|
Проявление Духа авантюры как один из вариантов решения глобальных задач (тезис)Автор статьи: Лебедько Владислав Евгеньевич
1. Ценности "общества потребления", губительные для человеческого духа поглотили (по принципу Доминанты) и такие общественные институты, как культура, наука, психология и эзотеризм. Проявляется это, в частности, в том, что подавляющее большинство индивидов отрываются от Целого и неуклонно стремятся к неприкосновенности гарантированного бытия и личной безопасности и прочим личным благам, в том числе утилитарно-материальным (карьера, стабильность, деньги, здоровье и т.п.)
Именно это стремление к неприкосновенности якобы гарантированного обладания этими ценностями и личной безопасности - ценностям иллюзорным, ибо никакие законы и манипуляции (в том числе целительство и т.п.) не могут дать гарантий, хотя дают, подчиняясь Доминанте "общества потребления" иллюзию подобных гарантий, ставя тем самым людей в зависимую инфантильную позицию потребителя - так вот именно это стремление и является в современном мире ни чем иным, как регрессом со всеми вытекающими последствиями. 2. То, что сейчас именуют "духовностью" приобретает явно выраженную "розовую" окраску, ставя человека в подчиненное положение перед коллективным Супер-Эго, - вследствие вытеснения всего, что считается "темным" и т.п. в подсознание, целые народы находятся под властью жестких догматов (религии, нью-эйдж, потребительская психология и "целительство"), порождая невротические иллюзии и тот же потребительский инфантилизм, как образ жизни. Подобное вытеснение экзистенциальных переживаний (нежелание, например, принять апорию смерти в частности и уход в "спасительные" верования могут обернуться (и уже оборачиваются) массовыми психотическими инфляциями в сознании людей. 3. Дух - вольный, он дышит где хочет, не разделяя мир на низ и верх, добро и зло и прочие крайности. В сложившейся ситуации дух имеет тенденцию улетучиваться, оставляя человека в его стремлении к личному благу и безопасности. Подлинная духовность, как например, ее понимали древние и, хотя бы, тот же Гегель, перестает восприниматься общественным сознанием. Духовность же является стремлением от частного к Целому: сейчас мы видим прямо противоположные тенденции. Вместо гарантии (точнее псевдогарантии) уютного личного мирка Гегель, в частности (в работе "Феноменология Духа") писал: "Для того, чтобы целое не распалось, и дух не улетучился, правительство должно время от времени потрясать гражданское общество, нарушать этим и расстраивать наладившийся порядок и право независимости, индивидам же, которые отрываются от целого и неуклонно стремятся к неприкосновенности гарантированного бытия и личной безопасности, надо дать почувствовать в указанной работе, возложенной на них, их господина - смерть". Во времена Гегеля обращение к государству и правительству было естественным, сейчас ситуация иная и действие по перетряске ценностей и выходу на предельные экзистенциальные переживания нельзя возлагать на госаппарат (так как он сам - рассадник ценностей "общества потребления"), сейчас эти действия могут и должны исходить изнутри системы - в частности как архетипические технологии. 4. Таким образом, основная задача нашего времени - выход из под Доминанты "общества потребления", и инфантилизма, т.е. взросление! Дух авантюры (или по определению Гегеля - "чистое авантюрное сознание") может быть решающей прививкой от инфантилизма и господства частных ценностей "общества потребления". Эта позиция ставит под принципиальный вопрос основную тенденцию, сложившуюся в культуре, науке, психологии, медицине и т.п. Развитие чистого авантюрного сознания смещает систему ценностей от инфантилизма и спасительных иллюзий и надежд в сторону преобладания Целого над частным, свободы над гарантиями, возможности предстоять перед смертью без защит над инфантилизмом, неизвестности над догмами. 5. Авантюрное сознание вбрасывает сознание человека в мир взрослых категорий, таких как риск, удача, поражение и т.п. Это ведет к проживанию даосского тезиса о том, что жизненный путь ведет из ниоткуда в никуда, следовательно цель - каждый шаг. Это понимание отодвигает потребительские ценности (карьера, деньги, озабоченность здоровьем - которая, равно как и само расстройство здоровья большей частью происходят от инфантильной позиции - лекарство от которого - осознание всех рисков в которые "вброшен" человек) и выдвигает на первый план ценности осознавания. 6. Осознавание неизбежно приводит к постижению того факта, что жизнь по сути является авантюрой. Определение: Авантюра (фр. aventure — приключение) — рискованное и сомнительное дело, предпринятое в надежде на случайный успех (по словарю Ожегова), приключение, опасное по своей природе, сопровождаемое риском неожиданных событий, перипетий и скачков. Это принятие того, что в мире присутствует не только рациональное начало, но (и даже в большей степени) - иррациональное, так что любая наша задача, если смотреть трезво - рискованна и сомнительна, но можно выработать наиболее адекватное отношение к ней - как к приключению. Осознание рисков и возможности равновероятных удач и поражений приводит к отказу от инфантильной страусиной позиции. Через категорию игры, приключения, авантюры - наступает взросление и ответственность за целое, за Дух. 7. Если все вышенаписанное не вызвало Вашего протеста, то я могу представить технологии достижения чистого авантюрного сознания как индивидуальные, так и работающие на уровне коллективного бессознательного. Парадоксальным образом человек, пришедший к чистому авантюрному сознанию (состоянию ВЗРОСЛОГО человека) открывает для себя, что весь мир есть ЖИВОЕ, т.е его сознание становиться не только авантюрным, но и мифологическим, охватывающим связи всего со всем в их единстве и интриге Игры жизни. 8. Современная «духовка», попавшая под Доминанту общества потребления и провозглашающая «гуманистические идеалы», большинство из которых пагубно для духа, очень боится подлинно духовного тезиса: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». :) Не исключено, что данные тезисы многими будут восприняты с «праведным возмущением» - принцип Доминанты никто не отменял:) 9. Для баланса структур различного масштаба (отдельный человек, общество, планетарное сознание) нужно как движение сознания от частного к общему и движение от общего к частному. В условно здоровом организме (социуме) эти тенденции примерно уравновешивают друг друга. В обществе можно обнаружить "нормальное" (Гауссово) распределение людей, где в центре распределения - "нормальные люди", в правом крыле - "духовная элита" (те, у кого преобладает общее над частным), в левом крыле - те, у кого перевешивает частное над общим. Особенность нашей эпохи: смещение центра распределения (которое уже не Гауссово) резко к левому краю. Эта тенденция возникает в смутное время в конце эпох, когда Шива начал уже свой танец разрушения:)) Именно в такие периоды люди в сознательной или бессознательной панике изолируют себя от всего, что "не-я". И именно духовной может быть названа позиция по сверхусилию для смещения от частного к общему (именно сверхусилие) потому как доминанта социального сознания смещена в обратную силу и притягивает как магнит, плюс страх и паника перед концом эпохи:) Такое сверхусилие возможно, имхо, лишь для чистого авантюрного сознания, лишенного привязок к чему либо. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|