Развитие креативности с помощью дыхательных психотехник

 

В этой статье я хочу рассмотреть понятие креативности и показать, как дыхательные психотехники могут помочь в ее развитии.

Вопрос развития креативности на мой взгляд, это вопрос повышения эффективности жизни человека, так как  креативность позволяет человеку не только видеть множество вариантов решения своих задач, но и выбирать из них самый эффективный,  что позволяет быстро двигаться к своей цели.

Существует несколько определений креативности:

Креативность (от лат. creatio–  творить, создавать)  —  творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью кпринятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем (википедия).

У Ф. Вильямса креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации (11).

А. Маслоу  рассматривал креативность, как особый способ взаимодействия с реальностью, главной чертой которого является спонтанность, независимость от условностей и ограничений культуры, свойственная детям.

 

Таким образом, креативность определяется как способность человека к созданию нового, необычного и рассматривается  применительно к конкретной деятельности (тогда  ее называют творчеством),  и к стилю жизни  в целом. Понятие креативности в России чаще употребляют в контексте мыследеятельности.

 Американский психолог Пол Торренс описал отдельные параметры креативности, измеряемые созданными им тестами:

  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

 На основании  работ П. Торренса и Дж. Гилфорда,  созданы  упражнения и задачи для развития, как отдельных параметров, так и  креативности в целом. В этих упражнениях используются ситуации незавершенности или открытости; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; оценивается не правильность ответов, а соответствие заданию; поощряется поиск нетривиальных и неожиданных решений.

 Но для развития креативности тренировки навыков решения  специальных задач недостаточно.

А. Маслоу   писал: «Креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».

Он проводил  идею развития креативности через освобождение от «оков культуры», под которыми понимаются стереотипы, установки, общие мнения, мешающие увидеть истинное положение вещей (5, стр.173).

 Фергюсон  (Ferguson, 1974) отмечал: «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.

 Я считаю, что по мере взросления, сознание человека неизбежно  заполняется шаблонами поведения, которые как готовая схема позволяют  сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, препятствуют возникновению «свежих» идей. Такие шаблоны часто называют стереотипами.

Выбор их обусловлен множеством внутренних «программ поведения», которые  формируются в течение жизни и  являются  результатом  вытесненных травмирующих ситуаций.

Такие программы в психологии носят название паттернами, инграммами, или СКО (Система конденсированного опыта ).

На мой взгляд для развития креативности необходимо освободить личность от  множества СКО, и помочь тем самым проявиться врожденным креативным способностям.

Для решения этой задачи,  подходят дыхательные психотехники, которые появились во второй половине ХХ века.  В основе   этих техник лежит особый тип дыхания. Они были созданы для погружения в измененные (отличные от обыденного) состояния сознания с целью самостоятельной психотерапевтической работы дышащего со своим подсознанием. К таким техникам относятся Ребефинг, Холотропное дыхание, Вайвейшн, Свободное дыхание.

Занимаясь  дыхательными практиками, человек высвобождает энергию, заключенную в СКО, он  становится более активным, способным сопротивляться стереотипам среды. Чем больше систем конденсированного опыта «вскрыто», тем более свободен человек в своих мыслях и проявлениях. Стереотипы общества не управляют его поведением и тренировка навыков решения задач и упражнений на развитие креативности, на наш взгляд происходит более эффективно..

 Список литературы   

  1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: «REFL-book», 1994. - 314 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления / Дж. Гилфорд - М.: Прогресс, 1965.
  4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 368 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  5. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Смысл, 1997.
  6. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
  7. Пономарев Я.А. Психология творчества. // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988. С. 21-25.
  8. Семенов И.Н. Взаимодействие интуитивистики и рефлексики в философии и общей психологии творчества Я.А.Пономарева // Психология творчества: школа Я.А.Пономарева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, С.438-455.
  9. Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментальтика, практика. //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005, № 4, С. 65-73.
  10. Семенов И.Н. Рефлексивная психология и рефлексивная педагогика: принцип дополнительности в развитии творчества. // Гуманизация образования. 2005, № 2, С. 58-67.)

 



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • SCAMPER-метод для генерации новых идей и развития креативности
  • Коучинг для развития креативности
  • Методы развития креативности и генерирования идей.
  • Техники развития креативности как инструмент выхода из проблемных ситуаций.
  • Барьеры креативности или источники творчества
  • 3 Кита развития креативности
  • Очень мощный приём развития креативности!
  • Практические примеры занятий развития детской креативности в кругу семьи.
  • Детская психология в образовании. Креативность в развитии.
  • Развитие кинестетической креативности
  • Упражнение на развитие креативности
  • Как рациональность мешает креативности
  • Развитие креативности: основные этапы
  • Что такое коучинг креативности
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • 7 причин начать обучение на курсе «Система креативности Инсайт»
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Личностные детерминанты креативности
  • 22 архетипических лайфхака для развития социального творчества женщины
  • Психология для реальной жизни. Что происходит на практике?
  • Вернуться в детство за ресурсом креативности
  • Творческий процесс и преграды креативности
  • Современное понимание природы креативности
  • Какую систему креативности выбрать?
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Почему тренинги креативности бывают неэффективны?
  • Синдром «сотой обезьяны» или психология творчества
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Психология - знание для помощи или для вреда?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь