Что делать если ребенок не может сам решить задачу по одному из учебных предметов? Первое желание родителей обычно быстро решить задачу самому, чтобы не отрываться от своих дел надолго: «Смотри, как это делается». Такой мастер-класс «Как быстро и правильно решать задачи».
Только в этом случае ребенок получает готовое решение, а его умение решать эту и подобные задачи особо не развивается. К тому же помощь с позиции «смотри, как это делается» формирует у ребенка низкую самооценку, т. к. некоторые родители, не всегда осознанно, интонацией, мимикой и жестами транслируют ребенку свое превосходство, подтекст примерно такой: «Я могу, а ты не можешь».
Во фразу «икс + игрек ну что же тут не понятного» при соответствующей интонации и выражении лица часто вкладывается смысл: «Какой же ты глупый не можешь понять таких простых вещей».
Если сказать ту же фразу громко и с раздражением, ребенком она может быть воспринята как нежелание помогать и раздражение на то, что он не может решить задачу сам.
Такая помощь с «Родительской» позиции (по Берну) приводит к снижению самооценки ребенка и потере веры в свои силы.
Как помочь ребенку научиться решать задачи
Правильнее будет сказать не помочь решить задачу, а научить решать задачи. В первом случае мы даем «рыбу» в виде одной решенной задачи, во втором «удочку» – умение решать любые задачи по разным учебным предметам.
Первое правило: помогаем только тогда, когда ребенок зашел в тупик и не может найти пути решения самостоятельно, при этом сам просит о помощи. Если он все еще думает над задачей, пусть даже долго, проявите терпение и не мешайте.
Изменение формулировки «я тебе помогу», на «давай попробуем вместе решить» предполагает сотрудничество на равных, а не помощь тому, кто не может справиться сам. Такое уважительное отношение к ребенку позволяет ему быть более открытым и уравновешенным, что благоприятно влияет на процесс мышления.
Забудьте на время дела, от которых вас оторвали и не проявляйте в процессе решения раздражения по этому поводу. От того, что вы будете раздражаться, быстрее вы не освободитесь, а на качество общения с ребенком ваше раздражение повлияет очень сильно, он может напрячься по этому поводу и «хуже соображать». Пусть весь мир подождет 15-20 минут.
Не доказывайте ребенку, что вы умнее него, он итак это знает. А вот если вы покажете, что вы тоже чего-то не знаете и будете вместе искать решения, ребенок поймет, что не страшно чего-то не знать и будет понимать как и где искать недостающую информацию.
В процессе решения задавайте открытые вопросы: «А что ты думаешь по этому поводу?", "Какие подобные задачи вы решали и как?», «Какую формулу здесь используем?», «Почему ты считаешь, что надо сделать так?», «Какой закон, теорему здесь используем и почему» и т. д. по контексту. Такие вопросы подводят ребенка к самостоятельному решению. Закрытые вопросы, которые предполагают короткий ответ «да» или «нет» лучше ограничить. Ведь они не заставляют задуматься и не дают понимание родителю, действительно ли ребенок осознает процесс решения.
Заново открытые законы
Представьте себе, что ребенок поленился прочитать параграф по теме и в процессе решения задачи заново открыл физический закон и пришел к нужной формуле сам. То есть, изобрел велосипед, получается. Был такой случай.
Хорошо это или плохо? Ругать его или хвалить? С точки зрения времени затраченного на решение конкретно поставленной задачи, эффективность получается сомнительная. Но не стоит забывать, что целью обучение является не решить одну задачу в кратчайший срок, а научиться мыслить. И эта цель в данном случае достигнута в лучшем виде. Есть такой метод обучения - «эвристический», когда вместо скучного объяснения материала ученикам ставиться задача, в процессе решения которой они должны прийти к открытию темы урока, ее пониманию и применению.
А не прочитал параграф ребенок, потому, что это скучно…
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.