|
Обуздать страсть! (Психология творчества Иеронима Босха)Автор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Один из самых недоступных художников Северного Возрождения - Иероним Босх, фигура в целом, я бы сказала, мистическая, таинственная, но тем и притягательная. Не ставя перед собой цель философских размышлений над его картинами, тем не менее, важнейшим толчком к пониманию его творчества будет именно раскодирование символов. Надо еще отметить, что мышление средневекового человека было теоцентрично. То есть христианская Европа жила строго в соответствии с постулатами Церкви как правящего института и к любому инакомыслию терпимости не проявляла. С одной стороны, творчество Босха вливалось в ментальность Средневековья, о чем также можно сделать вывод о нравственной составляющей его работ.С другой стороны, уже с позиции современного исследователя мы можем сделать представления об удивительных образах подсознания художника, попытаться расшифровать их с нашего ракурса. Менторское начало присутствует во многих работах. И главная мысль здесь проливает на общую канву европейской жизни - человеку нужно обуздать страсти,в противном случае апокалипсис неминуем. Итак, тема обуздания страсти весьма категорично отражена у Босха посредством кодов. И здесь тоже предположу небольшой нюанс. Средние века, Европа. В целом состояние мышления весьма тяжелое. Ведь человек не принадлежит сам себе, он принадлежит Богу. В этой связи духовные скрепы упорно защищают мозг своих подопечных от сложных умственных изысканий. Все должно быть библиоцентрично. Образование не для всех, о светском образовании еще и не приходилось слышать... Люди не могут читать, но могут смотреть картины. То есть настроения, передаваемые Босхом в работах, это суть трансляции кодов нравственного развития человека, мотивирующие его на борьбу с самим собой, против своих желаний и инстинктов. Творения Босха, например, "Семь смертных грехов и четыре последние вещи", триптих "Искушение святого Антония", триптих «Сад земных наслаждений», нацелены на пробуждение понимания у людей, осознания у них своей греховности. Человек, приходя в этот мир, не приобретает духовное совершенство, а лишь теряет его. Но возмездие ожидает человека в посмертной жизни - жесточайшие испытания ада - удел грешников. Так, в "Семи смертных грехах" Босх изображает нелицеприятную картину человечества. Втретьем фрагменте, например, влюблённые пары, а также артисты и музыкальные инструменты.
Стало быть, сопротивление плоти, похоти, страстям, обуздание их посредством ухода в собственный мир страхов, подкрепляемый духовными ориентирами, доминировали в ценностной линии художника с четким сюрреалистичным началом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|