|
Эффект сотой обезьяны?Автор статьи: Шахова Елена Григорьевна
В предыдущих статьях я писала о феномене улучшения выполнения тестов IQ на протяжении последнего столетия (https://www.psyoffice.ru/article/286154/), об экспериментах У. Мак-Дугалла, который получил аналогичные результаты в экспериментах с обучением животных и о том, что для этих феноменов пока нет однозначного объяснения (https://www.psyoffice.ru/article/286297/). Заинтересовавшись этой темой, я проанализировала данные проведенного ранее собственного 2-х летнего исследования когнитивных функций животных, связанного с обучением лабораторных белых крыс избеганию аверсивного (болевого) стимула. И что же? Полученные данные говорили об улучшении понимания животными экспериментального задания и ускорении их обучения на второй год эксперимента по сравнению с первым. То есть, я получила подтверждение результатов экспериментов Мак-Дугалла, что согласуется с предположением Р. Шелдрейка о позитивной связи между скоростью обучения и количеством особей, уже овладевших этим навыком. Мы с вами добираемся до попытки объяснения этих феноменов.
Р. Шелдрейк в 1981 году предложил гипотезу формативной причинности (или морфического резонанса), которая допускает возможность передачи обученного поведения от одной особи к другой. Согласно Р. Шелдрейку, обучение новому навыку сопровождается возникновением «моторного поля» - двигательного варианта «морфогенетических полей», которые определяют форму и организацию систем на всех уровнях сложности. И если большое количество особей данного вида обучаются этому навыку, то его моторное поле все более прочно утверждается, поэтому обучение каждой новой особи облегчается: образуется сильная врожденная склонность к усвоению именно такой модели поведения. Наверное, все знают об «эффекте сотой обезьяны», который так же объясняется этой гипотезой. Гипотеза формативной причинности применима, с точки зрения Р. Шелдрейка, ко всем аспектам поведения человека, в которых повторяются определенные моторные модели [1, 2]. Может быть поэтому маленькие дети чуть ли не с рождения на «ты» с гаджетами? Если рассматривать эффект Флинна с точки зрения гипотезы Шелдрейка, то постоянное повышение показателей IQ свидетельствует не о повышении интеллекта, а только об улучшении выполнения тестов: чем большее количество людей научились выполнять тесты IQ, тем легче их выполнять новым респондентам. Гипотеза Р. Шелдрейка предлагает интерпретации многих физических и биологических феноменов, которые радикально отличаются от традиционных, и позволяет увидеть в новом свете такие хорошо известные проблемы, как: - соотношение физиологического и психологического, - происхождение сознания, - функционирование памяти, - существование наследуемого коллективного бессознательного Юнга и др.
Шелдрейк Р. Новая наука о жизни / Р. Шелдрейк — М.: РИПОЛ классик, 2005.— 352 с. Sheldrake R. Setting science free from materialism / R. Sheldrake // Explore (NY). – 2013. - V. 9, № 4. - Р. 211-218. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|