|
На каком нейро-логическом уровне находится Ваша проблема и как ее решать? (часть 1)Автор статьи: Катрасева Людмила Павловна
«Познай себя, и ты познаешь весь мир». /Сократ/ Познание и понимание себя – важные ступени развития человека. С этой целью я часто использую в своей работе наглядные методы и упражнения разных направлений психотерапии. В настоящей статье я расскажу о таком интересном инструменте, как Пирамида нейро-логических уровней Роберта Дилтса. Надеюсь, моя статья даст представление об этом методе и поможет использовать его в жизни и в работе. В интернете много материалов по этому поводу, но буду обращаться к первоисточникам, чтобы донести до Вас интересные идеи автора. Дилтс представил иерархию внутренней организации Личности в виде уровней, где «каждый вышестоящий уровень психологически является все более всеохватывающим и значимым» (1). Дилтсу систему уровней подсказала работа антрополога Грегори Бейтсона о базовых уровнях научения и изменения (3). Согласно рисунку ниже уровни расположены в порядке возрастания значимости снизу вверх: ОКРУЖЕНИЕ человека, его ПОВЕДЕНИЕ, его СПОСОБНОСТИ, УБЕЖДЕНИЯ и ИДЕНТИЧНОСТЬ. Выше ИДЕНТИЧНОСТИ по значимости лежит ДУХОВНОСТЬ человека, которая определяется МИССИЕЙ и ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ его жизни. Запомним важные постулаты Бейтсона о законах иерархии уровней, поскольку мы будем к ним возвращаться:
Удобнее описывать систему, начиная с нижних уровней – от простого к сложному. Замечу, что видимая жизнь человека протекает на 2-х нижних уровнях – УРОВНЕ ОКРУЖЕНИЯ и УРОВНЕ ПОВЕДЕНИЯ человека. УРОВЕНЬ ОКРУЖЕНИЯ – это всё, что окружает человека, контекст его жизни. Здесь лежат ответы на вопросы ЧТО, ГДЕ и КОГДА происходит со мной в видимой жизни. Окружение определяет внешние возможности и ограничения. На него влияет уровень выше. УРОВЕНЬ ПОВЕДЕНИЯ – это особенности поведения человека, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ в видимом мире, в данном контексте. Мы взаимодействуем с внешним окружением с помощью поведения. УРОВЕНЬ ПОВЕДЕНИЯ человека определяет его окружение и привычки:
Выше уровня ПОВЕДЕНИЯ открывается МОДЕЛЬ внутреннего мира человека. По определению Дилтса – это «ментальные карты» человека, его миропонимание и мировосприятие, в границах которых он принимает ДОСТУПНЫЕ ему решения. Итак, третий УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ, НАВЫКОВ и увлечений. Он определяет поведение человека и отвечает на вопрос КАК и КАКИМ ОБРАЗОМ человек руководит своим поведением. На данном уровне выстраиваются стратегии, доступные человеку. То есть мы взаимодействуем с внешним окружением с помощью поведения, которое свою очередь определяется нашими навыками, умениями, способностями и пристрастиями:
Приведу пример родителей моих клиентов-подростков. Стараясь оградить своих детей от опасного окружения, они переезжали с семьями из маленьких городков в Москву. То есть они меняли окружение в надежде поменять поведение своего чада. Но, это часто не срабатывало, так как у подростков нет соответственных навыков для нового вида поведения и вливания в новое окружение (что соответствует постулатам Бейтсона). Однако, прививая ребенку полезные навыки и увлечения, то есть, внося изменения на УРОВНЕ СПОСОБНОСТЕЙ И НАВЫКОВ, мы тем самым влияем на его поведение и окружение. Если же имеется проблема в привитии навыков, то ищем причину проблемы на уровнях выше. УРОВЕНЬ УБЕЖДЕНИЙ и ЦЕННОСТЕЙ. Главные вопросы здесь - ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ. Почему человек делает то или иное, почему его поведение проблемное, неэффективное? Это уровень разрешений, запрещений и мотивации человека, обусловленных его убеждениями. Они поддерживают или мешают развитию навыков и способностей. Пример: Г-н Н. убежден, что может организовать свое кафе, любит готовить и способен разобраться в новом для него деле. Он много читает об этом, строит планы, просчитывает ходы – соответствующее убеждение позволяет ему учиться и планировать. Но дело так и «не трогается с места». Г-н имеет еще и другое убеждение – «Я не имею права на ошибку». Это внутреннее убеждение заставляет его вновь и вновь перепроверять себя, что, естественно тормозит его продвижение к цели. Мы видим, что у г-на Н. есть 2 конфликтующих между собой убеждения: одно – «двигайся вперед, развивайся», а другое – «остерегайся ошибки, лучше не делай вовсе, чем сделаешь с ошибкой». То есть мы предполагаем, что г-н Н застрял на уровне УБЕЖДЕНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ. А вот чтобы разрешить эту ситуацию в пользу его продвижения, нам необходимо подняться на уровень выше – УРОВЕНЬ ИДЕНТИЧНОСТИ и найти там необходимые ресурсы для изменения. Сформировать новое убеждение легче, если у человека есть прочное ощущение своей идентичности. «Если даже человек не знает, во что теперь верить, он должен понимать, кем он является» (2). УРОВЕНЬ ИДЕНТИЧНОСТИ. Подразумевает разные роли человека, его самовосприятие себя. Отвечает на вопрос КТО ВЫ? (Кто Вы, когда имеете такие убеждения, так себя ведете и имеете такие навыки?). Возвращаясь к примеру г-на Н, с его желанием открыть кафе, понимаем, что с одной стороны г-н Н. - «воплотитель» своей мечты и понимает, что хочет, с другой – он «сомневающийся в себе», полный тревог, неуверенности и не может начать дело без поддержки или гарантий (по всему имеет невротическую организацию личности). Речь идет уже о конфликте на уровне идентичности. И значит придется искать ресурсы и решения на уровне выше. Однако, с УРОВНЕМ ИДЕНТИЧНОСТИ не так все просто. По мнению Дилтса, самые сильные конфликты возникают, как раз на уровне ИДЕНТИЧНОСТИ, и связаны они с негативными суждениями о самом себе. «Такой конфликт почти всегда лежит в основе проблем, включающих в себя неуверенность, недоверие или ненависть к себе, а также боязнь самого себя» (1). В данном случае, необходимы совсем другие стратегии решений, нежели человек применял ранее, ибо как писал Дилтс «попытки решить данную проблему на том же уровне мышления, где эта проблема возникла, привели к созданию двойного послания» (1). Двойное послание (double bind), в понимании Дилтса, это наличие 2-х конфликтующих взаимоисключающих интенций - «(вы будете) прокляты, если это сделаете, и (вы будете) прокляты, если этого не сделаете»(1). Каждое из них находит свои отражения на более низких уровнях. Попытки решения данного конфликта путем простого подавления одной из конфликтующих частей только усилят конфликтующие интенции. В нашем случае сначала необходимо примирить конфликтующие части, а потом дать личности ресурс с уровня выше и ниже. Самые частые проблемы ИДЕНТИЧНОСТИ согласно Дилтсу (1) состоят в следующих конфликтах:
Для примирения конфликтующих частей Дилтс использует технику, аналогичную «Интеграции конфликтующих частей» из нейро-лингвистического программирования (далее НЛП). Для её выполнения нужно обозначить конфликтующие части и их конфликтующие убеждения. Вы можете посмотреть подробнее эту технику на сайте НЛП. Забегая вперед, коротко опишу основные моменты техники решения Конфликта на уровне ИДЕНТИЧНОСТИ:
Над пятью нейро-логическими уровнями лежит ДУХОВНОЕ, (в некоторых работах Дилтса – Уровень персональной духовности или Духовный уровень). На ДУХОВНОМ УРОВНЕ мы воспринимаем себя как часть бОльшей, окружающей нас системы: СЕМЬИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА, жителей ПЛАНЕТЫ Земля, обитателей ВСЕЛЕННОЙ. Этот уровень соотносится с нашей высшей МИССИЕЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ и ЦЕЛЬЮ, «Ибо «Духовное подразумевает ту бОльшую по масштабу систему, частью которой индивидуум является, а также влияние этой системы на состояние его духа» (1). Отвечает на вопросы В ЧЕМ ТВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, КАК КТО ты видишь будущее, В ЧЕМ ЕЩЕ, РАДИ ЧЕГО (у Дилтса - КТО ЕЩЕ и ЧТО ЕЩЕ). При работе на этом уровне можно проанализировать как ПОВЕДЕНИЕ, СПОСОБНОСТИ, УБЕЖДЕНИЯ, ЦЕННОСТИ и ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ человека влияют и взаимодействуют с той большой системой, частью которой он является как ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, как ЧЛЕН ОБЩЕСТВА, как ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО. В нашем примере с г-ном Н. и его открытием кафе, опору и веру в себя, то есть ресурс, он может найти на УРОВНЕ ДУХОВНОСТИ. Например, он может ощущать свою МИССИЮ, как человек ДАЮЩИЙ людям полезную пищу, или как УЧИТЕЛЬ, показывающий и обучающий людей готовить вкусную пищу, или КОРМИЛЕЦ вкусной пищей и ПРИНОСЯЩИЙ этим радость и спокойствие в МИР. Здесь важно почувствовать свое предназначение, дело и функцию в системе. Почувствовать себя необходимой и творческой частью системы в самом высоком смысле, а не винтиком в часовом механизме. Во второй части статьи я приведу примеры из своей практики. Как показывает мой опыт, при конфликтах на уровнях ИДЕНТИЧНОСТИ метод Дилтса лучше использовать как ресурсный и проективный метод в дополнение к другим психотерапевтическим направлениям (я использую чаще Трансактный Анализ). А при психических заболеваниях он будет просто не полезен, например, в силу недоступности понимания человеком понятий высщих уровней Пирамиды, лабильностью его нервной системы и пр. Литература:
Рис. вып. Наталья Человечкова ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|