|
Задачи родителейАвтор статьи: Кучерявенко Анна Юрьевна
В чем главные задачи родителей? Что они дают детям, что могут и чего не могут?. 1. Прежде всего родители дают жизнь. Это ценно уже само по себе. Конечно, даже на этом этапе сознательный вклад родителей очень разный, и в некоторых случаях жизнь это единственное, что ребенок может получить от них. Но, тем не менее, эта нить существует и для нее всегда есть место в душе ребенка, хочет он этого или нет. 2. Любовь. Это чисто человеческая заморочка. Только чувствуя любовь и свою нужность кому-то ребенок развивается и растет. При этом психика ребенка крайне незрелая, но жутко пластичная, поэтому не получив любви как таковой, дети цепляются порой за такие незначительные крючочки, но тем не менее находят для себя смысл существовать, хотя бы для того чтобы когда-нибудь добыть для себя то призрачное чувство любви и принятия. А кто не находит - умирают. Но как долго ребенку нужна родительская любовь? Как это не обидно, но задачи родительской любви создать условия для роста и развития ребенка и дать опыт этого чувства. Получив такой опыт, ребенок строит свою семью и уже сам дает (передает) эту любовь своему супругу и детям. А если такого опыта нет, то требование ее от родителей может занять жизнь, а значит своя жизнь так и не начнется. 3. Безопасность - физическая и психологическая. Ребенок рождается беспомощным, хотя и сильным, но все равно крайне нуждающимся в защите. И ребенок именно от родителей (тех кто его растит) готов принимать заботу. И тут такая же закономерность - чем старше ребенок, и чем больше он усвоил логику этого мира, тем меньше он нуждается в защите, и тем больше восстает против внешних границ. Маленькому ребенку важно знать, что есть безопасное место, где он может быть спокоен, но где есть достаточно нового, чтобы развиваться. Защита родителей здесь похожа на крепостную стену, осваивая внутренне пространство внутри крепости, он перебирается дальше, но дальше есть следующая стена (их все таки должно быть конечно конечное количество). И родители не должны ни толкать ребенка на преодоление стены, ни спешно достраивать имеющиеся укрепления. Ребенок постарше, покоривший свои крепостные стены, готов выйти в мир, но для этого он должен уметь сам строить укрепления, чтобы обезопасить себя в мире. Обычно эти укрепления очень напоминают те самые родительские стены.А вот если ребенок строит укрепления внутри своего дома, не желая двигаться дальше и даже осваивать то что есть, значит родители не безопасны, или стены призрачны, и не дают защиты, а значит родители своей роли не выполнили. 4. Нравственные и моральные принципы. Что хорошо и плохо в этом мире. Как нужно и как не нужно поступать. До тех пор пока ребенок находится при родителях, он принимает их правила. Конечно с выходом в мир он будет присваивать все что под руку попадется, но то, что было заложено в раннем детстве, лежит на дне сосуда и удалить или заменить это полностью крайне сложно (не один год психотерапии... 5. Как взаимодействовать с миром. Сначала это мир предметов - как использовать то что находится вокруг нас, потом это мир отношений - как общаться с теми кто вокруг нас. Вот тут самое интересное. Здесь задачи родителей самые минимальные, как это ни странно. Изучение и покорение окружающего пространства стимулируется врожденным любопытством ребенка и контролируется его физической, психологической и функциональной зрелостью, которая очень индивидуальна, хотя и имеет общие для человеческого вида закономерности.С одной стороны родители могут предполагать готовность или неготовность ребенка к изучению чего-либо, но знать на верняка нет. И тут - дилемма. Если родитель настаивает, то он не выполняет своих задач по пункту 2 и 3 (любовь и и безопасность), если отпускает как есть, то возможно не окажет нужной поддержки. Как показывает филогенез человека (развитие вида), то от родителя ребенок перенимает знания живя рядом с ним. Вот что и как делают родители каждый день, по выходным, по праздникам и т.д. это ребенок возьмет. А вот осваивать то и чем взрослые не занимаются в данный момент, хотя возможно и умеют, этому лучше всего (быстрее, с большим удовольствием, качественнее) ребенок научится у других - родственников, сверстников, учителей. Исторически опыт передачи подросших деток на воспитание и обучение к другим взрослым показал себя с лучшей стороны. Это не пропаганда школы и дсадов ! Там то как раз ребенок не получает должного передачи знания из рук в руки. Хотя и отвергать эту возможность, полностью беря обучение ребенка только на себя (отца и мать, а то и на кого-то одного) не совсем верно. Да, никто не знает лучше ребенка чем родители, но это знание далеко не всегда определяет успешность освоения навыками и науками. Иногда не обученная наукам соседка может лучше объяснить математику первоклашке, или бабушка может поведать о том как пережить несправедливость в школе, приятель может показать как правильно бить мяч, а друг мужа научить общаться с драчунами, воспитатель в саду может за два занятия научить рисовать, хотя дома ребенок не берет карандаши. И это не потому, что родители не грамотные, не вкладываются, ленивые и т.д. Просто так устроен мир. Задачи родителей другие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|