Синдром «сотой обезьяны» - шуточное определение психологии творчества. Это когда в какой-то момент времени в голове человека что-то словно «взрывается», какие-то невидимые кубики выстраиваются в четко упорядоченную схему и человек разом все понимает: или свою прежнюю ошибку, или новую концепцию или закономерность, где его обманули, или как устроена Вселенная, автор рождает стихи или прозу, математик или физик рождает формулу, Менделеев видит во сне свою таблицу, Энштейн создает теорию вероятностей, просто обывателю снится вещий сон. По словам людей, в такой момент мир словно открывается перед ними, снисходит божественное откровение, будто ангелы берут за руку и ведут во вселенскую кладовую знаний, где можно черпать столько, сколько сможешь унести. Но унести абсолютно все ни у кого не получается: увы, в эту кладовую знаний и тайн мира запускают далеко не всех и только буквально на секунды… Момент творческого озарения лично мне известен не понаслышке. Как писатель, написавший уже почти тридцать книг, из которых шесть являются сугубо научными трудами по истории, философии и политологии, а другие двадцать – научно-популярными книгами по психологии, я до сих пор никак не могу привыкнуть к самому моменту рождения книги. Ты думаешь о ней, думаешь, пытаешься придумать название, мучаешься несколько дней, а то и недель-месяцев подряд… затем в твоей голове что-то щелкает, и книга сваливается в нее сразу вся, разложенная по главам, с выводами и даже иллюстрациями. В этот момент времени, главное, судорожно схватить ноутбук, или хотя бы бумагу и начать писать, писать, писать… А по существу, в этот момент времени вы просто выводишь из пустоты, из небытия ЧТО-ТО, что как будто КТО-ТО тебе щедро подарил. Если бы я написал всего одну книгу, или верил в мистику, можно было бы сказать, что творчеством и наукой руководят какие-то высшие небесные силы. Ну, или, космические, например. Но я, как и большинство ученых, не мистик, в карму, астрал виртуальную связь с Вселенной или Богом не верю. Не верю просто потому, что такое вот снисхождение вдохновения в моей жизни происходит регулярно, и я уже выявил в этом определенные закономерности, в какой-то мере научился этим управлять. Кстати, будучи любопытным человеком, я много раз общался на данную тему с другими учеными и писателями, деятелями культуры. Из этих разговоров я четко понял две закономерности. Во-первых, впечатления и ощущения от творчества у большинства практические одинаковые. Во-вторых, чем больше и целеустремленнее размышляет человек на какую-то конкретную узкую тему, тем выше вероятность творческого озарения. Так что, даже в творчестве – «не подмажешь, не поедешь!». Проще говоря: творческое озарение или «сотая обезьяна» приходят только к тем, кто специально долго, нудно и целенаправленно над этим работают, идут этим пресловутым «обезьянам» навстречу. Теперь давайте языком науки. Психология творчества – одна из самых сложных. Во-первых, очень сложно понять, что же такое само творчество. Если попытаться описать творчество простым языком, это будет звучать так: творчество – это: 1. Способность человека из суммы уже известных обществу предметов, явлений, слов, законов (и т.д.) неустанно создавать нечто принципиально новое, что-то такое авторское, что до него в голову никому не приходило. Пример: поразительно, но авторы песен и стихов из крайне ограниченного набора нот, букв и слов все продолжают и продолжают создавать новые музыкальные и литературные шедевры. 2. Способность человека создавать в своей голове такие нематериальные образы вещей, чувств, понятия, концепции и целые миры, которых в материальном мире нет, никогда не было и может быть и не будет, но при этом, данные творческие выдумки через посредничество людей в состоянии непосредственно влиять на реальный мир. Пример: О том, что в мире существуют какие-то «законы природы», сама Природа даже и не знает. Животное, даже самое умное, не в состоянии придумать новое мифическое существо и начать его бояться, как люди боятся выдуманных ими же самими бесов, троллей и драконов. Из-за понятий «коммунизм» и «капитализм» в кровавых войнах погибли уже миллионы людей, однако сами эти слова невозможно потрогать или укусить, Вселенной на них глубоко наплевать. Понимая, что такое творчество, справедливо спросить: а откуда этот дар у человека? Откуда эти сотые обезьяны? Как бы странно это не звучало: по наследству от наших объзьяноподобных предков. Дело в том, что по мнению специалистов, мозг дикой обычной обезьяны до сих пор гораздо мощнее и эффективнее чем любой шахматный компьютер или компьютеры НАСА или РОСКОСМОСА. Дело в том, что когда обезьяна со скоростью 50 км/час прыгает по веткам в лесу, ее мозг с невероятным быстродействием просчитывает и учитывает скорость и направление ветра, влажность атмосферы, вес обезьяны, породу дерева, по степени цвета ветвей – их гибкость и способность к аммортизации, сцепление с корой, угол уклона ветки и следующего прыжка и т.д. и т.п. Благодаря учету десятков этих параметров, еще только готовясь к прыжку, обезьяна по сути мысленно, виртуально оказывается уже чуть ли не в другом лесу, в том самом, который она еще даже не видит физически, которого, на самом деле, может даже и не быть в природе. Таким образом, способностью фантазировать, создавать то, чего еще нет, нас, как бы приземленно не звучало, человека научили обезьяны, передали нам свою специфику работу мозга. А вот дальше человек пошел сам. В процессе эволюции, он не просто развил мозг, но и научился им управлять. Подчеркиваю: эволюция – это не только усложнение мозга, но и одновременно процесс его освоения. Это примерно то же, как вам дали бы сейчас машину из 23 века и попросили ею управлять. Наверняка у вас были бы с ней множество сложностей. Так вот и с нашим мозгом. Природа выращивала наше сознание пять миллионов. Вырастила. А вот инструкцию по его пользованию, так и не вручила. Вот и получается, что огромным сверхмощным компьютером мы управляем примерно так же, как дикая обезьяна управляла бы космическим кораблем. То есть, спонтанно, дико и совершенно непредсказуемо. Она тыкала бы на все кнопки подряд, а эффект был бы различным. То ничего не происходит, то где-то что-то зажужжало, то дали вкусной еды, а то больно ударили током. Наука и творчество – это по своей сути одновременное покорение человеком и Вселенной (Природы) и… самого себя. Это исследование мира через исследование себя и понимание себя через понимание мира. Огромное число образованных людей, специально посвятившие себя умственному труду, всю свою жизнь узконаправленно думают, думают, думают… И тем из них, кто сумел правильно познать и понять самих себя, кто наиболее точечно сконцентрировался на выбранной теме или проблеме… с какого-то момента начинает помогать собственный мозг. Он просто берет на себя большую часть черновой работы, сам проводит множество логических операций, не привлекая к этому своего хозяина. Внешне, это очень напоминает работу простого электронного калькулятора. Вы сначала задаете ему программу из нескольких операций, затем нажимаете на кнопку равно и… вуаля: вам выдан итоговый результат! При этом, вас мало интересует, каким это образом калькулятор сделал. И вся хитрость в том, чтобы имея калькулятор, уметь правильно им пользоваться, правильно ставить задачу. Если вы это умеете – калькулятор ваш друг. Если вы просто тыкаете кнопки, толку не будет. Даже ультрасовременный калькулятор не в силах вам помочь и будет выброшен на свалку: его жизнь и возможности окажутся нереализованными… Завершая наш разговор: Синдром творческого озарения, известный нам как «эффект сотой обезьяны» - это особое состоянии такой творческой психики, которая управляется человеком, который в этом немного разбирается. А тот кто в этом разбирается профессионально, на постоянной основе – сто обезьян работают на этих людей ежедневно и обязательно доводят его на пьедестал Нобелевской, Букеровской или любой иной престижной премии. Чего всем нам и желаю. В общем, не бойтесь сотой обезьяны в вашем сознании! Подружитесь с ней и она вас щедро отблагодарит.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.