«Я –взрослый». Психологические новообразования подросткового возраста.

Автор статьи: Ксения Лагодная

Психологические новообразования – это психологические и социальные изменения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития.

«Трудный возраст, невыносимый, конфликтный, непонятный……»….. «Он стал совсем другим», «это не мой ребенок»…. Про подростков чаще всего слышишь именно такие грустные определения…

Мой опыт работы в школе показал одну интересную вещь. Каждый день я слышала фразы про трудность подростков, их не обучаемость и, о ужас!, неуправляемую самостоятельность. … Ежедневно по профессиональной необходимости я погружалась в подростковый мир, чтобы вынырнув из него, помочь им перекинуть мостик к миру взрослых, родителей и педагогов. Вспоминается разговор того времени с учителем математики. Она сидела в учительской на кожаном диване, укутавшись в оренбургский платок, напоминая мне героиню советских фильмов. После очередного урока с восьмиклассниками печально глядя перед собой, педагог с многолетним стажем говорила упавшим голосом: «Как я устала… Совершенно не понимаю, как с ними себя вести». Надо заметить, что контакт с детьми у нее был объективно хороший. Но так бывает – даже если у тебя есть опыт жизни, воспитания или просто обучения подростков, общение с ними временами напоминает хождение по минному полю.

А если попробовать заглянуть в душу тинэйджера с позиции стороннего наблюдателя и попытаться понять, что делает подростка таким, каким обычно он представляется?

К подростковому возрасту (11-15 лет) хорошо применимо слово «перестройка». Перестраивается тело, развивается интеллектуальная сфера и кардинально меняется социальная ситуация развития. Серьезные трансформации внутреннего мира сопровождают ученика средней школы на протяжении всего возрастного периода.

Центральное психологическое новообразование подросткового возраста - формирующееся чувство взрослости. Он уже отказывается воспринимать себя как ребенка, отстаивая право считаться равным учителям, родителям. Подспудно ощущая материальную и психологическую зависимость от них, подросток яростно требует суверенитета, уважения к личной территории и принятие своих ценностей. У него пока не хватает ресурсов на реальную взрослую деятельность, поэтому он компенсирует свое желание «внешней взрослостью» - одеждой «а-ля взрослый», чрезмерным интересом к темам секса, алкоголя, курения, демонстративным поведением в надежде прикрыть им незрелость личности.

Подросток иначе смотрит на мир, чем ребенок. Абстрактное мышление стремительно развивается, и вчерашний младший школьник начинает анализировать ситуацию по-новому. Характерной особенностью становится разделение содержания и формы; иными словами, подросток оперирует причинно-следственными связями вне зависимости от конкретной задачи, открывая для себя закономерности и начиная размышлять о возможных вариантах развития событий. Ему оказывается доступным построение жизненных планов и целей.

Продолжая тему новообразований подросткового возраста, хочется обратить внимание на изменение в это время социальных связей подростка. Родители перестают быть авторитетами, и влияние семьи заменяется влиянием группы ровесников, выступающих носителями критериев социальных норм и правил поведения. Общность сверстников предстает как модель социума, в котором стремление занять достойное место более ценно, чем отношения с родными. Самооценка подростка во многом зависит от восприятия себя через призму ближайшего окружения и соотнесения своих признаваемых качеств с внешними критериями. Все это вкупе с чувством взрослости толкает его к важному изменению самосознания. В конце подросткового возраста, пройдя темные времена личностной нестабильности и поисков, у него формируется система представлений о себе – «Я-концепция». Подросток уже может ответить на вопрос о социальной роли – кто я? Таким образом, опираясь на развивающуюся способность к самоанализу, подросток создает во внутреннем мире свой образ (который может не соответствовать реальному). Он осознает себя как отличного от родителя человека.

Итак, что мы видим? В душе подростка смятение. Он пытается встроиться в социум в условиях стремительных физиологических и психологических изменений, делая первые неловкие шаги. Подросток болезненно зависим от мнения сверстников и ощущает свою личностную неготовность, одновременно желая быть принятым взрослым миром как равный партнер. Возникающее противоречие порождает внутренний конфликт, который проявляется наружу в изменении поведения.

Ребенок не становится другим, перейдя в подростковую пору, а остается тем же взрослеющим человеком, проходя очередной этап развития. Ненормальность подростка нормальна, а его бунт отражает происходящие с ним трансформации. Гармонично пройдя через естественный период псевдовзрослости, осознав свою индивидуальность, он в дальнейшем соединится с обществом в качестве настоящего взрослого.

Несмотря на внешнюю оторванность от семьи, внутри тинэйджер по-прежнему связан с близкими. Поэтому сохранение дружеских отношений с родителями залог успешного проживания подростком трудного переходного времени.

Родители могут помочь ребенку лучше адаптироваться к меняющейся ситуации, поддержав его стремление выйти в большой мир. Для подростка важно, чтобы в нем видели не вчерашнего ребенка, а завтрашнего взрослого. Ему нужно чувствовать, что с его точкой зрения пусть не соглашаются, но не воспринимают как неразумную речь малыша и общаются на равных. Если близкие искренне интересуются его проблемами, обсуждают общие дела, при этом уважая личную территорию и не осуждая вкусовые пристрастия, подросток начинает больше доверять. А поддержание атмосферы доверия в семье очень значимо в этом возрасте. Тинейджеры чувствительны к самооценке и ощущение, что дома их любят и ценят, будет серьезной опорой. Девочкам не стоит внушать, что «ты круче всех», потому что подобные фразы скорее всего сформируют неадекватно завышенную самооценку, но обязательно говорить, что она красавица, хороша сама по себе такая какая есть. К мальчикам существует другой подход — они становятся увереннее, если поддерживают их увлечения спортом и музыкой.

Таким образом, общение на равных, атмосфера доверия, признание ценности подростка и происходящих с ним изменений обеспечивают максимально плодотворное проживание переходного возраста и подростку, и его родителям.

Психолог Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» пишет: «На первый взгляд, шаги к этим изменениям просты: слышать и слушать, принимать, терпеть, любить, а порой и страдать, не скрывая этого. Но чтобы все это было возможно, приходится отказаться от старого мнения, что воспитывать ребенка – значит, сражаться с его непослушанием. Если уж нам и приходится с чем-то сражаться, так это с трудностями и проблемами ребенка (и тогда мы с ним союзники), но главное – с нашими собственными «естественными» реакциями, ожиданиями и привычками, наконец, с самим духом авторитарной культуры, в которой прожили вот уже три поколения родителей и учителей. Преодолеть это «культурное» наследие в себе, пожалуй, самый тяжкий труд».



Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Важные этапы развития ребенок - подросток - взрослый по 7 летним циклам.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Дети скучают... (взгляд на развод глазами одного ребенка - подростка - взрослого)
  • Психологические особенности детей подросткового возраста
  • Как реагировать, если ваш ребенок (подросток) залипает в телефоне, гаджетах?
  • Отношения. В семье есть подросток, трудный возраст. Ч 6
  • Если вы - родители подростка
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Письмо себе от себя подростка.
  • Внутренний подросток.... Может быть, пусть остаётся?
  • Трудный подросток - хороший подросток!
  • Родителям. Если подросток выбирает "то одну, то другую" профессию.
  • Подросток и современный подросток. Есть ли разница?
  • В помощь родителям. Начало подросткового возраста.
  • Трудный подросток - подросток, которому трудно.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если вы заметили порезы на руках подростка: инструкция для родителей
  • Ошибки, допускаемые родителями в процессе общения с детьми подросткового возраста.
  • Памятка родителям «Особенности подросткового возраста». Рекомендации родителям.
  • Особенности подросткового возраста и поведение родителей
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если у подростка конфликты в школе…
  • Что делать, если в семье подросток?
  • Если подросток недоволен своей внешностью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь