|
Развитие креативности с помощью дыхательных психотехникАвтор статьи: Выборнова Светлана Геннадьевна
В этой статье я хочу рассмотреть понятие креативности и показать, как дыхательные психотехники могут помочь в ее развитии. Вопрос развития креативности на мой взгляд, это вопрос повышения эффективности жизни человека, так как креативность позволяет человеку не только видеть множество вариантов решения своих задач, но и выбирать из них самый эффективный, что позволяет быстро двигаться к своей цели. Существует несколько определений креативности: Креативность (от лат. creatio– творить, создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью кпринятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем (википедия). У Ф. Вильямса креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации (11). А. Маслоу рассматривал креативность, как особый способ взаимодействия с реальностью, главной чертой которого является спонтанность, независимость от условностей и ограничений культуры, свойственная детям.
Таким образом, креативность определяется как способность человека к созданию нового, необычного и рассматривается применительно к конкретной деятельности (тогда ее называют творчеством), и к стилю жизни в целом. Понятие креативности в России чаще употребляют в контексте мыследеятельности. Американский психолог Пол Торренс описал отдельные параметры креативности, измеряемые созданными им тестами:
На основании работ П. Торренса и Дж. Гилфорда, созданы упражнения и задачи для развития, как отдельных параметров, так и креативности в целом. В этих упражнениях используются ситуации незавершенности или открытости; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; оценивается не правильность ответов, а соответствие заданию; поощряется поиск нетривиальных и неожиданных решений. Но для развития креативности тренировки навыков решения специальных задач недостаточно. А. Маслоу писал: «Креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики». Он проводил идею развития креативности через освобождение от «оков культуры», под которыми понимаются стереотипы, установки, общие мнения, мешающие увидеть истинное положение вещей (5, стр.173). Фергюсон (Ferguson, 1974) отмечал: «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования. Я считаю, что по мере взросления, сознание человека неизбежно заполняется шаблонами поведения, которые как готовая схема позволяют сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, препятствуют возникновению «свежих» идей. Такие шаблоны часто называют стереотипами. Выбор их обусловлен множеством внутренних «программ поведения», которые формируются в течение жизни и являются результатом вытесненных травмирующих ситуаций. Такие программы в психологии носят название паттернами, инграммами, или СКО (Система конденсированного опыта ). На мой взгляд для развития креативности необходимо освободить личность от множества СКО, и помочь тем самым проявиться врожденным креативным способностям. Для решения этой задачи, подходят дыхательные психотехники, которые появились во второй половине ХХ века. В основе этих техник лежит особый тип дыхания. Они были созданы для погружения в измененные (отличные от обыденного) состояния сознания с целью самостоятельной психотерапевтической работы дышащего со своим подсознанием. К таким техникам относятся Ребефинг, Холотропное дыхание, Вайвейшн, Свободное дыхание. Занимаясь дыхательными практиками, человек высвобождает энергию, заключенную в СКО, он становится более активным, способным сопротивляться стереотипам среды. Чем больше систем конденсированного опыта «вскрыто», тем более свободен человек в своих мыслях и проявлениях. Стереотипы общества не управляют его поведением и тренировка навыков решения задач и упражнений на развитие креативности, на наш взгляд происходит более эффективно.. Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|