|
Психология поэтического творчества | по ЮнгуАвтор статьи: Ирина Ожеховская
Если бы у Юнга спросили, что общего в литературе и психологии, он скорее всего ответил бы, что душа. Недавно прочла статью в одном веб-журнале о психологии поэтического творчества, о связи поэзии и психологии. Я знаю давно, что у Юнга (в соавторстве со своим учеником Эрихом Нойманном) есть сборник «Психоанализ и искусство», в котором детально рассматривается под микроскопом психоанализа литература как один из видов искусства. К своему стыду, ещё не прочла эту книгу полностью. Исследовать можно и нужно не только стихи, но и самого поэта. Эти две сущности находятся в неразрывной связи. И не могут существовать один без другого. Но объяснить одно через другое тоже не всегда правильно. Юнг подчёркивал, что личная психология поэта может, конечно, объяснить многое в его стихах, но только не само это стихотворение. И я с ним солидарна. Так как пишу стихи. Выпустила в свет сборник поэзий «Пентаграмма в проводах», за который получила региональную премию за достижения в искусстве "Артис-2016" как «Поэт года». Я с уверенностью могу сказать, что каждое стихотворение – это ребёнок. Ты его вынашиваешь, потом приходит момент – оно рожается. Иногда роды бывают тяжёлыми, мучительными, длинными. А иногда – легко, быстро, даже ничего и не почувствовал – оп и родилось. И потом эти дети растут, взрослеют и уходят в самостоятельное плаванье. Есть у меня одно стихотворение, написанное в период предстоящего переезда с Украины в Польшу. В то время было, естественно, страшно, что будет одиноко, потому что оставляешь всё, к чему привык, и едешь в неизведанные дали. Я ехала в след за мужем. Я ехала, в непонятный и далёкий мир, которого особо не знала.
ЗИМА Зима гуляет среди площадей, ветром насвистывая бит. Я стала забывать имена людей, а могла бы их просто любить. Зима – калека с блеклым протестом – имеет на всё особый режим… Она нагло засыпает у подъезда, в котором ты никогда не жил. По утрам готовит разведённый кофе кому-то, но явно не мне… В это время я иду на Голгофу становиться ещё сильней. Через это стихотворение можно объяснить только узкие эмоции и переживания: потеря, одиночество, поиск сил. Сквозь него можно увидеть только малую долю творца. Были ли эти чувства, эмоции и действия, когда я переехала в Польшу? Оправдался ли мой страх? В какой-то момент – да. Но мысли и ощущения реальности уже были совершенно иными. Моя личная психология связана со стихотворением, но она не объясняет саму суть этого произведения. Я редко даю интерпретации своим работам, потому что считаю: каждый видит своё. Тот же принцип, что и в метафорических картах. Конечно, Юнг больше рассматривает женское и мужское начала в своей работе «Психология и литература», исследуя, например, «Фауста» Гёте и другие творения писателей и поэтов. Естественно, что психологический подход к поэзии отличается от литературоведческого подхода. То, что имеет ценность для первого, для второго может оказаться малозначимым. В связи с этим, стихи, не имеющие особой литературной ценности, частенько вызывают интерес у психологов. Поделюсь личным опытом. Когда вышла в свет книга «Пятьдесят оттенков серого», я зашла в книжный магазин, взяла её с полки и открыла. Возможно, мне так подфартило, что я открыла на самой «яркой» странице. И мне стало противно не только читать, но и держать эту книгу в руках. Я так и не осмелилась её прочесть, хотя многие мои знакомые мне говорили о пользе этого произведения (в плане психологии). Недавно посмотрела фильм. Поняла суть. И меня заинтересовала книга исключительно с профессиональной стороны. По словам Юнга, в произведении существуют условные границы: первая часть объясняет (и здесь лучше, чем сам автор, никто не справиться), вторая – подытоживает (эта часть буквально поглощает и возбуждает потребность читателя в истолковании). Если взять за пример моё стихотворение, то эта вторая часть заключается в двух последних строках. Литературоведенье сказало бы, что лирический герой ищет смысл в бытие своего существования, найдя его, приобретёт силу; преобладание духовного над физическим. Литературоведенье констатирует факты, задавая лишь те вопросы, которые касаются рамок поэтики. А психология? Её интересует не лирический герой, а сам творец.
Вопросов, конечно, можно задавать бесконечное множество. И находить на них ответы принципом соединения психологии творения и психологии творца. Но помимо всяких психологических копаний, стихи приносят эстетическое наслаждение. Не поленитесь прочесть сегодня хотя бы одно стихотворение тому, кого любите, цените, поддерживаете, о ком заботитесь и думаете. Это может быть любимый мужчина или любимая женщина, родители, дети, друзья и просто прохожий на улице. Да даже начальник на работе. Он ведь тоже иногда бывает любимым, когда премию даёт. А если уж и вовсе не кому, то напишите мне. Я люблю поэзию и точно буду ей рада. Так же я рада вашим комментариям. Поэт тянется к славе и признанию. Я не исключение. Потому жду ваших "спасибочек".
Ирина Ожеховская, психолог. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|