Манипулятор через призму Пирамиды Р.Дилтса

     Суть и принцип построения пирамиды Р.Дилтса я не буду описывать в этой статье. Желающие всегда смогут прочитать об этом в свободном доступе. Скажу лишь, что чаще всего ее используют как инструмент нахождения рассогласования между целями человека и его поведением - окружением.

Есть еще один вариант использования пирамиды Р.Дилтса. Она вскрывает некоторую важную сущность различных манипуляций. Чтобы понять, как можно пользоваться пирамидой для выявления манипулятивных действий, я предлагаю взглянуть на нее под другим углом.

Манипулятор через призму Пирамиды Р Дилтса

Самые нижние уровни: окружение и поведение – это есть наш сенсорный опыт.

В качестве метафоры можно представить рождение ребенка. Первое с чем он сталкивается в этом мире – родители (окружение) и взаимодействие с ними (поведение). Опыт всегда характеризуется диапазоном: время и пространство. Любой поступок имеет начало и конец во времени. Другими словами  это можно назвать контекстом. А все уровни выше контекста – это уже категории опыта, т.е. обобщение однотипных элементов. Например, чистить картошку (поведение) можно простым ножом, специальным ножом и автоматической машинкой (способности). Категории опыта не запихнешь во временной или пространственный диапазон. Что нам это дает ?

Первое: отсюда понятно, что такое убеждения.

Это связь между уровнями, точнее между опытом и категориями. К примеру, если к рядом с вами человек с часами Ролекс (окружение), то скорее всего вы сделаете вывод, что он богат и успешен (ценности и Я-концепция). Как вывод – убеждение, что все богатые люди любят носить дорогие аксессуары.

Второе: самая простая манипуляция,

когда мы обобщаем и связываем опыт человека с Я-концепцией. К примеру, «хорошие девочки не курят». Или, если ты мужчина, то должен пропускать женщину вперед. Тут удачно связалась самоидентификация и поведение.

Третье: если надо обучить человека чему-то,

то это возможно только на уровне контекста (поведение и окружение). Обратная связь, данная на уровне категорий не позволяет обучиться. К примеру, человек просит вас помочь вытолкать машину из сугроба, а вы ему начинаете советовать получше ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и не попадать в сугробы.

_________________________________________________________________       Друзья, если Вы посчитаете интересной эту тему и подпишитесь , буду благодарен ! Моя страничка https://www.psyoffice.ru/support33/ ,  следующие статьи Вы получите автоматически ))) 


Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Социальная мотивация человека и социальное поведение животных. Можно ставить знак равенства.
  • Можно ли сохранить хорошие отношения, если человек не оправдал ожидания?
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • «Богатые» и «бедные». В чем между ними разница (и почему у первых всегда есть деньги)?
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Групповое поведение человека
  • Секс и еда - есть ли между ними связь?
  • Как стыд влияет на поведение человека.
  • Как самооценка влияет на поведение человека
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Женственность и запрет на подарки отца. Есть ли между ними связь?
  • Детские психотравмы и их влияние на поведение взрослого человека
  • Как поведение родителей влияет на поведение детей.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что дает трансцендентный опыт и как можно к нему прикоснуться?
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • (Практическое упражнение!) Всего 7 минут! и Вы узнаете, Как на Вас влияет Ваше Окружение!!
  • Почему вам нельзя, если другим можно?
  • Аддиктивное поведение (пищевое поведение)
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Если все хорошо, то отличить оптимиста от пессимиста – можно лишь по физиономии
  • Чем можно помочь себе, если вы в депрессии?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Всего 3 вопроса, чтобы понять, а тот ли рядом с вами мужчина
  • Пищевое поведение. Кто во мне хочет есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь