На каком нейро-логическом уровне находится Ваша проблема и как ее решать? (часть 2)

Часть 2.

 В Клиническое отделение Психотерапии, где я работала,  в разное время попали 3 мужчины после выхода из алкогольного запоя. Они были одного возраста и приблизительно равны по уровню образования. Проблемное поведение (запой) всех трех пациентов проявился на одном и том же нейро-логическом уровне – УРОВНЕ ПОВЕДЕНИЯ. Однако проблема каждого лежала на разных уровнях.

 СЛУЧАЙ 1.
Пациент И., вошел в запой, потому что его жена полюбила другого человека и решила уйти, захватив с собой пятилетнюю дочь. То есть человек жил себе в одной реальности, много работал, любил, обеспечивал семью, и «вдруг» на полном ходу жизни его семейная система должна перестроиться. Готовности и, тем более энергии, на перестройку не было и человек «выпал». Состояние запоя не типично для личности г-на И. Оно не конгруэнтно его убеждениям, ибо мужчина, по мнению г-на И., должен заниматься делом, а не пить и бездельничать. Проанализировав ситуацию по логическим уровням, стало понятно, что бОльший конфликт г-н И. показал, отвечая на вопросы четвертого уровня - СПОСОБНОСТЕЙ. То есть, отвечая на вопрос КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО, г-н И. ответил – «Как только я представлю, что жена забрала дочь, испытываю чувство такого горя...».

 Вообще, когда человек сталкивается с серьезной проблемой ему необходимо время – для осознания, горевания, накопления сил для жизни в новых условиях и крайне желательна внешняя помощь или поддержка. Мне нравится цитата из советского фильма «Мачеха» – «когда растение пересаживаешь, то ему для приживания в новых условиях необходимо время и тепло, а тут живой человек!»

Вспоминаем Дилтса и ищем решение проблему г-на И. на уровнях выше УРОВНЯ СПОСОБНОСТЕЙ. Но не забываем и про уровни ниже, т.к. психологическую поддержку необходимо давать на УРОВНЕ ОКРУЖЕНИЯ. Затем, по мере накопления сил г-на И., расширяем его Убеждения и Ценности на соответствующем Уровне.

Например, «для дочери ты остаешься все тем же папой, а, учитывая непонимание ею ситуации с разводом родителей, она может еще больше нуждаться в тебе». Или – «ты можешь только догадываться о том, как твоя жена объяснила факт вашего развода дочери, но у тебя всегда остается возможность объяснить все дочери лично и сказать ей, как ты ее любишь». Т.е., если есть «узкие» убеждения по поводу развода, отцовства и прав, расширяем их.  В результате г-н И. посмотрел на всю ситуацию под другим углом зрения, стал продумывать стратегию своего нового поведения (как бывшего мужа, но прежнего и более нужного папы). Кроме того, г-на И. поддерживали друзья и родители, так как по своей ИДЕНТИЧНОСТИ он был верным другом и любящим сыном, что давало дополнительный ресурс и способствовало выздоровлению.

СЛУЧАЙ 2.
Г-н П. вошел в запой, потому что не мог контролировать свой страх и гнев по поводу потери работы. Наш приблизительный разговор на групповой терапии:

– Почему ты не смог сдержаться и не напиться?

– Мне трудно справиться с чувствами, поэтому так получилось.

(как позже выяснилось подобное поведение, как употребление алкоголя и  развитие физического недомогания вследствие этого, имело свою ЦЕННОСТЬ для г-на П. - можно «отдохнуть, не заниматься ничем и накопить силы»).

– Почему ты быстро устаешь на работе?

– Она мне не нравится, но работать надо (конфликт убеждений «НАДО и ХОЧУ»).

– Почему тебя второй раз сокращают на работе?

– Видимо, я недостаточно нужный и квалифицированный специалист.

– Что помешало стать нужным, ведь ты бы смог?

– Мне работа не интересна.

– Почему ты не сменишь ее?

– Я думаю, что меня нет особых талантов и интересов, впрочем, как и у моих родителей.

В этом случае проблема лежит на УРОВНЕ УБЕЖДЕНИЙ и ЦЕННОСТЕЙ. Тут важно задать вопросы с более высокого уровня, что поможет человеку разобраться с его убеждениями, от чего они его защищают и чему мешают, а также как он представляет себя и кем ощущает.

 Например, мои вопросы с УРОВНЯ ИДЕНТИЧНОСТИ:

  • Ты говорил, что твой друг специалист и у него интересная работа, чем она тебе интересна?
  • Мог бы ты представить себя на его месте в профессии?
  • Что бы ты изменил тогда в его профессии?
  • Хотел бы ты иметь ту работу, которая бы тебе нравилась?
  • Каким бы ты стал тогда по твоим ощущениям?
  • Каких Личностных качеств по твоему ощущению тебе не хватает для этой профессии?
  • Каких умений не хватает?

То есть, начиная с ИДЕНТИЧНОСТИ, мы спускаемся на более низкие уровни пирамиды до УРОВНЯ НАВЫКОВ, затем выстраиваем на нижних уровнях соответствие новой идентичности г-на П. То есть:

- А чтобы тогда изменилось в твоей жизни (дома, в семье, в кругу друзей, с твоим характером и поведением), когда ты работал бы на любимой работе?

 Или зайдем с более высокого УРОВНЯ МИССИИ г-на П.:

– Как ты думаешь (чувствуешь), есть ли у тебя ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ в жизни, в чем  оно? Неужели лежать на диване и напиваться, чтобы побороть чувства? Почему ты не хочешь дать себе шанс и попробовать получить новую профессию? Кем ты себя представлял в детстве? Почему так случилось, что ты предал свою мечту? Жалеешь ли ты об этом? А о чем ты жалеешь? (вопрос личной миссии г-на П.).

Или:

– А ты рассказывал, что твой дед был героем в твои годы. Как ты думаешь, как твой дед справлялся со своим страхом? Как его называют в семье? Каково было значение его подвига для семьи? Чем ты хуже его? Что бы он тебе посоветовал бы сейчас? А что ты будешь рассказывать своим детям о том, как ты справлялся со своими трудностями?» (вопрос миссии г-на П. в семейной системе).

Или:

– Как бы ты представлял себя сейчас, если бы достиг успехов в профессии своей мечты?

Или:

– Что бы ты делал, работая на любимой работе?  Каким бы чувствовал себя? Чем тебе интересна передача опыта молодым? (вопросы миссии г-на П. в профессиональном сообществе).

С г-ном П. нам удалось поработать немного, но мотивация, желание и силы  изменить свою жизнь у него появились.

 Как говорил Дилтс: «когда у нас есть доступ к ДУХОВНОМУ УРОВНЮ, то есть к Миссии, Ценности и Целям, мы ощущаем единство с Миром, единство с самим собой» (2).

 СЛУЧАЙ 3.
Пациент С. обладал специфичной ИДЕНТИЧНОСТЬЮ. Он ничего не хотел, в мечтах представлял себя счастливым победителем в компьютерно-карточных играх, в реальности был бездельником и получал удовольствие от траты денег и выпивки. То есть по ИДЕНТИЧНОСТИ он был «прожигателем» жизни, человеком с  алкогольной и игровой зависимостями, проявляющимися  в  антисоциальном поведении. Со стороны здоровья г-н С. имел диагноз личностного расстройства, отягощенного снижением уровня личности по алкогольно-органическому типу.  В итоге мы видим разрушение личности и  проблему на УРОВНЕ ИДЕНТИЧНОСТИ. Но КОНФЛИКТА как такового нет. Так как  конфликта нет, то проблема своего поведения не доставляет г-ну С. никаких хлопот. Пока у него есть ресурсы (здоровье, деньги, которые ему выдают родные и т.д.), он не мотивирован решать проблему. А соответствующие защиты и игнорирования  «позволяют не видеть» своей проблемы.  Кстати, более низкие Уровни пирамиды у г-на С. (убеждения, навыки, поведение, окружение) вполне соответствуют его УРОВНЮ ИДЕНТИЧНОСТИ, т.е. он имеет полную конгруэнтность уровней, правда отрицательную.

Как же работать в случае с г-ном С., когда конфликта на уровнях Пирамиды  нет, проблема отрицается, а работа с мотивацией через ДУХОВНОЕ ему недоступна (и даже небезопасна) по фактическому статусу его здоровья?  В этом случае начинать следует не с верхних уровней Пирамиды, а с нижних. То есть необходимо менять самый нижний УРОВЕНЬ ОКРУЖЕНИЯ на лечебное окружение – например, в нашем примере это реабилитационные центры лечения алкоголизма, занятия в группах Анонимных Алкоголиков и присмотр наставника, занятия с психологом. В этой среде прививается новый стиль трезвого поведения, развиваются новые навыки жить, думать и чувствовать себя в трезвости, то есть навыки социализации, с постепенным формированием личности  на более высоких уровнях Пирамиды.

 Начинать с нижних уровней необходимо во всех случаях при психотическом уровне организации личности (это психоаналитический термин, не путать с уровнями Дилтса), когда человеку также недоступны понятия высоких уровней Пирамиды.  Например, в США в двадцатом веке супруги Арон и Джэки Шифф создали свой Институт Катексиса, как центр лечения психических больных. «Он возник в результате работы с гебефренной формой шизофрении» (4). Метод Шиффов изучается в модальности Транзактного анализа. В основе метода лежит идея глубокого повреждения Внутреннего Ребенка и наличие сумасшедшего Внутреннего Родителя с соответствующими разрушительными предписаниями, явившимися причиной развития психического заболевания (по одной из версий причина болезни в двойных посланиях родителей - тот самый double bind как у Дилтса). Больного человека погружают в новое здоровое окружение, приглашая вернуться в возраст младенчества, окруженное здоровым поведением новых родителей, работающих в этом институте. Постепенно у больного человека формируются новые навыки поведения, мышления и чувствования. Так начинается формирование личности с нижнего уровня, правда ускоренными методами, по сравнению с естественным взрослением ребенка.

 В завершении - я рекомендую использовать метод Пирамиды Дилтса в работе, как наглядное средство для понимания собственной картины мира.

 На каком нейро логическом уровне находится Ваша проблема и как ее решать  часть 2


До новых встреч.

Литература:

  1. Роберт Дилтс, Стратегии гениев в трех томах.
  2. Роберт Дилтс,  НЛП: Навыки эффективного лидерства.
  3. Bateson, G., Steps to an Ecology of Mind, Ballantine Books.
  4. Ян Сюарт и Вэнн Джойнс, Современный трансактный анализ.

 

 Рис. выполнила  Наталья Человечкова



Просмотров: 747
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • На каком нейро-логическом уровне находится Ваша проблема и как ее решать? (часть 1)
  • А есть ли мальчик? Или три уровня личности в экзистенциальном анализе
  • То, что в тебе хотят изменить, часто и есть твой самый сильный ресурс
  • о психотическом уровне организации личности
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Надо ли есть, когда не хочется есть?
  • Он говорит - что проблема в вас. Когда есть сомнения, того ли мужчину вы выбрали.
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Когда есть Выбор - это Проблема
  • Манипулятор через призму Пирамиды Р.Дилтса
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Что делать, когда вам за 40 и в жизни есть всё... кроме мужчины?
  • Когда тебя «не надо», а ты ЕСТЬ
  • Тебе не стыдно, а?! У тебя совесть-то есть?!
  • Когда проблема есть, а психолога под рукой не оказалось... Чё делать-то?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Велисвет-метод - трансформация личности на глубинном уровне.
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Есть женщины в русских селеньях... (почему трудно держать себя в руках)
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Цель - есть. План - есть. Результата - нет... Почему?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Все что тебе нужно для счастья - есть в тебе самой
  • Если в тебе есть это, то ты не живешь на 100%
  • Почему так страшно принимать себя таким, какой ты есть?
  • А есть А. Или почему в первую очередь нужно слушать себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь