“Творчество - это интеллект, получающий удовольствие.”
Альберт Эйнштейн.
Дивергентное или латеральное мышление - это многочисленные творческие решения одной и той же проблемы. Это спонтанный, подвижный, нелинейный подход, основанный на любопытстве и инакомыслии. Этот способ мышления распространен среди детей, которые с радостью, воображением и свежим взглядом делают свое мышление более свободным.
Дивергентное мышление становится все более важным в нашем современном мире. В обществе, которое привыкло имитировать похожие навыки, наступает момент, когда крупные компании начинают ценить другие умения. Новые измерения привносят в процесс изобретательность и жизнеспособность. Человек, который способен обеспечить инновации и творчество, становится более конкурентоспособным на трудовом рынке.
Но наши школы и наши вузы продолжают расставлять приоритеты в методологии привычного линейного образа мышления. В 1960-х годах Джой Пол Гилфорд разделил линейное и дивергентное мышления и определил их отличия друг от друга.
Хотя Гилфорд акцентировал внимание на важности развития у детей девиантного мышления, учебные заведения обращали на него мало внимания. Как правило, приоритетным методом обучения было то, где студенты должны были использовать линейное мышление, правила и структурированные процессы, чтобы получить ”правильное” решение. Во многих случаях эта стратегия полезна и необходима, тем не менее, нужно признать сложность, динамичность и непредсказуемость жизни. Поэтому нереально думать, что проблема имеет только одно решение. Вот почему мы должны научиться использовать дивергентное мышление.
К счастью, есть образовательные учреждения, которые поощряют своих студентов делать больше, чем найти правильный ответ. В таких школах ставится задача задавать новые вопросы.
Дивергентное мышление и психологические процессы
Прежде чем идти дальше, важно кое-что прояснить. Нет способа думать лучше или хуже. Линейное мышление полезно и необходимо во многих случаях. Проблема в том, что мы ”обучены” думать только таким способом. Мы пренебрегаем спонтанностью, остроумием и побеждаем свободу.
На многих курсах, целью которых является обучение людей дивергентному мышлению, студентам задают такие вопросы, как:
- Что ты можешь сделать с кирпичом и ручкой?
- Какую пользу вы можете придумать, если мы дадим вам зубную щетку и зубочистку?
Поначалу может быть трудно придумать хотя бы одну идею. Но некоторым людям удается придумать множество ответов и блестящих идей, поскольку они искусны в том, что Эдвард де Боно называет ”латеральным мышлением". Мы немного лучше поймем, как это работает, если рассмотрим, какие психологические процессы здесь задействованы.
Семантические сети или теория связности
Дивергентное мышление - это способность находить идеи, концепции и процессы между отношениями, в которых на первый взгляд, кажется, отсутствует сходство. Прежде чем идти дальше, важно кое-что прояснить. Нет способа думать лучше или хуже. Линейное мышление полезно и необходимо во многих случаях. Проблема в том, что мы ”обучены” думать только таким способом. Мы пренебрегаем спонтанностью, остроумием и побеждаем свободу.
На многих курсах, целью которых является обучение людей дивергентному мышлению, студентам задают такие вопросы, как:- Что ты можешь сделать с кирпичом и ручкой?- Какую пользу вы можете придумать, если мы дадим вам зубную щетку и зубочистку?
Поначалу может быть трудно придумать хотя бы одну идею. Но некоторым людям удается придумать множество ответов и блестящих идей, поскольку они искусны в том, что Эдвард де Боно называет ”латеральным мышлением". Мы немного лучше поймем, как это работает, если рассмотрим, какие Креативность, с точки зрения знающих психологов, говорит о том, что у людей разные психические ассоциативные связи:
- Люди, имеющие ”крутые” семантические сети, более логично и линейно мыслят.
- Люди, обладающие «плоской» семантической сетью имеют способность объединять психологические связи. Это означает, что иногда эти люди соединяют две вещи друг с другом, даже если это не имеет смысла, но такая сеть будет способствовать более блестящим результатам.
Правое и левое полушария головного мозга
Мы много раз слышали, что правое полушарие отвечает за творчество, а левое - за логику. Поэтому, согласно этой теории, люди, которые используют более необычное или латеральное мышления, больше используют правую сторону мозга. Однако мы должны быть осторожны с таким обобщением о латеральной полимеризации или о доминирующем положении части мозга в мыслительных процессах, потому что на самом деле это действительно спорное предположение.
Мы не могли бы видеть работу мозга в целом, если бы она действительно находилась в изолированных областях. На самом деле, когда мы создаем идею, любую - гениальную, консервативную, логичную или очень творческую, мы используем наш мозг в целом. Ключ в том, как мы соединяем одну идею с другой. Большинство гениальных людей используют древовидный процесс мышления. Другими словами, они образуют связи в обоих полушариях, а не только в одном.
Как я могу научиться думать по-другому?
« Воображение — это начало создания.
Вы воображаете то, что хотите; вы желаете то, что воображаете; и, наконец, вы создаете то, что желаете. » Джордж Бернард Шоу
Как мы уже говорили, все мы, независимо от возраста, можем вовлекать и усиливать дивергентное мышление. Для этого мы уделяем особое внимание четырем различным областям:
- Беглость - способность генерировать большое количество мыслей.
- Гибкость - способность создания широкого спектра идей, основанных на различных областях знаний, данных.
- Оригинальность - способность создавать инновационные идеи.
- Развитие - способность улучшать мысли, способность развивать их.
Вот четыре способа улучшить вышеупомянутые способности:
Как мы уже говорили, все мы, независимо от возраста, можем вовлекать и усиливать дивергентное мышление. Для этого мы уделяем особое внимание четырем различным областям:
- Беглость - способность генерировать большое количество мыслей.
- Гибкость - способность создания широкого спектра идей, основанных на различных областях знаний, данных.
- Оригинальность - способность создавать инновационные идеи.
- Развитие - способность улучшать мысли, способность развивать их.
Вот два способа улучшить вышеупомянутые способности:
Упражнение Synectic
"Synectic" - это термин, созданный психологом Уильямом Дж. Гордоном. В принципе, это означает способность находить связи и отношения между понятиями, объектами и идеями, которые, кажется, не связаны друг с другом. Это упражнение требует большой умственной работы. Мы можем делать это каждый день, выбирая концепции сами.
- Например: Что я могу сделать со скрепкой и ложкой? Какие отношения могут быть у реки Лимпопо в Африке и сибирского озера Байкал?
Техника SCAMPER (аббревиатура от англ. Substitute Combine Adapt Modify Put Eliminate Reverse) — методика креативности в форме проверочного списка
Это следующая творческая стратегия развития идеи, созданная Бобом Эберли. действительно полезна для в создании каких-либо инновационных проектов и в тренировке креативного мышления. Например, мы должны найти какие-то идеи в своей работе. Затем, когда у нас есть эта " идея”, мы фильтруем ее многими ”фильтрами”.
- Замените один элемент идеи на другой (Что мы можем изменить в веселом времяпрепровождении? А в нашей работе?).
- Затем объедините все (что мы можем сделать, чтобы наша работа стала более увлекательной?).
- Адаптируйте это (что люди могли бы сделать, чтобы быть менее напряженными на рабочем месте?)
- Отредактируйте это (как мы можем работать без стресса?)
- Дайте этому другое применение (что есть такого на рабочем месте, что я мог бы сделать более забавным?)
- Что-то удалите (что, если я приеду на работу немного раньше, чтобы использовать остаток дня лучше?)
- Реформируйте это (что будет, если я осмелюсь...?)
Творческое мышление и настроение
Хорошим дополнением к этому рассказу может стать очень интересная книга психолога Дж. Нины Либерман «Playfulness: Its Relationship to Imagination and Creativity» (Игривость: ее отношение к воображению и творчеству), в которой она излагает концепцию под названием «Манифест радости». Креативное мышление идет рука об руку с радостью, оптимизмом и внутренним благополучием. Хорошие отношения, достаточный отдых и жизнь без напряжения, тревоги и стресса дают нам идеальные условия для креативного мышления.
Испытывая чрезмерное напряжение и постоянную спешку, мы пренебрегаем многими ценными идеями, открытиями. Поэтому можно сделать вывод, что такое мышление рождается из определенного отношения к жизни: свободного и счастливого с одной стороны и открытого новым переживаниям, с другой …