|
Мышление - процесс познания. Или... Развиваем мышление.Автор статьи: Ушакова Татьяна Валерьевна
Как всегда начнем с определения. Вернее с определений, потому что одного, более полного, не нашла.
Большая советская энциклопедия: Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую степень человеческого познания.
Словарь аналитической психологии В. Зеленского: Мышление – умственный процесс интерпретации того, что воспринято.
Википедия: Мышление – высшая степень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Большой психологический словарь (Мещеряков Б., Зинченко В.): Мышление – психологический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
Если вы внимательно прочитали определения, то смогли выделить два основных условия:
Поскольку мышление – это умственный процесс, а не природная данность, то этому навыку можно обучиться. А так как это процесс познания, то он включает в себя не только устоявшиеся знания, но и постоянное пополнение новыми знаниями и возможность видеть в объеме.
Наиболее привычным для человека является линейное мышление. Линейное мышление – это мышление, которое выстраивается в одну линию, где рассматривается только одна сторона. При линейном мышлении всегда существует оценка информации, событию и т.п. – положительная или отрицательная. Из вышеперечисленного следует, что линейное мышление включает в себя только одно условие – умственный процесс. Чаще всего это процесс поиска подтверждения своих мыслей, убеждений, точек зрения, представлений. Такое мышление я называю «одноколейным», когда ваши мысли идут только по одной колее.
Линейное мышление присуще каждому, но в разной степени. Это вы можете пронаблюдать за собой, когда начинаете доказывать что-то, что, по-вашему мнению, правильно. В этот момент вы не допускаете, что и другая сторона тоже может быть права. Появляется две несовместимые правды, причем каждая правда в обоих доказательствах будет непротиворечива.
Это очень хорошо можно увидеть в притче.
Один философ взял себе учеников и сказал им: — «Я обучу вас так мыслить, что вы выиграете любой суд».
Когда пришло время платить за обучение, то один из учеников отказался. Философ подал на него в суд.
На суде ученик сказал: «Если я проиграю, то учитель нас обманул, ведь он сказал, что мы выиграем любой суд. Если я выиграю, то он обучает нас тому, чем сам не владеет. За что же ему платить?»
Ученик философа так же прав, как и философ.
При столкновении двух противоположных «одноколейных» мышлений всегда возникает конфликт. Один из взаимодействующих начинает отстаивать свою сторону (колею) и не оказывается готов посмотреть на проблему с противной стороны. Желание оставаться правым – основная причина конфликтов, о каком тут познании может идти речь!
Условная схема «одноколейного» мышления такова:
Основными минусами подобного мышления будут:
Результат такого мышления – вечная борьба и страдание. Это касается не только личных взаимоотношений, но и всех сфер взаимодействий. Неумение увидеть новые возможности в своем бизнесе, ведет к краху бизнеса как такового.
Как я уже сказала, «одноколейное» мышление присуще каждому человеку в разной степени, исключения могут составить только люди просветленные.
Как можно отследить, что вы находитесь в «одноколейном» мышлении?
Первый признак – вы на одной из возможных сторон и начинаете ее отстаивать.
Второй признак – ваши мысли идут только в одном направлении. Третий признак – наличие оценки событию, человеку и т.д.
Существует и другое мышление, я его называю объемным, которое включает в себя не только первое, но и второе условие – познание. При таком мышлении вы можете использовать любые точки отсчета мышления. А главное – в нем нет оценки положительно это или отрицательно. Единственной оценкой может быть только – хорошо или плохо это лично для вас. Но подобная оценка ведет вас к пониманию себя, а не к конфликту.
Условная схема объемного мышления:
В каких-то случаях мы пользуемся «одноколейным» мышлением, в каких-то – объемным. В тех случаях, когда что-то касается лично нас, мы автоматически переходим на «одноколейное» мышление, включая защиту своего мнения, убеждения, точки зрения.
Закон Падноса (из законов Мерфи): Люди терпимы лишь к тому, что их не касается.
Мышление – это не данность от рождения, а навык. И любой навык можно развить, если, конечно, на то есть желание.
Одним из самых простых упражнений на развитие мышления является поиск максимального количества вариантов использования обычных предметов.
Возьмите в руки какой-нибудь предмет, например карандаш, зубную щетку, вазу для цветов и найдите 10-20-30… способов их использования. Сложно? Нет, не сложно, просто не привычно.
Упражнения, рассчитанные на развитие мышления, имеют в основе своей один принцип – научить человеческий мозг задавать необычные вопросы, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Вот несколько упражнений, которые я рекомендую вам выполнять регулярно, очень хорошо их использовать в виде игры, когда вы собираетесь с друзьями.
Существуют более сложные упражнение для развития объемного мышления. Чтобы не скатиться на рельсы «одноколейного» мышления, отнеситесь к этим упражнениям как к игре.
Последовательность выполнения этого упражнения:
1. Опишите свое исходное состояние. 2. Выпишите все возможные варианты ваших действий без оценки последствий. 3. Напротив каждого действия напишите все возможные состояния, которые вы получите при реализации ваших действий. 4. Вы получили объемное видение ситуации, которое дает вам возможность лучше ориентироваться в ней.
Я еще раз напоминаю, что мышление – это навык, который возможно развить, а направляя свое мышление на познание, вы обогащаете свой мир и свою жизнь и выводите себя из мира борьбы, страдания и однообразия.
С уважением, Татьяна Ушакова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|