений между родителями. Мама часто жалуется на папу, как с ним плохо. Дочка вынуждена утешать и быть подружкой собственной маме. Для малышки это неуместный балласт, но она чувствует себя значимой. Хоть так.

Третий ребенок знает о любовных похождениях маминых подруг. При нем все детали часами обсуждают по телефону. Не придавая значения тому, что сын с интересом прислушивается ко взрослым разговорам.

Когда мы, неважно по какой причине, не отзываемся на приглашение детей в их мир, и в лучшем случае, перетягиваем в собственный, который по обыкновению набит вещами и предметами вперемешку с ролями и достижениями, мы лишаем маленьких людей переживаний: я интересен, меня ценят, я есть, я живой.

И тогда в одинокой душе ребенка вызревает пустота, именно она сквозит через порезы на теле.



Просмотров: 491
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Меня тошнит от тебя. Про детей и взрослых.
  • Проверь себя! Есть ли у тебя «Синдром самозванца»
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Разреши себе… Как мы лишаем себя права быть счастливыми.
  • Культивируй в себе черты, за которые тебя упрекают, — это и есть ты!
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • 9 неочевидных признаков депрессии: когда тебя ругают за то, что тебе плохо.
  • Уйди от меня, я больше не хочу тебя видеть никогда. Я люблю тебя. Я тебя помню.
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Памятка для себя: какие права имею относительно себя самого?
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Про то, что есть, когда тебя нет
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда тебя «не надо», а ты ЕСТЬ
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • «У меня есть тараканы» или комплекс неполноценности: как принять и полюбить себя.
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Тебе не стыдно, а?! У тебя совесть-то есть?!
  • Я полюблю себя, когда меня полюбит кто-то другой
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Убегая от себя, есть способ защиты себя. Это эллюзия.
  • Когда меня стыдят, я замираю и не могу себя защитить
  • «Если будешь себя хорошо вести, то и наказывать тебя не придётся».
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • легчает ли если есть опора на себя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь