|
На каком нейро-логическом уровне находится Ваша проблема и как ее решать? (часть 2)Автор статьи: Катрасева Людмила Павловна
Часть 2. В Клиническое отделение Психотерапии, где я работала, в разное время попали 3 мужчины после выхода из алкогольного запоя. Они были одного возраста и приблизительно равны по уровню образования. Проблемное поведение (запой) всех трех пациентов проявился на одном и том же нейро-логическом уровне – УРОВНЕ ПОВЕДЕНИЯ. Однако проблема каждого лежала на разных уровнях. СЛУЧАЙ 1. Пациент И., вошел в запой, потому что его жена полюбила другого человека и решила уйти, захватив с собой пятилетнюю дочь. То есть человек жил себе в одной реальности, много работал, любил, обеспечивал семью, и «вдруг» на полном ходу жизни его семейная система должна перестроиться. Готовности и, тем более энергии, на перестройку не было и человек «выпал». Состояние запоя не типично для личности г-на И. Оно не конгруэнтно его убеждениям, ибо мужчина, по мнению г-на И., должен заниматься делом, а не пить и бездельничать. Проанализировав ситуацию по логическим уровням, стало понятно, что бОльший конфликт г-н И. показал, отвечая на вопросы четвертого уровня - СПОСОБНОСТЕЙ. То есть, отвечая на вопрос КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО, г-н И. ответил – «Как только я представлю, что жена забрала дочь, испытываю чувство такого горя...». Вообще, когда человек сталкивается с серьезной проблемой ему необходимо время – для осознания, горевания, накопления сил для жизни в новых условиях и крайне желательна внешняя помощь или поддержка. Мне нравится цитата из советского фильма «Мачеха» – «когда растение пересаживаешь, то ему для приживания в новых условиях необходимо время и тепло, а тут живой человек!» Вспоминаем Дилтса и ищем решение проблему г-на И. на уровнях выше УРОВНЯ СПОСОБНОСТЕЙ. Но не забываем и про уровни ниже, т.к. психологическую поддержку необходимо давать на УРОВНЕ ОКРУЖЕНИЯ. Затем, по мере накопления сил г-на И., расширяем его Убеждения и Ценности на соответствующем Уровне. Например, «для дочери ты остаешься все тем же папой, а, учитывая непонимание ею ситуации с разводом родителей, она может еще больше нуждаться в тебе». Или – «ты можешь только догадываться о том, как твоя жена объяснила факт вашего развода дочери, но у тебя всегда остается возможность объяснить все дочери лично и сказать ей, как ты ее любишь». Т.е., если есть «узкие» убеждения по поводу развода, отцовства и прав, расширяем их. В результате г-н И. посмотрел на всю ситуацию под другим углом зрения, стал продумывать стратегию своего нового поведения (как бывшего мужа, но прежнего и более нужного папы). Кроме того, г-на И. поддерживали друзья и родители, так как по своей ИДЕНТИЧНОСТИ он был верным другом и любящим сыном, что давало дополнительный ресурс и способствовало выздоровлению. СЛУЧАЙ 2. Г-н П. вошел в запой, потому что не мог контролировать свой страх и гнев по поводу потери работы. Наш приблизительный разговор на групповой терапии: – Почему ты не смог сдержаться и не напиться? – Мне трудно справиться с чувствами, поэтому так получилось. (как позже выяснилось подобное поведение, как употребление алкоголя и развитие физического недомогания вследствие этого, имело свою ЦЕННОСТЬ для г-на П. - можно «отдохнуть, не заниматься ничем и накопить силы»). – Почему ты быстро устаешь на работе? – Она мне не нравится, но работать надо (конфликт убеждений «НАДО и ХОЧУ»). – Почему тебя второй раз сокращают на работе? – Видимо, я недостаточно нужный и квалифицированный специалист. – Что помешало стать нужным, ведь ты бы смог? – Мне работа не интересна. – Почему ты не сменишь ее? – Я думаю, что меня нет особых талантов и интересов, впрочем, как и у моих родителей. В этом случае проблема лежит на УРОВНЕ УБЕЖДЕНИЙ и ЦЕННОСТЕЙ. Тут важно задать вопросы с более высокого уровня, что поможет человеку разобраться с его убеждениями, от чего они его защищают и чему мешают, а также как он представляет себя и кем ощущает. Например, мои вопросы с УРОВНЯ ИДЕНТИЧНОСТИ:
То есть, начиная с ИДЕНТИЧНОСТИ, мы спускаемся на более низкие уровни пирамиды до УРОВНЯ НАВЫКОВ, затем выстраиваем на нижних уровнях соответствие новой идентичности г-на П. То есть: - А чтобы тогда изменилось в твоей жизни (дома, в семье, в кругу друзей, с твоим характером и поведением), когда ты работал бы на любимой работе? Или зайдем с более высокого УРОВНЯ МИССИИ г-на П.: – Как ты думаешь (чувствуешь), есть ли у тебя ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ в жизни, в чем оно? Неужели лежать на диване и напиваться, чтобы побороть чувства? Почему ты не хочешь дать себе шанс и попробовать получить новую профессию? Кем ты себя представлял в детстве? Почему так случилось, что ты предал свою мечту? Жалеешь ли ты об этом? А о чем ты жалеешь? (вопрос личной миссии г-на П.). Или: – А ты рассказывал, что твой дед был героем в твои годы. Как ты думаешь, как твой дед справлялся со своим страхом? Как его называют в семье? Каково было значение его подвига для семьи? Чем ты хуже его? Что бы он тебе посоветовал бы сейчас? А что ты будешь рассказывать своим детям о том, как ты справлялся со своими трудностями?» (вопрос миссии г-на П. в семейной системе). Или: – Как бы ты представлял себя сейчас, если бы достиг успехов в профессии своей мечты? Или: – Что бы ты делал, работая на любимой работе? Каким бы чувствовал себя? Чем тебе интересна передача опыта молодым? (вопросы миссии г-на П. в профессиональном сообществе). С г-ном П. нам удалось поработать немного, но мотивация, желание и силы изменить свою жизнь у него появились. Как говорил Дилтс: «когда у нас есть доступ к ДУХОВНОМУ УРОВНЮ, то есть к Миссии, Ценности и Целям, мы ощущаем единство с Миром, единство с самим собой» (2). СЛУЧАЙ 3. Пациент С. обладал специфичной ИДЕНТИЧНОСТЬЮ. Он ничего не хотел, в мечтах представлял себя счастливым победителем в компьютерно-карточных играх, в реальности был бездельником и получал удовольствие от траты денег и выпивки. То есть по ИДЕНТИЧНОСТИ он был «прожигателем» жизни, человеком с алкогольной и игровой зависимостями, проявляющимися в антисоциальном поведении. Со стороны здоровья г-н С. имел диагноз личностного расстройства, отягощенного снижением уровня личности по алкогольно-органическому типу. В итоге мы видим разрушение личности и проблему на УРОВНЕ ИДЕНТИЧНОСТИ. Но КОНФЛИКТА как такового нет. Так как конфликта нет, то проблема своего поведения не доставляет г-ну С. никаких хлопот. Пока у него есть ресурсы (здоровье, деньги, которые ему выдают родные и т.д.), он не мотивирован решать проблему. А соответствующие защиты и игнорирования «позволяют не видеть» своей проблемы. Кстати, более низкие Уровни пирамиды у г-на С. (убеждения, навыки, поведение, окружение) вполне соответствуют его УРОВНЮ ИДЕНТИЧНОСТИ, т.е. он имеет полную конгруэнтность уровней, правда отрицательную. Как же работать в случае с г-ном С., когда конфликта на уровнях Пирамиды нет, проблема отрицается, а работа с мотивацией через ДУХОВНОЕ ему недоступна (и даже небезопасна) по фактическому статусу его здоровья? В этом случае начинать следует не с верхних уровней Пирамиды, а с нижних. То есть необходимо менять самый нижний УРОВЕНЬ ОКРУЖЕНИЯ на лечебное окружение – например, в нашем примере это реабилитационные центры лечения алкоголизма, занятия в группах Анонимных Алкоголиков и присмотр наставника, занятия с психологом. В этой среде прививается новый стиль трезвого поведения, развиваются новые навыки жить, думать и чувствовать себя в трезвости, то есть навыки социализации, с постепенным формированием личности на более высоких уровнях Пирамиды. Начинать с нижних уровней необходимо во всех случаях при психотическом уровне организации личности (это психоаналитический термин, не путать с уровнями Дилтса), когда человеку также недоступны понятия высоких уровней Пирамиды. Например, в США в двадцатом веке супруги Арон и Джэки Шифф создали свой Институт Катексиса, как центр лечения психических больных. «Он возник в результате работы с гебефренной формой шизофрении» (4). Метод Шиффов изучается в модальности Транзактного анализа. В основе метода лежит идея глубокого повреждения Внутреннего Ребенка и наличие сумасшедшего Внутреннего Родителя с соответствующими разрушительными предписаниями, явившимися причиной развития психического заболевания (по одной из версий причина болезни в двойных посланиях родителей - тот самый double bind как у Дилтса). Больного человека погружают в новое здоровое окружение, приглашая вернуться в возраст младенчества, окруженное здоровым поведением новых родителей, работающих в этом институте. Постепенно у больного человека формируются новые навыки поведения, мышления и чувствования. Так начинается формирование личности с нижнего уровня, правда ускоренными методами, по сравнению с естественным взрослением ребенка. В завершении - я рекомендую использовать метод Пирамиды Дилтса в работе, как наглядное средство для понимания собственной картины мира. Литература:
Рис. выполнила Наталья Человечкова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|