|
Дивергентное и конвергентное мышление учащихсяАвтор статьи: Созончук Александр Михайлович
Человек – существо творческое. Этим даром наградила его природа. Чем больше он проявляет творческую активность в деятельности, тем быстрее и лучше развиваются творческие способности. В конечном счете, жизненный уровень каждого зависит от его творческого потенциала. Прежде всего, необходимо остановиться на самом понятии творчества, которое трактуется по-разному в различных источниках. Наиболее распространенным и приемлемым можно назвать следующее: «Творчество – это деятельность человека или группы людей по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творческая личность должна обладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, благодаря которым создается что-то новое, оригинальное». Английский ученый Г.Уолдес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение (инсайт) и проверку. Именно творческим моментом считается инсайт – интуитивное, мгновенное схватывание проблемы, искомого результата. Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей зависит его жизненный уровень. Психологические исследования в школах зарубежья и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Способности, навыки и умения, приобретенные и развитые на учебных занятиях, дети достаточно эффективно переносят и в повседневную жизнь. Но как определить, какие занятия и упражнения развивают творческий потенциал личности, а какие нет? Лучше всего это объяснить через сопоставление креативного или дивергентного (творческого) мышления и традиционного конвергентного мышления, на развитие которого ставится акцент в большинстве российских и зарубежных школ, когда учителя обычно предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям:
Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят, при соответствующих критериях оценки, к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление – тот вид мышления, который характеризуется разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и большой свободой в решении проблем. Ведь реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют однозначных «правильных» ответов, в отличие от учебных задач и проблем. Дети в традиционной школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала учеников. Это можно воплощать в жизнь, не отходя от традиционных учебных программ, используя на обычных уроках упражнения, направленные как на развитие конвергентного мышления, так и дивергентного. А можно и проводить факультативные занятия, используя специальные курсы по развитию творческих способностей учащихся. Так, сегодня очень популярны курсы, основанные на модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда, его подходов к развитию творческого мышления, а также на основе эффективных развивающих программ Дж.Рензулли. Среди них наиболее популярными являются «Курс развития творческого мышления» Ю.Б.Гатанова. (СПб.,1996) и «Развиваем творческую активность. Игры и упражнения для детей и взрослых» Т.Г.Любимовой (Чебоксары,1996). Основной техникой данных программ, по мнению Дж.Гилфорда, Дж.Рензулли и других, является «брейнсторминг» или метод «мозгового штурма», для проведения которого необходимо:
Естественно, учителей не может не волновать то, насколько эффективна проводимая ими работа по развитию творческих способностей учащихся. Для оценки уровня креативности в настоящее время наиболее широко используются тесты творческого мышления Торренса, батарея креативных тестов Гилфорда , опросник креативности Джонсона и другие. Наряду с ними используется и модель творческого поведения ребенка Вильямса, предложенная сегодня Вам. Данная модель предлагает учителям полную систему, включающую стратегии обучения – параметр 2 через основное содержание – параметр 1 для развития креативных показателей детей – параметр 3, тесно связанных с творческим процессом и творческой личностью. С помощью данной модели можно провести оценку творческих возможностей по восьми факторам параметра 3 , а также можно оценить те изменения, которые произошли после проведения занятий, развивающих творческие способности. Эту модель вполне можно использовать администрации учебных заведений для оценки творческих способностей учителей. Александр и Елена Созончук, семейные психологи-психотерапевты, действительные члены Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Психологический центр "РОСТ" г.Санкт-Петербург Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|