Ужасные процессы, ограничивающие мышление

Автор статьи: Илья Архипов

«Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.» З. Фрейд

Ужасные процессы ограничивающие мышление

Вы когда-нибудь хотели, чтобы ваши желания исполнялись, стремились достигнуть поставленных целей? Я уверен, многие из вас ответят – да. И это прекрасно, приближаться к желаемому, и получать его!

Правда подходы к желаемому у людей разные. Если вы сейчас вспомните свою цель, можете спросить себя – «На что больше всего я обращаю свое внимание – на способы достижения цели, или на глубину своих страданий, от того, что цель не достигнута?» Я уверен, что ответ на этот вопрос вы найдете, прочитав статью.

Мера ответственности

Существует устойчивый стереотип, что эгоисты – плохие люди, а альтруисты – хорошие. Одни живут только для себя, другие – улучшают мир. У этих определений есть и обратная сторона – то, что игнорируется и обесценивается, а именно – мера ответственности. Ответственность означает признание за собой определенных обязательств – за себя, за свои поступки и слова, за других людей. Это качество традиционно приписывают взрослым людям, и на мой взгляд - ответственность свойственна развитой личности.

Как вы полагаете, что получится, если эгоист, который сосредоточен на собственных интересах, перестанет игнорировать потребности других людей?
А если альтруист, внезапно вспомнит о своих собственных потребностях и ответственность за самого себя, свое здоровье и благополучие?

То, что я вижу в обоих крайностях – это процесс игнорирования возможностей и способностей. Ведь можно быть разным, уникальным, быть то одним, то другим. Вселенная изобилует возможностями, они есть у альтруиста, и у эгоиста, и у вас.
А то, что мешает использовать эти возможности, называется игнорированием, или обесцениванием.

Что такое обесценивание

Обесценивание – внутрипсихический процесс, лимитирующий мышление. (За развитие теории пассивности и обесценивания, Джеки и Аарон Шифф и получили Премию Эрика Берна.)



Понять, как как мы обесцениваем других людей – не сложно, для этого достаточно сознательно, или бессознательно принижать достоинства других людей, считать, что они не имеют способностей, не могут думать, или действовать.
Нас же интересует внутренняя составляющая, и психологический процесс обесценивания, а главное то, как это явление нам портит жизнь, мешает решать проблемы.

Очень часто мы игнорируем свои потребности, желания, чувства, мысли, идеи. Появился неприятный стимул в теле – «а, и ладно, само пройдет». А потом прошла неделя, другая, месяц – и уже хроническое заболевание. Было желание сделать комплимент человеку, или выразить искренние чувства, подумали, что «ему итак хорошо» или «а вдруг он что-то не так подумает» - и больше вы с ним не общаетесь, упущена возможность дружбы, или отношений.
Обесценивание очень сильно напоминает стратегию страуса, в любой непонятной ситуации – сунь в голову в песок – и проблем как бы и нет, в песочке тепло и хорошо. Голове. А остальное можно игнорировать.

Уровни обесценивания

Вспомните, пожалуйста, ситуацию, которая часто с вами повторяется, может есть некая особенность в общении с определенными людьми, или вы ставите цели, затем останавливаетесь на пол пути. Сейчас мы попробуем понять - на каком из уровней обесценивания находится корень вашей проблемы.

1. Игнорирование самого факта существования проблемы.
Иногда, человек просто не осознает, то что с ним происходит – это проблема. Раз выпьет, два, три раза в день, потом запоями – и все хорошо «да это ж не проблема совсем, ну пью, все пьют, чем я хуже других». Или регулярные ссоры в семье, которые не считаются проблемой, которую нужно решать, а так, просто неприятные стимулы – «покричит и успокоится».
Если мы не осознаем сам факт наличия проблемы, то другие уровни – вне сферы нашего внимания.

2. Игнорирование значимости проблемы
На этом уровне, человек осознает, что у него есть проблема. Но это так, проблемка мелкая, которая не требует внимание, есть дела и поважнее. Например, мама знает, что преподаватель в школе ничему не учит ее ребенка, они там на уроках мультики смотрят, в смартфонах играются, а учитель болтает по телефону весь урок. И мама думает – «да, моего ребенка плохо учат, но это ерунда, сам захочет, почитает, зачем заставлять».
То, что проблема не значима, подразумевает, что нет возможностей ничего изменить.

3. Игнорирование возможности решения проблемы
Человек осознает значимость проблемы – и сидит сложа руки. Он не ищет варианты, потому, что считает, что ничего не может изменить. Мама из предыдущего примера может подумать: «Ребенка нужно хорошо учить, но вся система образования такая, ничего не поделаешь, я всего лишь винтик в системе».
И последний уровень игнорирования заставляет задуматься «кто же я, и что я могу».

4. Игнорирование собственных способностей решения проблемы
Как ни странно - у каждого здорового человека есть мозг, который является суперкомпьютером, способным решать сложнейшие задачи. А это значит, что у каждого есть способности – влиять на ситуацию, изменять свою жизнь. Бывает, что человек видит много возможностей – заболевший может обратиться в поликлинику или вызвать врача, недовольный гражданин может написать письмо в администрацию или пойти к депутату, когда недостаток финансов – можно устроиться на другую работу, или взять кредит для открытия своего дела. Возможностей – миллионы.
Но некоторые люди, видя эти возможности, убеждены, что они не для них, что недостойны этой работы, или «не смогу написать нужное письмо правильно». А следствие - проблема не решается, цели не достигаются.


Как жить счастливо

Мы рассмотрели уровни игнорирования, и вы можете проанализировать свою ситуацию, и определить – на каком уровне решения проблемы застряли именно вы, какие элементы игнорирования вам свойственны в жизни?
Вы могли заметить, что за каждым уровнем скрываются специфические убеждения – запишите их, и примите решение перестать игнорировать проблемы.

Я уверен, как только вы возьмете ответственность за свои способности, осознаете возможности решения проблем, признаете то, что проблема важная, и ее нужно решать – вы точно сможете повлиять на свою жизнь, и изменить ее к лучшему!

«Мы сами определяем направление ветра. Нет ничего важнее, чем принять ответственность за еще не совершенные шаги.» Сафарли Э.

Автор: Архипов Илья, психолог

Cтатья написана для HelpTalks.ru

Оригинал на моем сайте: Обесценивание и игнорирование 



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что объединяет людей сегодня: а есть ли это?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Что случится если не взять ответственность за свою жизнь
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • Игнорирование себя - что это?
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь