Как решать с ребенком задачи

Автор статьи: Наталья Джумыга

 

Как можно все испортить

Что делать если ребенок не может сам решить задачу по одному из учебных предметов? Первое желание родителей обычно быстро решить задачу самому, чтобы не отрываться от своих дел надолго: «Смотри, как это делается». Такой мастер-класс «Как быстро и правильно решать задачи».

Только в этом случае ребенок получает готовое решение, а его умение решать эту и подобные задачи особо не развивается. К тому же помощь с позиции «смотри, как это делается» формирует у ребенка низкую самооценку, т. к. некоторые родители, не всегда осознанно, интонацией, мимикой и жестами транслируют ребенку свое превосходство, подтекст примерно такой: «Я могу, а ты не можешь».

 

Как решать с ребенком задачи

 

Во фразу «икс + игрек ну что же тут не понятного» при соответствующей интонации и выражении лица часто вкладывается смысл: «Какой же ты глупый не можешь понять таких простых вещей».

Если сказать ту же фразу громко и с раздражением, ребенком она может быть воспринята как нежелание помогать и раздражение на то, что он не может решить задачу сам.

Такая помощь с «Родительской» позиции (по Берну) приводит к снижению самооценки ребенка и потере веры в свои силы.

 

Как помочь ребенку научиться решать задачи

Правильнее будет сказать не помочь решить задачу, а научить решать задачи. В первом случае мы даем «рыбу» в виде одной решенной задачи, во втором «удочку» – умение решать любые задачи по разным учебным предметам.

  • Первое правило: помогаем только тогда, когда ребенок зашел в тупик и не может найти пути решения самостоятельно, при этом сам просит о помощи. Если он все еще думает над задачей, пусть даже долго, проявите терпение и не мешайте.
  • Изменение формулировки «я тебе помогу», на «давай попробуем вместе решить» предполагает сотрудничество на равных, а не помощь тому, кто не может справиться сам. Такое уважительное отношение к ребенку позволяет ему быть более открытым и уравновешенным, что благоприятно влияет на процесс мышления.
  • Забудьте на время дела, от которых вас оторвали и не проявляйте в процессе решения раздражения по этому поводу. От того, что вы будете раздражаться, быстрее вы не освободитесь, а на качество общения с ребенком ваше раздражение повлияет очень сильно, он может напрячься по этому поводу и «хуже соображать». Пусть весь мир подождет 15-20 минут.
  • Не доказывайте ребенку, что вы умнее него, он итак это знает. А вот если вы покажете, что вы тоже чего-то не знаете и будете вместе искать решения, ребенок поймет, что не страшно чего-то не знать и будет понимать как и где искать недостающую информацию.
  • В процессе решения задавайте открытые вопросы: «А что ты думаешь по этому поводу?", "Какие подобные задачи вы решали и как?», «Какую формулу здесь используем?», «Почему ты считаешь, что надо сделать так?», «Какой закон, теорему здесь используем и почему» и т. д. по контексту. Такие вопросы подводят ребенка к самостоятельному решению. Закрытые вопросы, которые предполагают короткий ответ «да» или «нет» лучше ограничить. Ведь они не заставляют задуматься и не дают понимание родителю, действительно ли ребенок осознает процесс решения.

 

Заново открытые законы

Представьте себе, что ребенок поленился прочитать параграф по теме и в процессе решения задачи заново открыл физический закон и пришел к нужной формуле сам. То есть, изобрел велосипед, получается. Был такой случай.

Хорошо это или плохо? Ругать его или хвалить? С точки зрения времени затраченного на решение конкретно поставленной задачи, эффективность получается сомнительная. Но не стоит забывать, что целью обучение является не решить одну задачу в кратчайший срок, а научиться мыслить. И эта цель в данном случае достигнута в лучшем виде. Есть такой метод обучения - «эвристический», когда вместо скучного объяснения материала ученикам ставиться задача, в процессе решения которой они должны прийти к открытию темы урока, ее пониманию и применению.

А не прочитал параграф ребенок, потому, что это скучно…

Желаю вам удачных решений!!!

 

 

 



Просмотров: 379
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какие задачи, кроме учебных приходится решать ребенку?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Делать трудное, так и не создав трудностей! Как решать сложные жизненные задачи!
  • Как решать бизнес задачи?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Эффективность метода: какие проблемы и задачи помогают решить расстановки
  • Почему нельзя решать чужие задачи
  • Не могу ничего решить, потому что мой ребенок против...
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Задачи жизни и жизненные трудности. Пути решения.
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Секрет решения конфликтов на примере задачи из психологической игры "Мафия".
  • Рассмотрите свою проблему как задачу, которую вам необходимо решить.
  • Детский нейропсихолог: кто это такой и чем он может помочь ребенку?
  • «Я – жирная!» Как проблему превратить в задачу и решить её?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Задачи конкурса красоты или кому все это нужно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь