Дивергентное и конвергентное мышление учащихся

Дивергентное и конвергентное мышление учащихся

Человек – существо творческое. Этим даром наградила его природа. Чем больше он проявляет творческую активность в деятельности, тем быстрее и лучше развиваются творческие способности. В конечном счете, жизненный уровень каждого зависит от его творческого потенциала.

Прежде всего, необходимо остановиться на самом понятии творчества, которое трактуется по-разному в различных источниках. Наиболее распространенным и приемлемым можно назвать следующее: «Творчество – это деятельность человека или группы людей по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творческая личность должна обладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, благодаря которым создается что-то новое, оригинальное».

Английский ученый Г.Уолдес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение (инсайт) и проверку. Именно творческим моментом считается инсайт – интуитивное, мгновенное схватывание проблемы, искомого результата.

Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей зависит его жизненный уровень.

Психологические исследования в школах зарубежья и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Способности, навыки и умения, приобретенные и развитые на учебных занятиях, дети достаточно эффективно переносят и в повседневную жизнь. Но как определить, какие занятия и упражнения развивают творческий потенциал личности, а какие нет? Лучше всего это объяснить через сопоставление креативного или дивергентного (творческого) мышления и традиционного конвергентного мышления, на развитие которого ставится акцент в большинстве российских и зарубежных школ, когда учителя обычно предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям:

  • степени точности ответа;
  • степени подробности;
  • скорости (кто раньше);
  • аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях).

Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят, при соответствующих критериях оценки, к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление – тот вид мышления, который характеризуется разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и большой свободой в решении проблем. Ведь реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют однозначных «правильных» ответов, в отличие от учебных задач и проблем. Дети в традиционной школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала учеников. Это можно воплощать в жизнь, не отходя от традиционных учебных программ, используя на обычных уроках упражнения, направленные как на развитие конвергентного мышления, так и дивергентного. А можно и проводить факультативные занятия, используя специальные курсы по развитию творческих способностей учащихся. Так, сегодня очень популярны курсы, основанные на модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда, его подходов к развитию творческого мышления, а также на основе эффективных развивающих программ Дж.Рензулли. Среди них наиболее популярными являются «Курс развития творческого мышления» Ю.Б.Гатанова. (СПб.,1996) и «Развиваем творческую активность. Игры и упражнения для детей и взрослых» Т.Г.Любимовой (Чебоксары,1996).

Основной техникой данных программ, по мнению Дж.Гилфорда, Дж.Рензулли и других, является «брейнсторминг» или метод «мозгового штурма», для проведения которого необходимо:

  • найти для учащихся проблему, которая имеет множество правильных решений;
  • поощрять учащихся в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются «дикими», непрактичными и сумашедшими;
  • ценить не качество ответов, а их количество (устроить, например, соревнование, где выигрывают учащиеся, предложившие больше способов решения проблемы);
  • воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

Естественно, учителей не может не волновать то, насколько эффективна проводимая ими работа по развитию творческих способностей учащихся. Для оценки уровня креативности в настоящее время наиболее широко используются тесты творческого мышления Торренса, батарея креативных тестов Гилфорда , опросник креативности Джонсона и другие. Наряду с ними используется и модель творческого поведения ребенка Вильямса, предложенная сегодня Вам. Данная модель предлагает учителям полную систему, включающую стратегии обучения – параметр 2 через основное содержание – параметр 1 для развития креативных показателей детей – параметр 3, тесно связанных с творческим процессом и творческой личностью.

С помощью данной модели можно провести оценку творческих возможностей по восьми факторам параметра 3 , а также можно оценить те изменения, которые произошли после проведения занятий, развивающих творческие способности. Эту модель вполне можно использовать администрации учебных заведений для оценки творческих способностей учителей.

Александр и Елена Созончук, семейные  психологи-психотерапевты, действительные члены Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Психологический центр "РОСТ" г.Санкт-Петербург 



Просмотров: 642
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О важности развития творческого мышления.
  • Развитие творческого мышления
  • О механизме творческого мышления.
  • Проблема творческого мышления. Гендерная и половая принадлежность как влияющий фактор
  • II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышления
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Диагностика уровня творческого потенциала с помощью теста П.Торренса
  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов
  • Что мешает развитию наших творческих способностей?
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Развитие творческих способностей детей в условиях самоизоляции
  • «Типовые модели мышления» «Рамка проблемы и Рамка решения»
  • 3 правила развития творческого интеллекта
  • Трудности в обучении. Тактильные упражнения для развития мышления дошкольников.
  • Самоконтроль как сила концентрации или управления собой. Развитие творческих способностей.
  • Мы сами можем сделать свою жизнь ярче и интереснее! Способы развития креативного мышления.
  • Безответственные дети или как родителям не сойти с ума_Когнитивная модель позитивного мышления.
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • Ловушки мышления. Можно было бы...
  • " Утренние страницы ". Упражнение для раскрытия творческого потенциала.
  • Какие задачи, кроме учебных приходится решать ребенку?
  • Иной взгляд на жизнь или то к чему приводит развитие мышления
  • Упражнения для смены стереотипов мышления
  • Упражнения для смены стереотипов мышления
  • Можно ли с помощью психотерапии решить все психологические проблемы и больше к ним не возвращаться?
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • «Сколько сеансов необходимо, для решения моей проблемы?»
  • Виды мышления: критическое, творческое, эвристическое.
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь